Эссе«Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?»


Эссе «Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?»

Литература – это проповедь; для тех, кто заблудился, - заповедь; для тех, кто ненавистен, - отповедь»
Ф.М. Достоевский


«Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их».
Иосиф Бродский. С высказыванием поэта о не чтении литературы нельзя не согласиться. Особенно сейчас, в сложившейся ситуации в нашем современном русском социуме. Когда – то гордостью страны было ее первенство в мировом пространстве как «самой читающей страны мира», теперь, к великому сожалению, мы находимся на тридцать шестом месте по чтению литературы. За двадцать пять лет мы потеряли 50 миллионов говорящих людей на русском языке; старшее поколение уходит, а новые поколения потеряли интерес к русскому языку и русской литературе. В странах СНГ усилено внимание к национальным языкам, русскому языку отводится, в крайнем случае, статус официального (н-р, Республика Казахстан). Соответственно русская литература находится в положении «бедной родственницы». Не лучше вырисовывается картина и в нашем образовательном пространстве: с каждым годом учителя констатируют факт снижения интереса учащихся к книге, отмечается низкий уровень выразительного чтения, в молодежной среде «не модным» стало чтение стихов наизусть. Технические возможности современного мира все больше и больше вовлекают нас в виртуальный мир, который стал важнее реального. В виртуальный мир захватывает не только наших детей, но и взрослых. Если говорить о традициях семейного чтения, то ранее их можно было обозначить такой формулой «семья +книга», в настоящее время они плавно перешли в такую «семья +телефон + компьютер», и книге в этой схеме практически не осталось места, к сожалению даже электронной, ее часто подменяют компьютерные игры. Вечный вопрос по Чернышевскому: «Что делать?» Об этом много говорят на страницах научных педагогических изданий, в общественно – популярных телепередачах, но вектор интереса к чтению все снижается. Конечно, все начинается со школы, и здесь отводится главная роль учителю, в большей степени учителю русского языка и литературы. Добросовестные учителя проводят очень много мероприятий, направленных на литературное образование детей (марафоны, литературные гостиные, творческие литературные вечера, викторины и др.), но, к сожалению, положительный эффект от данных мероприятий слишком мал. Они представляют собой «разовые вливания в заболевший организм». Необходима система привлечения учащихся к чтению, которая должна осуществляться непрерывно: начиная с первого класса и заканчивая выпускниками школы, и эта система должна охватывать не только учебное время (уроки, семинары, консультации), но и выходить во вне урочное пространство.. Думаю, что внедрение непрерывных долгосрочных проектов в практику работы школы по организации чтения: «Книжная полка моей семьи», «Любимая книга моей бабушки», «Эти литературные произведения изучали в школе мои родители», «А что читает мой учитель?» и др., принесут положительный результат в чтении книг как детей, так и взрослых. Поднимет проблему неравнодушия к нашей литературе и привлечение родительской общественности, только не через официальную повестку родительского собрания, а через выстроенный диалог между детьми и взрослыми за «круглым столом», или через организацию и проведение совместного прочтения литературного произведения, такой опыт работы в нашей школе мы применяли в Год Литературы. Продолжаем и в этом учебном году, так как он эффективен. Например, в школьном этапе Всероссийского конкурса выразительного чтения «Живая классика» приняли участие не отдельные учащиеся, как это было в предыдущие годы, а классы в полном составе. Конкурс превратился в праздник звучащего русского слова, учащиеся старались показать свои способности в прочтении классических произведений русской и зарубежной литературы.
Опираясь на суждение русского классика Ф.М. Достоевского «Литература – это проповедь; для тех, кто заблудился, - заповедь; для тех, кто ненавистен, - отповедь», придерживаюсь такого мнения, что мы сейчас находимся в позиции заблудившихся, и чтобы найти истинный путь в решении данной проблемы, необходимо искать ее в заповедях русской литературы. А чтобы эти заповеди понять, необходимо читать и привлекать к чтению весь окружающий ребенка мир социума и действовать. В настоящее время Русская православная церковь (РПЦ) создала Общество русской словесности. Ее возглавил патриарх Кирилл, который заявил о необходимости "радикально улучшить ситуацию в нашей школе, в том числе в сфере преподавания русского языка и литературы". Хотелось бы надеяться, что включение духовников в работу по сохранению лучших традиций в нравственном воспитании школьников в союзе с учителями словесности и родительской общественностью дадут положительные результаты, и книга снова займет свое достойное место в нашем обществе.

15