ЭССЕ НА ТЕМУ: «Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?»


ЭССЕ НА ТЕМУ: «Как сохранить в школе традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, языку и слову?»
Что такое литература? Литература – это яркий маяк, который освещает путь кораблям – людям. В книгах мы можем найти ответы на все вопросы. Именно чтение дарит нам мудрость, необходимую для того, чтобы стать полноценной личностью, Человеком с большой буквы. Ещё В.Я. Сухомлинский писал: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда». Я полностью согласна с этими словами, так как, читая книги, мы начинаем разбираться в нравственных понятиях, а главное – читающему человеку, стоящему на распутье, легче сделать выбор, ведь, прожив жизнь какого- либо литературного героя вместе с ним, начинаешь понимать, что хорошо и что плохо.
Однако в последнее время дети чтению предпочитают игры в компьютере, общение в социальных сетях, просмотр передач и фильмов, отрицательно сказывающихся на их нравственном здоровье. Почему так происходит? Я думаю, самая главная причина – семья. Родители, которые не читают сами, которые не имеют в доме книг, никогда не смогут привить любовь к чтению у своих детей. Приведу два противоположных примера из своей практики. В прошлом году я попросила родителей одиннадцатиклассников читать вместе со своими детьми. Они так и сделали. Один из самых запоминающихся дней в школе- когда мальчик, учившийся в 11 классе, пришёл на урок, прочитав полностью произведение М. Шолохова «Тихий Дон» со словами: «Мне так понравился Шолохов, что я решил ещё и «Поднятую целину» прочитать». В этом году- противоположная история. Спрашиваю у мамы одного из своих учеников: «... прочитал рассказ М. Горького?». Она ответила: «Не знаю. БУБНИЛ что-то в своём углу до тех пор, пока не сказала, что надоел уже». Мальчик пришёл на урок неготовым (один из всего класса). А слова мамы ученика заставили задуматься. Я думаю, что для того, чтобы сохранить традиции чтения, ценностное отношение детей к книге, слову в школе, их нужно сохранить в семье, нужно работать с родителями. Необходимо приглашать родителей на уроки литературы, помогать им в создании домашних книжных уголков, проводить беседы о пользе чтения, привлекать родителей к организации литературных вечеров. Но в то же время нельзя забывать и об детях. На уроках нужно использовать различные методы и формы, чтобы увлечь ребят. Традицией в школах должны стать литературные гостиные, «круглые столы», где обсуждаются различные жизненные вопросы на примере произведений (например, «Что такое счастье?», «Легко ли сделать выбор?»), книжные новинки. Огромна роль читательских конференций. Благодаря кропотливой работе, тесном взаимодействии педагогов, библиотекарей и родителей интерес к чтению у ребят возрастёт.
В заключение хотелось бы сказать, что нужно не забывать о том, что именно от чтения зависит, каким будет наше общество: обществом с высокими морально- этическими нормами или обществом, полностью деградировавшим, не знающим нравственные ценности. А наш долг состоит в том, чтобы донести до детей, чем литература может помочь человеку, какими могут быть последствия, если «забросить» книгу, так как нужно не просто читать, а читать ОСОЗНАННО.