Методическая разработка на тему Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САКСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Ю. БОГАТИКОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
РАБОТЫ НА УРОКАХ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Выполнила
преподаватель по классу фортепиано
Полубинская Э.Э.


г. Саки 2015г.
Оглавление

I. Введение
1.1.Нетрадиционный урок
1.2. Нестандартные формы работы
II. Традиционные и нетрадиционные методы обучения
2.1. Основные достоинства игрового метода
III. Виды работы на уроке
3.1.Теоретическая разминка
3.2. Работа в команде
3.3. Музыкальная викторина, кругозор
IV. Заключение

V. Список используемых источников
I. Введение
Урок – центральное явление современного образовательного процесса. Гуманная педагогическая мысль сегодня изменяет ценностные ориентиры урока:
- не объем знаний – но «отношение к знаниям»,
- не «эффективность урока», но «светоносность урока».
Профессиональное обучение музыке, в отличие от системы общего образования, являет пример устойчивости традиции, постоянства. Необходимость преобразований здесь не так очевидна в силу специфики – индивидуальной формы общения учителя и ученика, дающей бесконечные возможности творчества. При этом задача - как осуществить урок как культурное явление в жизни каждого учащегося музыкальной школы – остается нерешенной.
Назрела необходимость в рамках традиционной формы совершенствования структуры урока, методов обучения. Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Поскольку именно урок является носителем функции индивидуализации учения, чтобы действительно стать для ребенка возможностью реализации лучших устремлений и радостью совершенствования, необходима последовательная реализация следующих принципов и задач:
I. Подчинение обучающей функции урока духовно - нравственному началу.
Урок музыки должен быть явлением иной, отличной от обыденной, жизни, вводящим ребенка в мир облагороженных чувств, мыслей, образов, форм общения.
«Животворная сущность урока музыки в том, что он является самой жизнью ребенка на уроке в звуках и образах… ведущий по пути познания мира, по пути самосовершенствования… Духовному началу подчинены знания, умения, навыки, которыми овладевает учащийся» В. Медушевский.
Здесь немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения:
- отказ от шаблона, от рутины в проведении урока;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.
II. Принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства.
Необходимо обеспечить максимальную степень свободы учащихся: возможность сотворчества в выборе формы урока, форм музыкальной деятельности на уроке, в планировании, (постановка целей и задач)…
Таким образом, формы и содержание урока ориентируются на создание условий для проявления самосознания учеников, инициативы, воли к совершенствованию, к познанию. То есть, на этих уроках учащиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. А также - скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям.
III. И соответственно, в отличие от традиционной акцентности урока на цели передачи опыта мастерства, главным в работе становится опыт самосовершенствования, и что еще важнее – радость самосовершенствования. Для этого необходимо, чтобы активность и проявление воли учителя соответствовали активности, энергии устремления ученика.
Цель этапа обучения может проявляться в трех планах:
1- осмысление музыки,
2- овладение образно-художественными средствами,
3- технологическими навыками.
И должна быть ясной не только учителю, но и ученику: учусь «слышать мелодию», учусь ярко «видеть-ощущать» образ каждого произведения.
Итак, целью данной работы является рассмотрение нетрадиционных форм работы на уроках музыкальной литературы.
Актуальностью данной темы является малоисследованный материал и инновации в обучении.
I. Нетрадиционный урок
1.1. Нестандартные формы работы
Нетрадиционный урок – это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций. Ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.
Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
- использование коллективных форм работы;
- повышение мотивации к учебной деятельности;
- развитие умений и навыков самостоятельной работы;
- активизацию деятельности учащихся;
- более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
- становление новых отношений между учителем и учениками, формирование навыков учебного делового общения.
Музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески-индивидуальных представлений в искусстве. В последние годы обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к занятиям музыкальной литературой. Основной причиной такой ситуации является, на мой взгляд, то, что во многих музыкальных школах музыкальная литература занимает второстепенное место в ряду учебных дисциплин. Отчуждения учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. Разрабатывались так называемые «нестандартные уроки», имеющие главной целью, возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Мнения преподавателей на «нестандартные уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы.
Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода:
- уроки-соревнования,
- уроки-конкурсы,
- уроки- игры и т.д.
Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки. Принципы целесообразности и соизмеримости являются ведущими при подходе к планированию и организации урока, в выборе формы урока и его продолжительности: каждый ученик должен получать помощь учителя в той форме и мере, которая является для него актуальной, то есть осознанной, желаемой. Таким образом, урок предстает в трех «ипостасях» - взаимосвязанных ценностных аспектах:
- «урок - общение» - принцип энергии;
- «урок - совместное творчество» - принцип активности;
- «урок - актуальная помощь» - принцип соизмеримости.
Одна из интереснейших для детей форм занятий – «уроки-серии», «уроки-погружения», посвященные музыке одного композитора, (при подготовке концерта-беседы), когда сочетая групповые, индивидуальные и самостоятельно-групповые занятия, «углубляемся» в музыку единого стиля, плана, изучая жизнь композитора и все вместе, «вникая» в суть и детали каждого произведения. Такие уроки можно назвать «уроками вдохновения», где напряженность, коллективность работы и единая задача дают интенсивное продвижение каждому участнику и в осознании музыки в целом, и в исполнительском мастерстве.
Необходимо отметить, что коллективная форма обучения интенсивно развивает возможности учащихся при условии добровольного участия. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов.
II. Традиционные и нетрадиционные методы обучения
2.1. Основные достоинства игрового метода
Традиционные формы Нетрадиционные формы
Направление обучения Предметно ориентирована на усвоение определенной суммы знаний, умений, навыков. Личностно ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого учащегося, развитие его способности и обогащение личного опыта.
Цель Приведение всех к единому результату. Развитие каждой личности учащегося в зависимости от ее потребностей.
Принципы обучения Наглядность, доступность, от простого к сложному, последовательность и т.д. Активность, проблемность, системность, модульность.
Характер взаимоотношений участников Субъектом деятельности является преподаватель, объектом – учащиеся. Субъектами взаимодействия вступают преподаватель и учащиеся.
Деятельность обучаемого Воспроизводящая знания. Творческая.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
1- обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;
2- процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
3- учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
4- развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами – Л. Выготским, Д. Элькониным, А.Леонтьевым. Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально - практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные цели и задачи.
Г.Тарасов отмечает, что важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Э. Гроссе, Д. Эльконин, Г.Нейгауз - ученые и музыканты говорят о двух положительных моментах игровой деятельности:
1 - восприятие социального опыта;
2 - актуализация индивидуального опыта.
И отмечают, что игра, всякий раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому привлекательный для её участников.
Л.С. Выготский называет этот процесс «встречей» общественного и индивидуального, который может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме. Вот этот-то процесс выступает в сознании учащихся как нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает тайну особой притягательности игровой деятельности для учащихся.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка, - вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако, многое шутливое в музыке, в соответствии с характером учебных дидактических задач, может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику активного размышления о ней.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа:
1. Сюжетные игры.
2. Ролевые игры.
3. Игры-соревнования.
Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемы, взаимосвязаны между собой. Они нравятся детям вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Предлагаемый материал был разработан для итоговых уроков по музыкальной литературе для учащихся 4-5-х классов. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.
III. Виды работы на уроке
3.1.Теоретическая разминка
Вниманию учащихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими, (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
Примерный ряд вопросов.
4 КЛАСС
1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И.Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э.Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Изначально у славян она была положительным божеством, хранительницей рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства этой языческой богине придали злые, демонические черты, наделили уродливой внешностью и злобным характером. О ком идет речь?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С.Прокофьева написанный по одноименной сказке Ш.Перро?
5 КЛАСС
1. Героем какой баллады М.Глинки является Наполеон?
2. Вспомните названия хоровых и певческих голосов.
3. Музами какого романса, созданного во славу «чудного мгновенья любви», стали мать и дочь - Анна и Екатерина Керн? Знаете ли вы, что судьбе было угодно, чтобы композитор полюбил такой же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать. Кто они?
4. Назовите фамилии композиторов в хронологическом порядке:
Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Варламов, Шуберт, Глинка.
5. Какая баллада И.Гете послужила программой одноименного
симфонического скерцо французского композитора П. Дюка?
6. Откуда эти строки. Кто автор текста?

Между небом и землей Песнь моя, лети с мольбою
Песня раздается, Тихо, в час ночной.
Неисходною струей В рощу тихою стопою
Громче, громче льется... Ты приди, друг мой.
7. Какая часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» является единственным сольным номером в этом произведении? Для какого голоса она написана?
8. Как называется пение хора или ансамбля без музыкального сопровождения?
9. Как называется основное богослужение православной церкви?
10. Что такое «вокализ»?
3.2. Работа в команде
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ.
Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки:
- интонирования
- слухового анализа,
- владение фортепиано,
- знание исторических дат,
- знание литературных произведений.
4 КЛАСС
1 . Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.).
2. Установить возможные логические связи:
Дирижер
духовой гусли
гармонь песня
домра оркестр
певец полифония
Хор орган
гитара
3. Соотнести с именем композитора портрет:
- фрагмент его биографии,
- фрагмент истории создания произведения,
- фрагмент самого произведения, (исполнить, сольфеджируя, или на инструменте).
4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
- духовые,
- струнные,
- ударные,
- русские народные инструменты,
- инструменты симфонического оркестра и т.д.
5 КЛАСС
1. Музыкальное послание.
В нотном примере, составленном из нескольких тем:
- исполнить (сольфеджио, фортепиано),
- обозначить границы, назвать произведения.
2. Портретный ряд.
Из предложенной серии портретов композиторов найти автора
музыкального послания.
3. Творческое наследие композитора - автора музыкального послания.
Эпоха, страна, творчество.
4. Знаменательные даты.

1804
1840 1812
1242 1791
Родился П.И.Чайковский
Начало Отечественной войны
Год смерти В.А.Моцарта
Родился М.И.Глинка
Ледовое побоище.
3.3. Музыкальная викторина. Кругозор
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение учащихся, исполнение заранее подготовленных номеров, (музыкальное послание другу).
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.
Примерный перечень вопросов
1. Современниками каких композиторов были: С.Эйзенштейн, Е.Керн, М.Фогль, Д.Гвичарди, А.Сальери и т.д.
2. С 1958 года молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени...
3. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов.
4. Русский художник автор портретов М.Мусоргского, М.Глинки.
5. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов.
6. Наш музыкальный город. Вопросы, связанные с музыкальной жизнью родного города:
- Когда был организован симфонический оркестр Симферопольской филармонии?
- Кто руководит оркестром?
- Назовите солистов филармонии?
- Какое событие произошло... и т.д.
Широкое применение в педагогической практике нашли так называемые уроки-путешествия и уроки - практические занятия.
Например, заключительный урок в 4 классе II четверти представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки и события разворачиваются по придуманному же самими учащимися, с помощью педагога, сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов, основная задача которых взять интервью у инструментов, а дома записать его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.
Урок - практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение, (целое, не фрагмент), с ясно различимыми границами музыкальной формы:
Первое прослушивание - предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли он на протяжении пьесы.
Второе прослушивание - определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.
Третье прослушивание - определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.
Заключительное прослушивание - заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Таблица для комплексного анализа музыкального произведения
Средства музыкальной выразительности A D C
Темп Регистр Динамика Мелодия Аккомпанемент Лад Размер Ритм Штрих
Задание позволяет выявить многое:
- знание учащимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений,
- умения вычленять эти изменения на слух.
Но самое важное - это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа. Учащимся предлагается воспользоваться набором признаков характера, (художественных настроений) по В.Ражникову, который поможет точнее чувствовать и осознавать психологическое качества каждого настроения, его характер, эмоциональную особенность. Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.
IV. Заключение
Следовательно, обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний. Для учащихся нетрадиционный урок – это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные, эмоции, ощущение себя в новом качестве - значит новые обязанности и ответственность.
Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью.
Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы – это характерная особенность работы современных преподавателей. Поэтому, воспитывая самосознательность соответствующей организацией учебной деятельности, создавая возможности для реализации ученической свободы, стремясь к одухотворению общения на уроке, мы умножаем возможности урока музыки как средства инициации творческих сил ребенка и развития потребности в глубоком общении с Музыкой.
V. Список используемых источников
1. Ражников, В.Г. Словарь признаков характера звучания // Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. – М.: Классика-XXI, 2004. – С. 136-140.
2. Ражников В.Г. Путеводитель по дневнику творческого развития. Дневник творческого развития. – М., 2000. – 79 с., 125 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС - пресс, 2004. - 365с.
4. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
5. О. Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000 Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск,1988
6. Панова, Г.Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки / Г.Г. Панова // Музыка в школе, 2001. – №4. – С.57-63.
7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада / Н. Суслова // Музыкальная жизнь. - 2013. - № 4. - С. 68 - 72.- (ОБРАЗОВАНИЕ)
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 186.
9. Тарасов Г. С. Психология художественной игры //Музыка в школе. – 1988. – № 1. – С. 15–20.