Авторские настрои в логопедической практике


Авторские настрои и ритуалы в логопедической практике

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач, но приоритетной в дошкольном образовании является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Как известно, дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) имеют свои особенности, одной из которых являются нарушения эмоционально-волевой сферы. Для данной категории детей преодоление нарушений речи – сложный, напряжённый процесс. Кроме того, нужно ещё усвоить общеобразовательную программу, которая предъявляет высокие требования для обеспечения интеллектуального развития. Эти повышенные нагрузки, чрезмерный объем материала могут стать причиной нарушений сна, головных болей, плаксивости, сонливости в дневные часы, пассивности, т.е. явиться причиной дальнейших отклонений в здоровье. Поэтому всю коррекционно-развивающую работу с детьми нужно проводить, одновременно формируя у них положительные эмоции.
Известные психологи Л.С.Выгодский, В.С. Мухина считали, что все изменения в познавательной деятельности в период детства неразрывно связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере ребёнка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, внимание, мышление, воображение. Положительные эмоции способствуют развитию волевых качеств, полноценному воспитанию личности. Отрицательные эмоции, вызывающие разбалансировку чувств, и как следствие - возникновение сложных эмоциональных расстройств, приводят к отклонениям в развитии личности ребёнка, к нарушению его социализации и коммуникации. Важной задачей учителя – логопеда считаю поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции в процессе деятельности - необходимое условие нервно-психического здоровья детей, так как они активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, вызывают интерес к занятиям. Отсутствие интереса к занятиям является сильным фактором утомляемости. Чтобы сбалансировать эмоциональное состояние воспитанников, вызвать интерес к совместной деятельности, я использую авторские ритуалы и настрои, которые не только создают положительный эмоциональный фон, настраивают детей на совместную работу, но и способствуют формированию коммуникативных навыков, коррекции нервно - психических нарушений (по мнению В.Г. Алямовской, до 40% дошкольников имеют пограничные нервно-психические нарушения).
Ритуалы и настрои побуждают детей говорить добрые, ласковые слова. Повторение добрых слов формирует эмоциональный словарь детей, обогащает чувственную сферу, делает детей отзывчивее к чувствам других..
Настрой на положительные эмоции «Солнышко»
Тёплыми лучами гладит нас оно.
Губки улыбнулись, глазки улыбнулись.
Нам светло и радостно, от солнышка тепло
Пожелаем всем добра, Света и Любви!
Солнышко любимое, грей нас и свети!
Выполнять из положения «сидя на корточках», подниматься, разводя руки в стороны, и поднимая вверх (вдох), опуская руки вниз (выдох), гладить себя по плечам.
Настрой «Солнечный зайчик»
Солнечный зайчик заглянул в глаза,
Он погладил щёчки, дальше побежал.
Он погладил шейку, ротик, лобик, нос.
Озорник наш зайчик,
Радость нам принёс!
Дети улыбаются, поднимают руки вверх, гладят щёчки, лобик, нос, шею (используются элементы самомассажа).

Настрой «Солнечный свет»
Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Соберу в ладошки я
Солнца чистый свет.
Дам вам всем по лучику-
Это мой привет!
Каждому по лучику,
Каждому – тепло!
И от этих лучиков
Стало нам светло!
Вместе с детьми поднимать руки вверх, затем вытягивать вперёд.

Настрой «Комплименты»
Давайте будем говорить
Лишь добрые слова,
Всем нужно знать:
На свете жить
Без доброты нельзя!
Дети, взявшись за руки, говорят друг другу добрые слова.

Ритуал «Поделись радостью»
Рады видеться друзья, без друзей никак нельзя.
Поздоровайся с соседом, улыбнись,
Радостью с соседом поделись.
Говорить слова красивые не ленись.
Дети, поворачиваясь друг к другу, здороваются, говорят слова приветствия: «Доброе утро», «Рад тебя видеть», «Доброго здоровья» и другие добрые слова или пожелания.

«Дружная семья»
Дети стоят, взявшись за руки, и проговаривают:
«Мы дружная семья,
И здесь нас 10 «Я»,
Мы – добрые, мы сильные, мы славные друзья!».

Эти настрои и ритуалы создают очень хороший эмоциональный фон, учат детей доброте, умению общаться, формируя тем самым и социализацию и речевую коммуникацию. Дети легко входят в занятие. Как показала практика, эти настрои и ритуалы актуальны в любой возрастной группе. Наши занятия начинаются с улыбки, а дети учатся быть Людьми.


Ссылка на электронные ресурсы:
http://veterok1.jimdo.com/образование/здоровье-алямовская/
15