Урок закрепления и применения новых знаний на практике в технологии деятельностного метода


План-конспект урока по русскому языку
Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике в технологии деятельностного метода
Основные цели:
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о суффиксе и его назначении в слове.
Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
1.выявить затруднение в усвоении учебного материала, определить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Суффикс».
Развивающие:
развивать навыки словообразовательного разбора и разбора слова по составу;
совершенствовать умение видеть орфограмму в суффиксах существительных
развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
Воспитательные:
1.воспитывать ответственность, собранность, создать условия для реализации самооценки учащихся.
Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове;
Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.
Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
Принципы обучения:
Дидактические:
Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах).
Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).
Активности и сознательности учащихся в обучении (составление алгоритма;
Наглядности (использование карточки дидактического материала).
Общеметодические:
•Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).
•Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).
•Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).
Частнометодические:
•Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).
Методы формирования понятий и контроля знаний
•Постановка учащимися учебных задач.
•Решение учащимися учебных задач.
•Выполнение заданий по тексту, составление алгоритма.
•Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.
Методы формирования умений
•Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.
Средства обучения:
•карточки с заданиями,
•таблица “Суффиксы и их значения”.
Этапы урока
Содержание этапа .1.Организационный момент
цель , которая должна быть достигнута учащимися :подготовиться к продуктивной работе на уроке .
цель , которую учитель хочет достичь на данном этапе :Способность подготовке учащихся к продуктивной работе .
задачи :-создать положительный эмоциональный настрой ;Методы : словесные , объяснительно-иллюстративные .
-Добрый день .Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность .
- Чему были посвящены наши последние уроки?
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с суффиксами и их назначением в слове и выявим затруднения в усвоении данной темы.
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, пробелы в знаниях, а потом сами исправим их и получим новое знание)
- Что мы должны делать, если хотим получить хорошие знания? (трудиться)
Если постараться,
Можно разобраться,
Если потрудиться –
многого добиться.
2. опрос учащихся по заданному материалу .Цель, которая должна быть достигнута учащимися : повторить сведения о суффиксах, для открытия новых знаний .
Цель , которую хочет достичь учитель :
организовать работу по повторению сведений о суффиксах.
Методы организации работы : словесные.
Методы: учебный диалог , работа в группах . - С чего начнём работу на уроке?
(С повторения)
- Что такое морфема?
- Что такое суффикс?
-Для чего служит суффикс?
Работа в группах.
1 группа.
Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство?
Ребята выполняют разбор слов по составу.
2 группа.
Спишите, вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму.
Велосипед…к,ореш…к, гараж…к, салат…к, карниз…к, солдат…к, грибоч…к, паркет…к, брат…к, горош…к, ровеснич…к, лепесточ…к.
3. Изучение учебного материала .А.Актуализация опорных знаний .Цель, которую хочет достичь учитель :создать проблемную ситуацию для проведения к теме урока .
Методы : пробуждающий от проблемной ситуации диалог .
Б .Постановка учебной задачи .
Цель : обсудить затруднение и сформулировать цель урока .
Метод :работа по плану
− Какое задание вы выполняли?
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем ,одинаковы ли суффиксы в данных словах).
− Почему же возникло затруднение?
(Мы не знаем значения суффиксов, не можем правильно выполнить разбор слов по составу).
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Повторить всё, что знаем о суффиксе, повторить значение и правописание суффиксов существительных и прилагательных )− Сформулируйте тему урока. (Суффикс и его назначение в слове)
− Чтобы вы смогли сами устранить ошибки, я вам предлагаю работать по плану.
На доску вывешивается план:
Понаблюдать за составом слов – имён существительных и прилагательных.
Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: с помощью каких суффиксов образуются имена существительные и прилагательные.
Создать опорную схему для решения поставленных задач.
В) Открытие новых знаний Цель:обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм действия .
Методы : учебный диалог, моделирование, работа в группах, составление алгоритма. −Я предлагаю вам работать в группах.
(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)
− Выполните задания в группах.
(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)

Строить строительство
Собирать собирательство
Учить учительство
Вывод: суффиксы в приведённых словах разные: учительство – это «учителя и учительницы», значит, слово делится на части выделением трёх суффиксов (и, тель, ств). Строительство – это процесс возведение сооружений, а собирательство – это процесс собирания чего-либо, поэтому здесь суффикс тельств. Значит, чтобы правильно выделить суффикс в слове, следует правильно определить его значение.
Платоч…к, зайч…к, пирожоч…к, ключ…к, мяч…к, подзаголовоч…к, стульч…к, брат…к.
Вывод: в словах с суффиксом ек гласный е становится беглым. Например, платочек – платочка.
Составляем алгоритм действия.
1.Находим орфограмму в суффиксах ек,ик.
2.Изменяем форму слова.
3. Смотрим, есть ли беглый гласный.
4.Да, пишу ек; нет, пишу ик.
4.Первичное закрепление .Цель :учиться правильно писать слова с суффиксом ик и ек .
Задачи :умение выполнять действие по алгоритму .
методы : фронтальная , работа в парах.
− Закрепить правильно писать слова с суффиксом ик и ек вам поможет следующее упражнение: с.164 упр. 397.
- Подберите однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.
- Расскажите друг другу, как образовались эти слова
(затем несколько учеников проговаривают вслух)
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель :каждый для себя должен сделать вывод о том ,что он уже умеет .
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Машина - машинист
Гитара – гитарист
Пианино – пианист
Виолончель – виолончелист
Водит - водитель
Переплетает – переплётчик
Грузит – грузчик
Охотится – охотник
Добывает – добытчик.
Забор –заборчик
Мотор – моторчиеПорог – порожек
Лещ –лещик
Пёс - пёсик
Ребята выделяют суффиксы
6.Включение в систему знания и повторения .Задачи :учить подводить итог работе, делать выводы
Цели :воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста.
Методы :разгадывание шарады − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?
- Разгадайте шарады.
Корень тот же, что и в слове склоняться, суффикс тот же, что и в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.
Корень тот же, что и в слове полагать ,приставка из слова приложение, суффикс тот же, что и в слове восклицательный, окончание такое же, как в слове числительное, а целое – слово, обозначающее признак предметов.
- Составьте и запишите словосочетания с этими словами, разберите их по составу.
- Запишите новые словарные слова: конфета, корзина, костюм. Как эти слова связаны с темой нашего урока? Можно ли образовать от этих слов новые. Добавив суффикс. Какие слова у вас получились. С одним из слов составьте простое предложение, запишите его.
5 Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель :осознание учащимися своей УД ,самооценка результатов деятельности своей и класса. -− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
-Ребята , у вас на партах лежит конверт .В нем вы найдете изображения трех предметов :чемодан , мясорубка и корзина для мусора .Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок , который считаете нужным .Чемодан- на уроке чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем .Мясорубка – не все понял на уроке ,полученную информацию нужно дома переработать .
Корзина –ничего не понял , знания не пригодятся.
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
- Как не ошибиться при обозначении суффикса в слове?
С помощью каких суффиксов образуются существительные?
Как проверить правописание е и и в суффиксах ек и ик?
− Что вам помогло восполнить пробелы в знаниях и открыть новое знание?
Был ли этот урок для вас полезным?
Домашнее задание .Цель :закрепить и систематизировать знания учащихся о суффиксе и его назначении в слове