Статья Развитие познавательного интереса и творческого мышления при обучении биологии

Афанасова Галина Сергеевна.
МБОУ «Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа».


Развитие познавательного интереса и творческого мышления при обучении биологии.

«Страшная это опасность – безделье за партой,
безделье месяцы, годы. Это развращает морально,
калечит человека и ничего не может возместить
того, что упущено в самой главной сфере, где человек
должен быть тружеником, - в сфере мысли».

В. А. Сухомлинский

Воспитание в школе мыслящей творческой личности, вооруженной необходимыми знаниями, готовой вступить во взрослую жизнь – основная задача школьного учителя на современном этапе. Это невозможно без формирования у учащихся познавательного интереса, без развития творческого критического мышления. Результаты обучения позволяют определить, удачны ли выбранные методы, внести необходимые изменения с учетом особенностей учащихся. Создание доброжелательной атмосферы на уроке способствует развитию способности мыслить свободно, без страха, творчески.
Потребность в познании – это одна из начальных потребностей человека. Но и она нуждается в заботливом и разумном воспитании. Её нужно поддерживать, укреплять и развивать. Если вопросы «маленького почемучки» остаются без ответов, то ребенок перестает их задавать. Придя в школу, ребенок выясняет, что учение совсем не является радостью, а только унылой обязанностью. Если в учении разрушается связь с положительными эмоциями, то разрушается и потребность в познании. Трагичность последствий проявляется в том, что ребенку становится не интересно учиться, но самое главное, что перестают развиваться способности ребенка.
К сожалению, чаще всего учитель стремится дать определенный объем знаний ученикам, забывая о формировании психических функций: мышления и познавательной активности. Интерес положительно влияет на все психические процессы, стимулирует умственную работу, развивает мышление. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким, интересное запоминается легко, быстро и прочно, неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко забывается. Интерес значительно повышает работоспособность, скучное обучение быстро приводит к утомлению (Г. И. Щукина).
Несомненно, необходимо воспитывать сознательное отношение к учебным обязанностям, но нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого развиты воля и сознательность. Более того, природа отпустила ему намного меньше работоспособности, чем требует от него школа. Таким образом, вопрос о воспитании познавательного интереса – это вопрос о воспитании личности человека.
Развитие интереса к предмету начинается на уроке. Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряженность изучаемого в умелом изложении учителя передаются школьникам, заражают их, вызывая интерес. Биология дает этому полный простор. Учитель увлекает учащихся содержанием, ведением урока, ученики слушают не отрываясь. Это временное эпизодическое поддерживание интереса. Но учитель снова ведет урок. Развивая проблему, он побуждает активность учеников, побуждает их мыслить и искать ответ. Интерес закрепляется и становится устойчивым, побуждает учащихся решать поставленные вопросы и после урока.
Отношение к предмету сохранится, если его поддержат дома, разовьют в школе, направят школьника к подлинно познавательной книге. Тогда интерес – отношение может стать направленностью личности, когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни школьника. Это высший этап развития интереса (Н. Г. Морозова).
Зная, какой объем фактического материала должен усвоить ученик, изучая биологию, невольно скажешь: «Всё знать невозможно». Но надо уметь думать! Что означает умение думать применительно к школьнику? Это означает, что ученик может сам анализировать проблему, ставить вопросы, планировать ход решения, проверять и оценивать полученные результаты, выявлять закономерности использовать свои знания в новых условиях, выявлять моменты, вызывающие затруднение.
Какими методами и способами достичь этой цели – развитие мышления? Каждый учитель решает этот вопрос по-своему. Общие условия, на мой взгляд, следующие: 1). Простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности детей. Ученик должен чувствовать, что на уроке он может спорить с учителем, с текстом учебника, выдвигая свои доказательства и опровержения. 2). Учитель должен продумать все детали организации каждого фрагмента урока, то есть он должен направлять активную деятельность учащихся. 3). Биология должна быть ближе к природе. На уроках обязательно наличие изучаемых объектов, проведение наблюдений и опытов.
Познавательный интерес и творческое мышление – эти два психических процесса развиваются как единое целое.
Заставить класс внимательно слушать ответ товарища, закрепляя при этом свои знания, можно только в одном случае – если этот ученик уже в школьные годы стал хорошим оратором. А таких не много и среди учителей. «Включить» внимание учащихся, их мышление и повысить интерес при опросе мне удается следующими приёмами: 1). Рецензирование ответов. Анализировать ответы и давать оценки при соответствующей подготовке дети могут уже в 5 классе. А научившись оценивать ответ других, он будет в соответствии с этим составлять свой ответ и приучится к самоанализу. 2). Метод закрытой доски. Задания на повторение материала выполняется одновременно на невидимой для класса доске одним учеником и остальными в тетрадях. Для этого подбираю задания, не требующие на выполнение много времени (например: «Найди пару» по анатомии и систематике организмов). Логику рассуждений учащиеся демонстрируют при объяснении ответов. 3). При выслушивании монологических ответов школьникам даю задание: составить дополнительные вопросы отвечающему ученику, что бы он сам дополнил свой ответ. Эти вопросы обычно задает учитель и у доски начинается диалог учителя и отвечающего. Дети не включены в этот разговор и скучают. Я же часть своих функций отдаю ученикам, и они успешно их выполняют, при этом показывают свою подготовку к уроку, что обязательно оцениваю. 4). Знания ребенка должны оцениваться как можно чаще. Для того что бы разнообразить формы опроса и быстро проверить усвояемость материала я разработала по каждой теме наборы разноуровневых карточек: карточки – задания с рисунками для письменных ответов; карточки – тексты с пропущенными словами; задания с проверкой практических навыков работы с увеличительными приборами, микропрепаратами, гербариями, определительными карточками; карточки для фронтального опроса с целью развития логического мышления и речи учащихся (например: «Третий лишний»). Особый интерес у детей вызывают задания: «Найди ошибки». Слушая текст, ребенок должен найти ошибку и, объяснив, исправить её. Ролевые фрагменты при опросе значительно повышают интерес и позволяют обсудить проблему с разных точек зрения. Вопросы – размышления, проблемные вопросы, вопросы – противоречия вызывают интерес у всех детей значительно больше, чем просто пересказ текста. Часто использую карточки с проверкой биологических терминов, так как знание терминологии формирует научный стиль речи учеников. Для слабоуспевающих учеников предлагаю опорные слова, используя которые они составляют рассказ о каком-либо объекте или процессе.
Эти и многие другие приёмы позволяют довольно скучный этап урока (опрос) сделать более интересным для школьников, «включить» их в мыслительную деятельность с начала урока.
Чтобы научить детей думать, открывать новое на уроке, я думаю и открываю вместе с ними. Приходится много придумывать при подготовке к уроку. Объясняя новый материал, необходимо так составить систему вопроса и заданий ученикам, чтоб отвечая на них они сами, на основе уже знакомого, пришли к открытию нового. А когда ребенок сам что-то открывает, он запоминает это навсегда. Можно выделить несколько типов вопросов стимулирующих активную умственную деятельность учащихся: 1). Вопросы – противоречия. Например: почему клюква, которая растет на болоте, имеет признаки растений засушливых мест обитания? 2). Вопросы, требующие установления сходства и различия. Например: какие общие признаки появились у растений и животных в связи с выходом на сушу. 3). Вопросы с установлением причинно-следственных связей. Например: почему именно осенью наступает листопад? 4). Вопросы – логические цепочки. Например: как боеспособность английского флота зависела от количества «старых дев»?
Особенно ценю те моменты, когда дети, увлекаясь материалом, задают вопросы мне. Значит думают! Вопросы учащихся свидетельствуют о характере их познавательных интересов, о том, что ученик не механически слушает и заучивает материал, а думает, сомневается, самостоятельно оперирует знаниями. Поэтому я сознательно побуждаю детей задавать вопросы, находить материал в дополнительной литературе, находить ошибки в учебнике.
Легко постигать общие закономерности развития природы в старших классах помогает хорошая подготовка в среднем звене. Учитывая знания учащихся и их способности, уже в 6-7 классах начинаю вводить те термины, с которыми по программе знакомятся лишь в 9 классе. Дети легко их запоминают и оперируют ими. Неоднократное возвращение к ним в течение учебного года позволяет их запомнить даже слабым ученикам. Изучая особенности растений, животных, человека всегда отмечаю общие закономерности развития и строения. Подобное опережающее обучение позволяет заложить ту основу, на которой изучение эволюции, цитологии, генетики не покажется трудным. Кроме того, формируется биологическое мышление, научный стиль изложения своих мыслей.
В настоящее время каждому человеку жизненно необходимо иметь основы биологических знаний. Не зная закономерностей развития природы, нельзя сформировать экологически грамотных людей, ведущих здоровый образ жизни. В школе необходимо обеспечить генетическую грамотность школьника. Понимание последствий, связанных с загрязнением среды, алкоголизмом и наркоманией, применением излишних доз лекарств, поможет уберечься от многих трагедий. Поэтому в теме «Кровь» в 9 классе и в теме «Цитология» в 11 классе объясняю строение вируса ВИЧ, особенности протекания и профилактики СПИДа. В теме «Обмен веществ» обязательно провожу урок: «Наркомания – что это?» Традиционными стали уроками с приглашением врачей по половому воспитанию школьников. На элективных курсах изучаем состав пищевых продуктов, анализируя пищевые добавки, биологически активные вещества (БАДы), состав косметических средств, прививая навыки здорового образа жизни.
Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразна. Чтоб школьники с интересом ждали урока, необходимо в материал каждого урока и в способ его проведения включать, что-то новое.
Без игры ребенок не может нормально развиваться. Младшие и средние классы школы - это время упоительных игр. В игре на 25% повышается познавательная активность. Игровые моменты на уроке позволяют интеллектуально-пассивным детям «включиться» в умственную деятельность и выполнить такой объем работы, который ему не доступен в обычной учебной ситуации. Чтобы разнообразить учебную деятельность, использую различные формы проведения уроков: беседа, лекция, семинар, игра, путешествие, зачет, экскурсия, лабораторная или практическая работа, регламентированная дискуссия, дебаты, защита реферата или презентации.
Продуктивность творческого мышления повышается при групповом решении задач, которое получило название «мозгового штурма». Человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе. Групповая работа вызывает соревнование между членами группы, что также стимулирует творческое мышление, учит детей навыкам общения, умению выслушивать чужие мнения. Учитель же создает атмосферу доброжелательности, всемерно поощряет старание, любознательность, инициативу школьников. Работу в группах я организую на обобщающих уроках по систематике растений и животных и при проведении экскурсий.
Когда интерес учащихся к предмету сформирован, предлагаю выполнить творческие задания, заниматься дополнительно в кружках и факультативах, посещать элективные курсы, выполнять домашние контрольные работы и заниматься исследовательской деятельностью. Это позволяет выявить по-настоящему творческих и увлеченных биологией детей. Они являются постоянными участниками и победителями олимпиад и конференций юношеских исследовательских работ.
Главным результатом своей работы считаю высокие баллы моих учеников на ЕГЭ. Только в Северный Государственный Медицинский Университет поступило более 60 моих учеников. Их интерес к биологии стал определяющим в выборе профессии. В последние годы мои ученики регулярно участвуют в областных олимпиадах по биологии и экологии и областных конференциях научно-исследовательских работ.

Литература:

1). Н. Г. Морозова. Учителю о познавательном интересе.
2). Г. И. Щукина. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Просвещение, 1971г.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15