Использование инновационных технологий обучения детей с нарушением слуха

Использование инновационных технологий
обучения детей с нарушением слуха
Введение.
     Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. В школе-интернате ля обучающихся воспитанников II вида применяются на практике новые педагогические технологии, реализуется опытно - экспериментальная работа по обучению детей с нарушением слуха, оказывается психологическая поддержка и социальная помощь всем учащимся по мере необходимости, осуществляется их медицинское сопровождение.         Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата. Различают четыре основные группы технологий: -объяснительно-иллюстративные; - личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения,модульногообучения); -развивающие; -коррекционные.     Традиционная технология – технология, построенная на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика. Корень этих проблем лежит не в настрое этих детей, а в процедуре, которую задает эта технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. В такой системе есть несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированных на социальный заказ,  на безусловное прохождение программ. Желание ученика связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, с развитием способностей, утверждения себя в среде сверстников как яркой индивидуальности. Рассогласованность позиций обучающих и обучающихся преодолевается в основном с помощью дисциплинарных мер. Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя. Ученики ничего самостоятельно не делают, не думают, а просто сидят, слушают и выполняют элементарные задания учителя. Самым сильным негативным фактором, заложенном в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения является выполнение учебных действий в принудительном режиме. Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого.      По мере взросления детей сопротивление детей прямому воздействию педагога возрастает, объем же его работы увеличивается, содержание учебных дисциплин усложняется. Силы учителя уходят на преодоление нежелание детей учиться. Работа превращается в тяжелый непосильный труд. Постоянная ситуация навязывания своей воли другим, приводит к негативным изменения в психике педагога. Особое значение этот факт приобретает в коррекционной школе, который обусловлен низким уровнем познавательной активности и наличием пубертатного периода. В.А.Сухомлинский в книге “Сердце отдаю детям” пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома.        Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось да и сейчас понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. У ребенка отсутствует возможность выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестают что-нибудь учить, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить и сделать не смогут. Еще Д.И. Менделеев говорил преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. В коррекционной школе можно проследить перегрузку учащихся при выполнении домашнего задания. Если домашнее задание большого объема и не предлагается по образу и подобию классной работы, то это может привести к возникновению у учащихся тревожности, страха, боязни оказаться подвергнутым публичным санкциям и осмеянию.         Применение компьютерных технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в школе-интернате для слабослышащих детей дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого. На данном этапе компьютер не может и не должен быть только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом решения самых трудных для ученика учебных и житейских задач.      При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.        К личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.      Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.        Эта структура включает в себя следующие подсистемы: 1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях. 2) психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции. 3) опыт, включающий знания, умения, привычки. 4) направленность личности, выражающее ее потребности, мотивы, интересы.                    Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения в определённой степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.          Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты свой деятельности. Начиная с начальной школы, учителя начальных классов уже используют личностный подход к обучению на уроках труда, позже  в кружках доп.образования: рисования и бисероплетения, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.    Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Так при формировании произносительной стороны речи у детей с потерей слуха учителями-дефектологами используются элементы данной технологии. Например, существует модуль “Дыхание”, “Звуки”, “Ритм”, “Слитность, “Слова”, “Тексты” и т.д. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам произношения. Он состоит из последовательно усложняющихся задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Так педагогами-дефектологами и учителями русского языка выстроена система глобального восприятия литературных текстов художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать у глухих учащихся навыки самостоятельной работы над текстом. Основной трудностью является глобальное восприятие текста. Для глухих сложно соотнести читаемое с прочитанным учителем. Это для них огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти, а главное – осмысленного восприятия предлагаемого материала. Большое затруднение учащиеся испытывают при пересказе текста. И немногие из глухих детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают особых трудностей у учеников. Но это еще не сформированная самостоятельная письменная речь. Интегрированное применение спецметодики работы над текстом учителями русского языка и учителями-дефектологами дает мощный толчок к развитию самостоятельной письменной речи – одному из важнейших средств коммуникации глухих школьников.      Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.      Использование коррекционных педагогических технологий в школе для детей с нарушениями слуха и речи предполагает комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.      По математике создано эффективное условие обучению счетных навыков и выполнению программы  школы слабослышащих, что позволило систематизировать имеющийся опыт проведения уроков математики. Данная педагогическая технология по обучению математике слабослышащих детей детей раскрывает систему работы таким образом, чтобы учащиеся последовательно изучали связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Последовательное усвоение и накопление словаря.       Для создания эффективных условий обучения и воспитания глухих детей, не прошедших дошкольную подготовку и не владеющих речью была разработана педагогическая технология по обучению языку в 3-х разделах: обучение дактильной речи, устной речи и грамоте. Обучение дактильной речи предполагает использование методического пособия, содержащего дактильно-знаковые формы для зрительного восприятия, системы упражнений, направленных на развитие, закрепление и уточнение приемов дактилирования, упражнений, направленных на раскрытие значений слов, накопления словаря.       Педагогическая технология по формированию орфоэпических норм произношения для детей с недостатками слуха нашла широкое применение в работе учителей-дефектологов. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов. В результате неслышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринимать на слух лишь ударную часть слова. А это не может служит полноценной основой для формирования лексической стороны речи. Несформированность грамматического строя речи ведет к неправильному согласованию слов, неверному употреблению падежных окончаний, пропуску предлогов и других ошибок. Письменная речь отражает недочеты устной речи. Фонетическая сторона речи несовершенна. Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм. Изучения орфоэпических норм является важным разделом работы над произношением, которая осуществляется на уроках РВС и ФП. Технологии компенсирующего обучения, где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития детей, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников.      К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:   обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);   одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;   использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);   взаимообучение, диалогические методики;   оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.        Источники:
Применение компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения слабослышащими учащимися учащимися на уроках РСВ и ФП на второй ступени обучения
Предмет (направленность): РСВ и ФП.
Возраст детей: 15-18 лет.
Место проведения: кабинет слуховой работы
Введение
Мы живём в то время, когда компьютер занял прочные позиции практически во всех областях науки, образования, производства, облегчая возможность получения любой информации, обработки её и применения в нужных целях.
Сейчас практически каждый дефектолог, каждый учитель слуховой работы, каждый логопед имеет свой ПК в рабочем кабинете и всё глубже осваивает компьютерные технологии, оценивая важность получения доступной информации и применения её в практических целях.
Учитель может принять участие в любом проекте, конкурсе, выйдя на определённый сайт и выложив там свои работы. Может получить оценку своей работы в форме комментария или отзыва. Может поделиться опытом и перенять его, поделиться мыслями, размышлениями, творческими разработками и получить необходимую информацию любого направления педагогической деятельности, а затем использовать её по необходимости в своей работе.
Компьютер является важным средством общения и для учащихся, как в личной жизни, так и в учёбе. Сейчас практически каждый школьник может при направляющей деятельности учителя использовать компьютерные программы для получения информации разного характера, для общения и развлечений.
Совместная деятельность учителя и ученика принимает новые формы: у них строятся новые рабочие отношения, осваиваются новые формы деятельности на уроках, перестраивается содержание работы, меняются методы и приёмы в учебной деятельности, сама организация учебного процесса. При применении инновационных технологий происходит развитие творческого потенциала и учителя, и ученика, повышается мотивация учащихся к овладению словесной речью, улучшаются их произносительные навыки, расширяется кругозор.
1.Главная трудность работы с детьми с нарушениями слуха.
Когда мы говорим о специфических трудностях работы с детьми с тяжёлыми нарушениями слуха, мы подразумеваем главную трудность в обучении таких школьников – это нарушение коммуникативных связей в социуме. Общение таких учащихся происходит за счёт сохранных анализаторов и специальной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами, учителями-предметниками и воспитателями.
Особую образовательную направленность в свете современных требований к работе учителя слуховой работы представляет собой использование компьютерных технологий на уроках РСВ и ФП, которые приводят к повышению эффективности занятий путём стимулирования интереса к ним учащихся, а также к развитию коммуникативных навыков.
Современные требования к уроку РСВ и ФП предусматривают применение компьютерных технологий, которые служат мотивацией для лучшего усвоения и закрепления навыков произносительной стороны речи и социальной адаптации слабослышащих школьников.
2. Основными целями применения компьютерных технологий на уроках: РСВ и ФП являются:
- формирование у учащихся элементарных навыков работы с компьютером, направленные на теоретическое освоение и применение полученных знаний и умений;
- формирование у учащихся элементарных навыков работы с компьютером, направленных на теоретическое освоение и практическое применение полученных знаний и умений;
- использование компьютерных программ в качестве мотивации для закрепления навыков произносительной стороны речи глухих школьников;
- применение компьютерных технологий для предъявления учащимся наглядного материала в виде картинок, слайдов и презентаций;
- развитие мелкой моторики учащихся при пользовании клавиатурой и мышью.
Задачами использования компьютерных технологий на уроках РРС и ФП являются: – использование на уроках принципа доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуальный подход к каждому учащемуся;
– использование адаптированного материала и современных научно обоснованных методов и средств обучения;
– реализовывать на уроках инновационные методы, нестандартные методы интеграционного характера;
- использование компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с учетом структуры нарушения слуха учащихся.
Важным для преподнесения учебного материала слабослышащим школьникам является применение на уроке наглядности. Причём наглядность на современном этапе обучения преподносится уже в большинстве случаев не в виде картинок и иллюстраций, а в виде слайдов, объединённых по признаку темы и вида деятельности, а также презентаций, которые не являются самостоятельным видом наглядных пособий, а служат для более полного раскрытия темы занятия, то есть являются дополнением к уроку, давая учащимся понятия о том или ином факте, проявлении каких либо действий или чувств, служащие подтверждением правильной мыслительной деятельности школьников.
При работе над текстом и речевым материалом урока происходит закрепление орфоэпических правил и произносительной стороны речи. При этом у учащихся развиваются определённые психические процессы: внимание, память, мышление, абстрактное и ассоциативное (используется возможность сравнения, соотнесения), творческое воображение и эмоционально-волевая сфера, развивается более быстрое переключение с одного вида деятельности на другой.
Так же, как и предъявленный текст, слайды и презентации должны вызывать у школьников интерес и побуждать их к определённым мыслительным операциям. Учащийся должен получить удовлетворение от выполненных действий, что вызовет у него эмоциональный подъём и одновременно эмоциональную разрядку, так как он будет видеть результат своего труда.
Работа с компьютером – это всего лишь фрагмент урока, но фрагмент достаточно важный для учащегося, так как именно при использовании компьютерных технологий он получает определённые знания в доступной для него форме, развивает умение не только элементарно пользоваться компьютером, но и работать в Office: находить нужный ему материал или инструмент для практической работы и пользоваться ими в учебных целях.
В 9-11классах учащиеся в процессе работы над заданным текстом производят различные манипуляции, позволяющие им совершенствовать и закреплять навыки произносительной стороны речи.
3. При закреплении орфоэпических правил школьники нотируют текст, то есть расставляют надстрочные знаки, обозначающие словесное ударение, безударное о в слове, подчёркивают двойные согласные, обозначают оглушение звонких согласных и озвончение глухих согласных, выделяют окончания прилагательных –ова, -ева и сочетания – тся, - ться на конце глаголов.
При последовательном предъявлении заданий учащиеся выполняют следующие действия:
1)Расставь ударение в словах стихотворения.
Для нас полна
· приро
·да доброты
·,
И мы живём, запечатле
·в наве
·ки,
В душе её прекра
·сные черты
· –
Поля
·, луга
·, леса, моря
·и ре
·ки.
2) Обозначь безударную гласную в словах стихотворения.
Для нас по
·лна
· приро
·да до
·броты
·,
И мы живём, запечатле
·в наве
·ки,
В душе её прекра
·сные черты
· –

·
·Поля
·, луга
·, леса, мо
·ря
·и ре
·ки.
3) Обозначь оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.
*Откуда хлеб
· берётся
Он не па
·дает нам с не
·ба,
Появля
·ется не вдру
·г
·.
Чтобы вы
·рос ко
·лос хле
·ба,
Ну
·жен тру
·д
· десятков рук.
(В. Данько)
*Хороша лож
·
·
·ка к обеду.
Собирай по ягод
·ке – наберёшь кузовок.
(пословицы)
4)Обозначь в словах озвончение глухих согласных.
- У меня к тебе есть прос
·ьба.
- Какая?
- Принеси, пожалуйста, мне с
·борник стихов.
- А куда ты идёшь?
- Я иду на вокзал.
5) Обозначь в словах стихотворения непроизносимые согласные.
Здра(в)ствуй, со(л)нце красное,
Здра(в)ствуй, со(л)нце ясное,
Здрав()ствуй, утро чистое,
Утро золотистое!
(О. Бедарев)
6.Обозначь в словах двойные согласные и правильно прочитай их.
Туристы подъехали большой групп
·
·
·ой.
В нашей деревне все дома деревянн
·
·ые.
Тонн
·а – это тысяча килограмм
·ов.
7. Обозначь окончания прилагательных в словах и правильно прочитай их.
Увидало солнце ясное
С неба синего, высокого,
Что идёт весна прекрасная
С юга пышного, далёкого.
(А. Кольцов)
8. Обозначь сочетания - тся, ться на конце глаголов.
Дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
(И. Токмакова)
4. Над основными правилами произношения школьники работают следующим образом: они расставляют паузы в предложениях и в фрагментах прозаических и стихотворных текстов, обозначают слитность слов в предложениях, выделяют (подчёркивают) важные по смыслу слова, то есть определяют логическое ударение в предложении, обозначают стрелками повышение и понижение интонации в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях. Ставят в конце предложений обозначения: читать – медленно, быстро, нормально или - тихо, громко или медленно. Также учащиеся закрепляют произнесение фраз и предложений, используя правильную интонацию, выражая при этом определённые эмоции (используя пиктограммы, выражающие различные эмоциональные состояния человека, соответствующие той или иной речевой ситуации).
5. Обозначь паузы в стихотворения. Правильно прочитай текст.
Снег
Весь – иго
·льчатый с мо
·ро
·за,/
На заре
· он нежно розов,/
Он вдали /– в тени,/ в низине – /
Голубой и даже синий,/
Запылает,/
Он и сам,/
Как раскинутое знамя,/
Пламенеет по холмам.//
Н. Браун
10. Обозначь слитность слов в стихотворении.
Снег
Ра
·зве сне
·г, с высо
·т летя
·щий
На поля
·, холмы
· и чащи,
Под лучами взор слепящий,
Под полозьями скрипящий,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Н. Браун
11. Обозначь логическое ударение в предложениях текста.
О спорт! Ты – прогресс!
Ты способствуешь совершенству человека.
Ты – устремлённость.
Ты устанавливаешь дружественные отношения между народами.
Ты собираешь молодёжь под свои мирные знамёна.
О спорт! Ты – мир!
5. Поставь знаки препинания в стихотворении (. или ? или !) и знаки интонации (или). Прочитай текст, соблюдая нужную интонацию.
* - Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела
- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены
- Для праздника, для праздника,
Для мая, для весны

*- Черёмуха, черёмуха,

Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
- А вы, берёзы тонкие,

Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника,

Для мая, для весны!

6.Поставь обозначения в конце каждого предложения – читать нормальным голосом, громко или тихо.
Колокольчики мои, (г)
Цветики степные! (г)
Что глядите на меня (н)
Тёмно-голубые? (н)
И о чём звените вы (н)
В день весёлый мая, (н)
Средь нескошенной травы (т)
Головой качая? (т)
Поставь обозначения в конце предложений - говорим нормально, медленно и быстро.
Белое чудо.
Что это? (м)
Что это? (н)
Что это? (б)
Что это? (б)
Белые крылья растут из земли! (м)
Или под парусом
белые-белые (м)
Медленно движутся
вдаль корабли? (н)
Нет, это яблони! (м)
Белые яблони. (н)
Белое чудо чёрной земли. (м)

7. Послушай, как говорит учитель. Повтори.
С интонацией радости. Как я рада тебя видеть!
С интонацией грусти. Вот и закончились каникулы!
С интонацией испуга. Ой, как меня напугала эта собака!
С интонацией удивления. Ты разве этот не знаешь?
С интонацией просьбы. Дайте мне, пожалуйста, эту книгу!
С повелительной интонацией. Быстро подойди сюда!
(при выполнении данных заданий используются пиктограммы, которые учащийся соотносит с ситуативными переживаниями, вызывающими у него определённые эмоциональные состояния )





Для выполнения вышеперечисленных видов работ применяются символы, то есть различные графические знаки, предлагаемые компьютерной программой, используемые в учебниках «Произношение» и дающие возможность учащимся практическим путём закрепить полученные ранее знания и более осмысленно применять их в самостоятельной речи, используя такой приём, как самоконтроль речи.
Заключение.
Использование данных видов работ создаёт мотивацию для более вдумчивого чтения, стимулирует учащихся к правильному произнесению речевого материала, предъявленного на уроке учителем и для более эмоционального интонированного чтения.
Следует отметить важность применения любых компьютерных технологий на уроках РСВ и ФП при обучении слабослышащих школьников, учитывая перспективность обучения, так как в процессе освоения компьютерных технологий у учащихся формируются следующие навыки и умения:
- способность использовать полученные навыки и умения при работе с компьютером на уроках;
- применять методы переработки полученной информации и использовать её в практических целях;
- готовность к участию в коррекционно-компенсаторной работе на уроках РСВ и ФП;
- использовать компьютерные программы с целью успешной социализации;
- применять разработанные инновационные технологии в учебной деятельности.
При применении компьютерных программ подбирается индивидуальный образовательный маршрут для школьников с особыми познавательными потребностями. Положительные эмоции, вызванные умением учащихся получать определённый результат в процессе выполнения заданий, активизируют их речевую активность, мотивируют к общению, что является основной задачей урока.

Заключение.
При работе со слабослышащими учащимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения речью, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с глухими учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития даёт возможность  добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его речевого развития.   В школе-интернате используется педтехнология социальной интеграции учащихся: 1) для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни. 2) социальная интеграция детей с недостатками слуха в среду слышащих. Это и городские спортивные соревнования, выступления воспитанников на творческих конкурсах, экскурсии и т.д. Здесь учащиеся с нарушением слуха могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.

Литература:
1. Богданова Т.Т. Сурдопсихология, М., 2002.
2. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Дефектология, 1995, № 3.
3. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы. 4. Дефектология, 1994, № 5.
5. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. Коррекционная педагогика, 2004, № 2.
6. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике. Межвузовский сборник научно-методических трудов, М., 2001.
7. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. М: - 2009г.
8. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие/М.В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. 9. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие / авт.-сост. Н.В. Иванова; Старорус. политехн.  колледж (филиал) НовГУ. - Старая Русса, 2010. 10. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования/Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 11. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. - 350 с.















13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Изображение 001Рисунок 13Изображение 001Изображение 002Рисунок 14Изображение 002Изображение 006Рисунок 15Изображение 006Заголовок 1,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА!Заголовок 2,-Аннотация,Литературађђ Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915