Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений, состава числа у старших дошкольников с задержкой психического развития.


Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений, состава числа у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Используя дидактические игры в работе с детьми с ОВЗ, я убедилась в том, что дети, играя: лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Для детей с ЗПР игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Через игры педагог может решить множество поставленных задач.Игра ведущий вид деятельности и является средством обучения и воспитания дошкольников. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию всех психических процессов- восприятия, внимания, памяти, мышления . В своей работе использую разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на развитие математических способностей у детей с ОВЗ.Применение дидактических игр во время занятий, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми способствует развитию познавательных способностей у детей,Цель, которую я поставила перед собой – Закрепить представления о составе числа из двух меньших чисел (в пределах 10).
Задачи: -Закреплять умение соотносить числовые карточки с цифровыми карточками;
-Расширять представления детей о составе числа;-Упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее; -Побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;-Развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения; -Воспитывать интерес к дидактическим играм математического содержания; -Развивать мелкую моторику рук.
 Начиная со старшей группы мы учим детей операциям с множествами предметов, созданиям множества из подмножеств, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой. При обучении детей составу числа из двух меньших чисел мы должны соблюдать следующие важные требования: - постепенность, -не заучивать состав, а учить понимать способ действия, - показать все возможные варианты разложения числа на два меньших.
Это способствует пониманию и осознанию детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.
Для успешного овладения и запоминания состава чисел я изготовила следующие дидактические игры.
«Мухоморы»
Варианты использования дидактической игры
Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.
 2. Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.
«Божьи коровки»
Варианты использования дидактической игры1. Педагог кладёт цифру над божьими коровками и предлагает детям выложить черные точки на крылья насекомого.2. На обоих крыльях божьих коровках разложены точки. Ребёнок должен составить число и найти соответствующую цифру в круге.
«Подбери колеса к машине»
Варианты использования дидактической игры
На машину кладётся цифра. Дети должны подобрать колёса к машине так, чтобы цифры на колёсах, составляло число, указанное на машине (подобрать все варианты).
2. К машине прикладываются колёса, обозначенные цифрами, а ребёнок должен определить их общее количество и положить на машину соответствующую цифру.
4. «Волшебное колесо» (состав чисел: 6,7,8,9,10)
Варианты использования дидактической игры
Педагог показывает как с помощью «волшебного круга» составить число из 2 меньших.
2. Ведущий закрывает часть круга, оставляя только кружки одного цвета. Ребенок должен отгадать, сколько кружков другого цвета спрятаны.
5. « Помоги зайцу»
Педагог предлагает детям помочь зайцу собрать морковки в корзины. На морковках написаны примеры на сложение и вычитание в пределах 5. Дети по очереди берут морковку. Решают пример и кладут морковь в корзину с соответствующей цифрой.
6. «Накорми рыбок»
Варианты использования дидактической игры
На столе разложены кормушки с цифрами. Дети берут рыбок, на которых написаны примеры. Решают их и прикладывают к нужной кормушке.
Педагог сам раскладывает рыбок около кормушек, допуская ошибки. Детям необходимо найти ошибки.
7. «Полянка»
На середину полянки кладётся цифра. Ребёнок должен составить это число из цветочков разного цвета.
8. «Веселое солнце 1»Варианты использования дидактической игры
1. (Игра на соотнесение числа с цифрой). Ребенку предлагают, к улыбающемуся солнышку прикрепить лучики (прищепки) количество которых соответствует цифре показываемой педагогом.
2.Необходимо прикрепить лучики к солнышку, используя 2 цвета прищепок. Педагог выкладывает цифру. Ребенок должен составить это число из прищепок разного цвета.
3. Педагог сообщает ребенку число лучиков, которые должны быть на солнышке. Прикрепив часть лучиков самостоятельно. Задача ребенка прикрепить остальные лучики.
9. «Веселое солнышко 2»
Варианты использования дидактической игры
Предлагается ребенку разделить лучики, чтобы они соответствовали цифре выложенной на столе, не обращая внимания на цвет лучей. Ребенок делит на лучики и закрепляет их маленькими крабиками.
Ребенку предлагается разделить лучики на солнце, но уже обращая внимание на цвет. Тем самым отрабатывая состав числа.
10. «Бусы»
Варианты использования дидактической игры
Ребенку предлагается присчитывать по 1.
На каждом шнуре нанизано определенное количество косточек отсчет. Ребенку надо сосчитать и разделить на 2 части.
11. «Окошки» (состав числа)
Игра рассчитана на отработку и проверку знаний детей состава чисел. Детям предлагается вписать в пустые окошки цифры на состав чисел.
12. «Цифровые пробки»
Детям предлагаются карточки с цифрой. Их задача, используя пробки, на которых написаны цифры, закрутить и составить данное число.
13. «Озорные пальчики»Игра рассчитана на изучение и отработку состава числа 10. Детям выдается карточка с 2 ладошками. Необходимо загнуть несколько пальцев. Из согнутых и разогнутых пальцев составляется число 10.
14. «Положи сахар в кружку»
Варианты использования дидактической игры
Детям предлагается положить в кружку столько кусочков сахара, сколько написано на карточке.
На столе лежит карточка с цифрой. Детям необходимо разделить это число на 2 части. 1 – уже лежит на дне чашка, а 2 еще только кидают в чашку.
В индивидуальной работе с детьми я использую сайтLearningApps.org  для создания мультимедийных интерактивных упражнений. Которые так же способствуют обучению детей формированию математических представлений.
Игра «Найти пару». «Составь пары, чтобы получилось число 10»
Ребенку с помощью мыши необходимо перетащить одну цифру к другой. Если решение верно – пара исчезает.
Игра «Скачки». «Выбери правильный ответ»
Ребенку предлагается решить пример. Если ответ правильный – лошадь выбивается вперед. За неверный ответ - возвращается обратно.
Победитель приходит к финишу первым.
Игра «Пазлы». «Вычитание в пределах 10».
Необходимо решить пример и нажать на правильный ответ. Если пример решен верно – открывается фрагмент картинки. По завершению задания открывается вся картинка и ребенку предлагается посмотреть фрагмент мультфильма.
Игра «Парочки». «Счет до пяти. «Транспорт»».
Необходимо сосчитать предметы и найти подходящую цифру.
Игра «Классификация». «Сложение и вычитание в пределах 5».
Предлагается вычислить решение и добавить ответ в кубик с соответствующей цифрой.
Спасибо за внимание!