Статья: Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста c задержкой психического развития


Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста c ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения
У дошкольников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы манипулируют ими, произносят вслух числительные.
У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет.
Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза к началу школьного обучения без затруднений ориентируются лишь о пределах пяти. Только некоторым из них доступен отвлеченный счет. В большинстве случаев они считают лишь с опорой на наглядный материал.
Дошкольники с задержкой психического развития выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера, большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. Самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих из них отсутствует. Дошкольники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников ориентируются на листе бумаги, не могут сразу показать верх, низ, найти левую и правую стороны тетради. Они часто сомневаются, действуют робко, неуверенно,
Существенные проблемы возникают у дошкольников с задержкой психического развития при решении арифметических задач.
Процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками является сложной деятельностью для старших дошкольников с ЗПР. С целью успешного усвоения математической деятельности необходимы определённые интеллектуальные и речевые предпосылки, а при обследовании таких детей очень часто выявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированностью умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений о себе и об окружающем, недоразвитии коммуникативной сферы. Не соответствует возрасту развитие внимания, восприятия, памяти. Отставание происходит и в речевом развитии. Это - низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи, недостатки произношения, аграмматизмы, затруднения в словообразовании, бедный словарный запас. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, импульсивности действий, гиперактивности, несформированности произвольной регуляции поведения, несформированности способов самоконтроля, планирования, недостаточной выраженности ориентировочного этапа, целенаправленности, низкой продуктивности деятельности, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Для этой группы детей характерными также являются недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений.
Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятий у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.
Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования детям даются:
а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий - узкий», «длинный - короткий», «высокий - низкий», «начало - конец» и др.);
б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы, сравнивать и анализировать:
- найти предмет, как на образце (по форме, узору, составным деталям и т.д.);
-найти предмет, отличающийся от других, или определить, чем похожи эти предметы (группировка предметов);
- найти лишний предмет (развитие понятийного аппарата ребенка);
- найти закономерность и подобрать недостающий предмет, либо продолжить ряд;
в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник - дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал - озеро, огурец и т.д.).
Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи. Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.
При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно), знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.
В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка
1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки):
- соотнесение числа и количества;
- знание цифр и математических знаков;
- сравнение и уравнивание количеств;
- знание числового ряда;
- знание величины, формы;
- знание геометрических фигур;
- ориентировка во времени и пространстве.
2) способности к обратимости мыслительных процессов:
- прямой и обратный счет;
- счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;
- «соседи» чисел;
- сложение и вычитание;
- деление геометрических фигур на более мелкие составные части;
- сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.
3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме):
- сложение и вычитание;
- состав числа;
- сравнение чисел;
- определение математических знаков в математических выражениях;
- нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;
- решение логических задач.
Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.
Для удобства планирования дефектолог ориентируется на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.
1) Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственной ориентации, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.
2) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).
Основной целью работы является создание для детей с ЗПР оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. При исследовании познавательной деятельности учитель дефектолог определяет характеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:
-особенности мотивации;
-способность к пониманию инструкции;
-сформированность знаний, практических умений навыков, необходимых для решения задач;
-особенности самоконтроля и самооценки.
Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР - это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). ЗПР - это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.