Доклад Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
Головина Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Изменилась ситуация на рынке труда. С одной стороны в  меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества.
             Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Для подготовки таких учащихся педагогам  необходимо  использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе.
Современные   технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Начальная школа важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться». Именно на это должен быть ориентирован процесс обучения.
В школу сейчас приходят дети,  которым в будущем  предстоит решать проблемы нашего общества. На выходе из школы они должны быть  максимально к этому готовы. Задача учителя не просто дать детям знания, а научить применять их на практике, преодолев тем самым разрыв между обучением и жизнью. Научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, который был бы успешен в своей профессии в будущем.
            Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использую в своей работе:
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения; 
информационно-коммуникационные технологии;
технологии дифференцированного обучения;
технологии игрового обучения;
технология «Портфель ученика» (Портфолио);
здоровьесберегающие технологии;
технология обучения в сотрудничестве.
Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.
Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Задачи проектного обучения:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Проект это «пять П». Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта его Портфолио.
Этапы работы над проектом:
I этап: «Погружение» в проект.
II этап: Планирование деятельности.
III этап: Реализация плана действий.
IV этап: Подготовка к защите проекта.
V этап: Презентация проекта.
VI этап: Рефлексия
В своей учебной и воспитательной деятельности я активно веду работу по проектной и исследовательской деятельности. С первого класса я практикую мини проекты в паре на уроках и во внеурочной деятельности. «Знакомьтесь, моя семья», «Здравствуй, осень», «Подарки леса», «Мое хобби», «Береги природу», «Я иду домой», «Безопасность в школе и дома», «В гостях у сказки», «Все профессии важны», и т.п. Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта.
Например, с учениками выполняли проект «Дорожная азбука». Подготовка к защите проекта: дети готовили сообщения по правилам дорожного движения, загадки, стихи собственного сочинения, рисунки, фотоработы, под руководством родителей готовили презентацию, встречались с инспектором ГИБДД, делали инсценировку. В результате данного проекта учащиеся усвоили ПДД, проект был представлен в виде агитбригады по ПДД, был создан сборник стихов по правилам дорожного движения учеников 2 А класса, работы учащихся Киселевой Златы и Тарпановой Арины (рисунок, фоторабота) стали победителями районного этапа городского конкурса по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога глазами детей».
В третьем классе работа - исследование более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Литературно-исследовательский проект «Добрый сказочник».
В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить работу самостоятельно.
Одним из наиболее значимых проектов, который оказал позитивное воздействие на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, являлся информационный проект филологического направления. На одном из уроков русского языка дети были введены в проблемную ситуацию: «В мире существует огромное количество энциклопедий по разным областям знаний, но во всем этом многообразии нет энциклопедии одного слова. А можно ли её создать?» Нас заинтересовало слово «Волга», оно ассоциируется с чем - то величественным, могучим, в нем есть какая-то тайна, особое звучание, и увлекла проблема создания энциклопедии слова «Волга». Как она будет выглядеть, какие разделы в неё войдут? Так был создан проект «Энциклопедия одного слова».
Проект «Наша школа». На этапе планирования деятельности учащиеся были разделены на группы: 1. «Символы школы», 2. «Без знания прошлого – нет будущего», 3. «Успехи наших учеников», 4. «Наши учителя». Учащиеся изучили историю и традиции школы; написали сочинения и стихи о школе; проводили беседы с директором школы, автором школьного гимна; работали с документами в школьном музее; посетили здание, где была основана школа; подготовили презентацию. Проект был представлен на городском семинаре по краеведению.
Во время защиты проекта  учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
В процессе подготовки к уроку и на уроке я использую готовые электронные учебники, справочники, тренажёры, видеоуроки, составляю тестовые задания к урокам по отдельным темам, использую средства ИКТ для оформления исследовательских работ, составления мультимедийных презентаций, слайд - проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благоприятный эмоциональный фон, содействует росту успеваемости учащихся по предмету. Позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика; делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Технологии дифференцированного обучения. В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.
Поэтому мы приходим к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Считаю, что у каждого ученика должна быть ситуация успеха, а это возможно только тогда, когда он самостоятельно выполняет задание и получает положительную оценку. Для этого применение дифференцированного обучения как нельзя кстати. Выполняя задания разного уровня, каждый ученик может получить положительную оценку.
Технологии игрового обучения.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
В своей работе я применяю различные виды игр например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечный рассказ», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность -  «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.
Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Функции игр, как метода изучения: облегчать учебный процесс, оживлять его (сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.); «театрализация» учебного  процесса (игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей; артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, чтении сказок); соревновательная (игра возбуждает активность, стремление к лидерству, к соревнованию в качестве и глубине знаний, к  творчеству).
Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».
Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать   у младших школьников  компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений  эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.
         Технология «Портфель ученика» (Портфолио). В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. «Портфолио» учеников состоит из двух обязательных частей (учебная деятельность, участие в делах класса, школы), в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
Технология обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях.
Здоровьесберегающие технологии.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
На уроках всегда организуется смена видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; проводятся уроки здоровья, беседы с мед. работником школы по профилактике заболеваний и гигиеническим вопросам; на переменах организовываем оздоровительные игры; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание  и  создание комфортной психологической обстановки на уроках.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Здоровьесберегающие технологии применяются в моём классе как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности (программы спортивно-оздоровительного направления «Футбол», «Ритмика» «Калейдоскоп занимательных игр»). На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека.
Педагогика сотрудничества. 
Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно – личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю: дети уже и сами умеют делиться на группы и пары для работы на уроке по своим интересам и кругозору; 75 % учащихся самостоятельно работают на компьютере (не только могут найти необходимый материал из источника, но и набрать текст, выполнить проверочную работу, тест); создают проекты и умеют представить их; учащиеся моего класса проявляют большой интерес к областным, городским и международным мероприятиям; главным положительным результатом работы является высокая активность учащихся в процессе обучения. Независимо от подготовки, практически все учащиеся проявляют интерес к новым знаниям. Дети ждут новых уроков, новых тем, новых открытий в себе и окружающем мире.
Мероприятие
Фамилия, имя ученика
Результат

Областной конкурс творческих работ учащихся «Выборы глазами детей» в номинации «Плакат»
Богатырёва Анна
Диплом
1 степени

Районный этап городского конкурса по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Добрая дорога детства!» (номинация литературные работы)
Тарпанова Арина
Грамота
1 место

Районный этап городского конкурса по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога глазами детей» (номинация рисунок)
Киселёва Злата
Грамота
2 место

1 открытая городская конкурсно-игровая познавательная программа по краеведению «Люблю тебя, моя Самара!»
команда
Диплом
2 место

III городской конкурс для начинающих гуманитариев «Золотой ключик» (секция иллюстраторов)
Данилова София
Победитель в номинации «Лучшее настроение»

Районный тур VI городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку»
Богатырёва Анна
3 место

Районный тур VI городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку»
Левина Диана
3 место

Международная дистанционная олимпиада по математике
4 человека
3 человека
1 место
2 место

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку
4 человека
1 место

XII Городская ученическая конференция «Физическая культура, здоровье и спорт»
Даниловский Егор
Победа в номинации «Исследовательский подход»

Открытый городской интеллектуально-творческий конкурс «Юный краевед»

Васильева Арина
3 место

Областной конкурс детского рисунка «Многонациональный Самарский край», посвящённый 70-летию Великой Победы
Корбан Сергей
участие


Разнообразные современные образовательные технологии,  применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и  конкурсах. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Список литературы
Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.
Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ: методическое пособие/ Е.А. Марковская, И.В. Муштавинская-СПб.: СПб АППО, 2010.
Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.

15