Презентация О современных подходах к оцениванию учебных достижений школьников


О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ Авинова Валентина Юрьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Майминская СОШ №2» «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» Дистервег Ключевые компетенции «Компетенция» в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом, что позволяет ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. информационные компетенции нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, владение современными средствами информации (СМИ, Интернет), а также способность к критическому суждению в отношении информации. ОУУН работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; различение и правильное использование разных видов источников; подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов; создание текстов различных типов;  ОУУН составление на основе текста таблицы, схемы, графика;  составление тезисов, конспектирование;  подготовка рецензии;  владение цитированием и различными видами комментариев;  подготовка доклада, реферата;  использование различных видов наблюдения;  качественное и количественное описание изучаемого объекта. Формы контроля устные и письменные задания, проверяющие отдельные этапы  работы с информацией - навыки беглого осознанного чтения, умения конспектировать найденную информацию, перерабатывать информацию (умение "сворачивать" информацию - от текста к таблице, схеме; умение "разворачивать" информацию - описать словами схему, карту, таблицу); Ромашка Блума Простойвопрос Уточняющийвопрос Оценочныйвопрос Творческийвопрос Вопросинтерпретация Практическийвопрос ? Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…?Объясните, почему…?Почему вы думает6е…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…? Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Мог ли…?Как звать…? Было ли…?Согласны ли Вы…?Верно ли…? Кластер Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке. деловые игры, для подготовки к которым учащиеся используют различные источники информации;презентации проектов и творческих работ с опорой на мультимедиа-презентации, включающие иллю-страции, фотографии, видеофильмы, динамические модели, звуковое сопровож-дение. Основные задачи оценивания: Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;Обеспечить обратную связь;Оценить степень достижения намеченных целей;Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов. Баллы Виды работы на уроке Фамилии учащихся 1. Восприятие информации 1.1. Устную инструкцию воспринимает: 4 с первого предъявления 3 нуждается в дополнительных разъяснениях 2 нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения 1 не воспринимает устную инструкцию Диагностика 1.2. Письменную инструкцию(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: самостоятельно нуждается в разъяснениях нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения не воспринимает письменную инструкцию 4 3 2 1 2. Интеллектуальная обработка информации 2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации: 3 способен выделить самостоятельно 2 нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах 1 испытывает значительные затруднения 2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале: 3 способен выделить самостоятельно 2 нуждается в помощи 1 испытывает значительные затруднения 2.3. Темп интеллектуальной деятельности: 3 выше, чем у других учащихся класса 2 такой же, как у других учащихся класса 1 значительно снижен 3. Результативность интеллектуальной деятельности 3.1. Результат получает: 4 успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм 3 оригинальным творческим способом 2 нерациональным («длинным») путем 1 путем подгонки под ответ («методом тыка») 3.2. Предъявление результата: 4 способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение 3 способен дать правильный ответ, но не может его обосновать 2 приходится «вытягивать» ответы 1 необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения 4. Самооценка результата работы: 3 способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок 2 не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки 1 не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки 5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: 3 способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки 2 для освоения программы требуется система дополнительных занятий 1 освоение программы по различным причинам затруднено Общий балл: Группа, баллы Статус Рекомендации учителям Слабая группа(9–15 баллов) Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. Средняя группа(16–23 балла) Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. Сильная группа(24–31 балл) Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив. Карта динамики работы учащихся с информацией № п/п 1 2 3 4 Фамилия, имя Иванов Группа здоровья 1 Учебная мотивация в Техника чтения в Развитие речи (устной/письменной) в/с Развитие памяти и внимания в Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение и т. д.) в Навыки работы на компьютере с Умение работать со справочной литературой в Умение конспектировать с Творческое представление информации в Критическая оценка результатов работы с Уровень самостоятельности при работе с  Условные обозначения:               в - высокий уровень;        с - средний;       н - низкий. Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями (рефлексией), что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности. самооценка В чем же функция оценки в современной школе? Это мера, позволяющая не просто оценить степень усвоения узкопредметных знаний и умений, но и показатель личностных достижений учащегося в различных аспектах его учебной деятельности. Использованная литература 1. Данилов Д.Д. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся / Д.Д. Данилов // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. 2. Демидова М. Общеучебные умения: как их диагностировать. Народное образование, 2009. – №4. – С. 182-187.3. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 23-27.