Статья Использование метода проекта в процессе исследовательской деятельности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА
В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.И. Халанская, учитель французского языка
МКОУ Великоархангельская СОШ
Бутурлиновского муниципального района Воронежской обл.

Личностно ориентированный подход в методике преподавания может быть реализован через использование новых педагогических технологий. Особое место занимает проектный метод. Даже если учесть, что этот метод не является принципиально новым, его ценность заключается в особенности взаимоотношений участников в процессе подготовки проекта. Здесь каждый ребенок может сделать свой реальный вклад в общее дело: предложить тему, определить источники информации, собрать информацию из различных источников, обработать ее, оформить, выступить на защите проекта. Это является важной составляющей социальной и коммуникативной компетенции.
Разные проекты на разных этапах готовности предполагают определенные виды деятельности учителя: мотивация, совет, наблюдение, косвенное руководство в процессе анализа и защиты. Почему дети от проекта к проекту все более заинтересованно относятся к определению темы проекта, составу групп, форме защиты? Все просто объясняется. Реализация основной цели обучения иностранным языкам - речевая деятельность - подвигает их изучать языковую систему, устанавливать непосредственную связь с жизненным опытом. Именно поэтому прикладной проект является весьма полезным и актуальным на первом этапе вовлечения обучающихся среднего звена в исследовательскую деятельность. Что, собственно говоря, понимается под исследовательской деятельностью? Поставить задачу, продумать, как ее достичь, спланировать свою деятельность. И в обязательном порядке защитить свой выбор, свое видение проблемы перед товарищами по классу, более старшими или младшими учащимися. Самым главным эффектом бывает то, что в процессе защиты, обсуждения готового проекта возникает новая тема, и уже без напоминания учителя: дети стараются использовать полученные навыки для следующего проекта.
В 6 классе начинаем с краткосрочных проектов, так как на данном этапе это наиболее соответствует особенностям развития и подготовленности данного классного коллектива. Детям очень нравится на равных с учителем выбирать тему из списка предложенных, у многих появляются интересные инициативы по способам реализации. У нас нет параллелей, поэтому приходится ориентироваться на один класс. Причем, есть ребята очень любознательные, занимающиеся в художественной школе, посещающие кружок по ИКТ, которые с удовольствием добывают информацию, имеют множество вариантов ее преподнесения, оформления, любят делать сообщения перед одноклассниками. Они очень откровенны и искренни в своем познавательном порыве. Этот класс еще в начальной школе занимался в кружке, где изучались основы православия. Когда они подошли к изучению темы «Рождество», то живо заинтересовались различиями понятий Noel, Noel orthodoxe.
Изучая французский язык, дети должны научиться рассказывать на этом языке об обычаях, традициях, праздниках своей страны и Франции. Когда они проводили сравнительный анализ французской и русской культур, то пришли к пониманию того, что, хотя в основе лежит христианство, есть особенности католической и православной веры.
Дети также отметили, что в силу различных причин в России большей популярностью пользуются новогодние праздники, чем Рождество. Они нашли материал учебников разных авторов, материалы интернета, принесли рождественские открытки, в том числе и из запасов прабабушек. На уроке выделялось время для отработки возникающих затруднений. Совершенствовались, навыки и умения чтения, говорения, аудирования, грамматические. Осуществляется многоуровневый подход к изучению иностранного языка, то есть подготовка не сводится к простому воспроизведению знаний. Я склоняюсь к тому, что в работе над проектом важнее всего процесс, хотя не стоит обесценивать продукт, который тоже должен иметь свою ценность. При защите учитывается содержательность, логичность, аккуратность, зрелищность. Но венцом этого творения является, безусловно, осознание того, что каждый может узнать и сообщить па языке. То есть уже на первых шагах подготовки проекта началась работа по реализации поставленных целей:
1. Расширить кругозор.
2. Актуализировать и обогатить словарный запас.
3. Воспитывать толерантность к другим культурам.
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. В Интернете учащиеся могут найти любую информацию. Проект не должен ограничиваться темой, нужна проблема.
Неудачный опыт внедрения проектов в нашей школе восемь десятилетий назад не может на современном этапе развития отечественной методики помешать признать, что интерес к методу проектов чрезвычайно велик. Метод актуален, должен занять соответствующее место. Нельзя допустить его забвения.
_______________________
© Халанская Т.И., 2012







Литература
Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам / Е.С.Полат, Москва // Иностранные языки в школе. -2005. - №1
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под редакцией Е.С. Полат. – M.: ACADEMIA, 2002.
Полат Е.С.Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. -2000. - №1.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2000. - №3.



СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Глухова А.В. Модернизация и инновации в образовании как условие
развития современного мира. 3
Попова О.А., Вальдман И.А. Самооценка школы как управление качеством
ее деятельности... 11
Порядина С.М. Инновационная и экспериментальная деятельность в
образовании: эффективность проектов 17


СЕКЦИЯ 1

«Новое качество» образования. Модели образовательных систем,
обеспечивающих современное качество образования

Организационно-содержательные стратегии развитии образования

Морозова Н.А. Какая школа нужна России?............................................................... 24
Алехина Т.С., Ахматова Т.В. Вариативные образовательные модели - вызовы современности. Школа - сельский социокультурный комплекс....... 29
Бердникова Н.Н. Стратегия внутришкольного управления качеством
образования в МОУ лицей №5.. 34
Булгакова Н.Н. Предпосылки и тенденции применения информационно-
коммуникационных технологий в управлении образованием.. 38
Доценко О.И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования.. 43
Никулина Л. И. Модернизация образования. Система управления качеством
образования. 47
Петрова Г.Р. Обеспечение доступности качественного образования через
реализацию индивидуальных учебных планов в условиях сети... 53
Свистунова Л.И. Новые модели содержания обучения. Оценка качества
образования и достижений обучающихся (Кейс-технологии).. 60
Фурсенко Н.Т., Дубовая М.Ю. Формирование системы качества образования
в гимназии им. А.В. Кольцова.. 63




2. Система качества образования, организация
мониторинга в образовательном учреждении

Епанчина Н.А. Мониторинг уровня сформированности компетентностей
обучающихся МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1». 71
Ковалев Э.В. Внутригимназический мониторинг и система оценки качества
образования (Из опыта работы МОУ гимназия №5).. 78
Кравченко Л.В. Система оценки качества образования в ОУ, организация
мониторинга... 87
Лисицына Л.М. Модель оценки качества образования в МОУЛ «ВУВК им.
А.П. Киселева»... 93
Ловцова В.Ф., Копытина Е.Н. Оценка качества образования и достижений
обучающихся.. 97
Михайлова Е.В. Контроль и оценка качества образования в условиях введения
ФГОС.. 101
Пономарева О.Ю., Ремизова Е.Л., Мульдиярова Ю.А. Система оценки качества образования в МОУ «Лицей №2». 107
Хатунцева И.А. Развитие системы оценки качества образования 114
Шипилова Е.Б. Управление, качеством образования в Кантемировском лицее
на основе мониторинговой информации. 117

3. Формирование профессноиально-компетентностной среды

Бугаева О.А. Социальные сервисы в реализации инновационной деятельности
учителя 121
Герасименя Е.В. Об основных аспектах внутришкольной системы
учебно-методического сопровождения 131
Морозова Н.А. Образование «через всю жизнь» 136
Сиденко С.Н., Диканская В.А. Развитие профессионально-педагогических компетентностей педагога 141

4. ФГОС НОО как механизм реализации
национальной инициативы «Наша новая школа»

Бурьян Л.М. Стратегия оценивания образовательных достижений в условиях
ФГОС.. 146
Голомазова И.М. Стратегии оценивания образовательных достижений в развивающей системе Л.В. Занкова. 153
Красикова Л.Г. Введение ФГОС нового поколения (Из опыта работы).. 158
Лебедева М.В. Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего
образования.... 161
Пойманова Л.А. Основные подходы к введению ФГОС НОО в
Среднеикорецкой СОШ Лискинского района».. 166









СЕКЦИЯ 2

Перспективы инновационного развития.
Сеть как инструмент поддержки инноваций

1. Тенденции инновационного развития образовательных учреждений
Обухова Л.А. Научно-методическое сопровождение инновационных и
экспериментальных процессов. ФГОС нового поколения 170
Борисова Л.Ф. Эффективные методы и подходы в обучении письму в
начальной школе 173
Дорохова Л.И. Интеграция науки и образования как фактор развития системы профильного обучения.. 177
Каминова Т.Н. Обеспечение доступности и качества образования средствами образовательной системы «Гармония» 180
Кащенко Ж.М. Инновационная и экспериментальная деятельность в
образовании. Эффективность проектов.. 184
Кирилина Л.И. Профильное общение как фактор обеспечения доступности
качественного образования.. 187
Корикоова М.А. Современные педагогические технологии и их роль в
достижении качества биологического и экологического образования в школе
на примере метода проектов. 191
Корсакова М.В. Работа с одаренными детьми: формы учебной и внеурочной
деятельности... 194
Кравченко В.Ю. Психологическая служба в условиях инновационной
деятельности... 197
Маркина И.И. Поддержка и сопровождение талантливых детей: из опыта работы. 201
Онегина Г.В., Бондаренко В.В. Деятельность научного общества как путь
развития творческих способностей современного школьника.. 206
Шишкина Н.В. Мониторинг инновационной деятельности образовательного
учреждения в современной системе образования... 212

2. Современные подходы к обучению с использованием
интерактивных методов и технологий

Афанасьева П.В. Педагогический дизайн в обучении (На примере реализации программированной модели урока орфографии) ... 215
Катасонова С.И. Оценка сформированности ключевых компетентностей
учащихся в условиях реализации ФГОС НОО... 221
Мамычев М.П. Блочно-модульная система изучения физики в старших классах.. 225
Миляков С.В. Использование стендового доклада как формы представления
результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.. 231
Пономарева В.И. Проблемное обучение как условие эффективности
образовательного процесса в свете реализации концепции «Наша новая школа».. 235
Турчен Д.Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся в
процессе решения познавательно-практических задач.. 239
Чернышова О.А., Иванова И.А. Проектно-исследовательская деятельность в
системе интегрированных технологий 241

3. Проектно-исследовательская деятельность
как эффективная инновационная технология
Аверин В.Н. Проектно-исследовательская работа как эффективная форма
инновационной деятельности общеобразовательного учреждения.. 247
Белоусова М.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности с
целью обеспечения доступности и качества современного образования. 252
Беляева Т.В. Проектная деятельность на уроках немецкого языка... 256
Гундяева С.А. Опытно-экспериментальная деятельность по духовно-
нравственному и патриотическому воспитанию школьников.. 260
Дорошенко И.И. Как обеспечить эффективность проектной деятельности
учащихся.. 264
Зубова Л.И. Метод проектов - образовательная технология XXI века. 267
Крякина Н.А. Эффективность применения проектной технологии в образовании. 270
Макагонова Н.В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории
в условиях инновационного развития.. 272
Маслова Н.Н. Общие правила для педагогов в проектно-исследовательской
деятельности младших школьников 275
Поротикова Е.Н. Проектная деятельность как условие эффективности
образовательного процесса 278
Ревина О.В. Проектирование как один из видов познавательной деятельности обучающихся.. 281
Смольянинова И.А. Условия успешности и эффективности работы над проектами
в начальной школе.. 287
Халанская Т.И. Использование метода проекта в процессе исследовательской деятельности... 291
Юрченко О.Г. Использование технологии проектов в начальной школе 294

СЕКЦИЯ 3.

Социальное партнерство и модернизация образования
Беленко А.В. Возможности социального партнерства в проектировании и освоении индивидуальной образовательной траектории обучающихся... 297
Вельченко Н.Н. Взаимодействие Бобровской СЮН, Хреновского лесного
колледжа и школы по поддержке и сопровождению талантливых детей 301
Гайворонская Н.И. Управляющий совет - орган государственно-общественного управления.. 305
Гончаров Н.В. Интеграция и взаимодействие школы и вуза. Применение
дистанционного образования как фактор инновационного развития
современной сельской школы.. 308
Железняк Г.В. Взаимодействие образовательных институтов по поддержке и
сопровождению талантливых детей 310
Калюжная В.И. Развитие социального партнерства в МОУ Кантемировский
лицей... 315
Картавцева О.Л., Беленко А.В., Москалёва И. С. Совершенствование системы государственно-общественного управления и социального партнерства
образовательного учреждения.. 319
Косолапенкова О.Н. Инновационно-ресурсное пространство МКОУ
Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района как условие
партнерства и сетевого взаимодействия в образовательном процессе. 325
Кускова Н.П. Социокультурный центр на селе... 329
Набиркина О.В. Формирование культуры диалога между семьей и школой
как основы социального партнерства.. 335
Орлова С.В. Траектория инноваций в социальном партнерстве... 339
Подшибякина Н.В. Модель организации работы с одаренными и талантливыми
детьми (Воспитательный аспект).................................................................................. 342
Пушкина С.В. Краудсорсинг в системе образования. 349
СЕКЦИЯ 4

ИКТ в образовании: проблемы и перспективы развития

Бачурина Л.А., Ярчикова Н.В. Современная информационно-образовательная
среда начальной школы и новые образовательные стандарты.. 353
Донская Н.В. ИКТ в образовании. Использование интерактивной доски
на уроках географии .. 357
Каширская И.И. Создание сайта-визитки учителя. 361
Малёваная С.Н., Зубова Л.И. Использование ИКТ в начальной школе... 365
Мариехум Л.И. Применение дистанционных технологий в образовательном
процессе.. 368
Мушта В.И. Развитие дистанционных форм обучения.. 371
Попова Н.В. Дистанционное обучение: проблемы и место в образовательном
процессе.. 373
Рудакова Г.А. ИКТ в образовании: территория партнерства. Развитие
дистанционных форм обучения 376
Свистунов А.Б. Практическая реализация мультимедийных технологий на
уроках истории... 378
Терпугова Н.В. Сайт класса как средство сетевого взаимодействия учителя,
учеников, родителей.............. 384





Научное издание
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
КАК ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
И КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы областной
научно-практической конференции

Воронеж, 14 февраля 2012 г.

Подписано в печать 17.04.2012. Формат 60x84. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 24,5.
Уч.-изд. л. 22,78. Заказ 113. Тираж 100 экз.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет».
Отпечатано с готового оригинала-макета в типографии университета.
394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86.
15