Статья на тему «Детский оздоровительный лагерь, как одна из форм взаимодействия с социумом».

Статья «Детский оздоровительный лагерь, как одна из форм взаимодействия с социумом».
Авторы: М. Н. Гордеева, начальник детского оздоровительного лагеря «Канавинская карусель», Е. В. Павинская, старший воспитатель, МОУ гимназии №2 Канавинского района, города Нижнего Новгорода, 2011 год.

Программа «Космическое путешествие» детского оздоровительного лагеря «Канавинская карусель» с дневным пребыванием детей на базе МОУ гимназия №2 по своей направленности является социально-педагогической. Это комплексная программа разноплановой деятельности детей, которая объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей уже много лет подряд пользуется заслуженным авторитетом у родителей учащихся и у самих гимназистов. Дети с удовольствием и радостью каждый год отдыхают в гимназическом лагере.
Что же так привлекает родителей и учащихся?
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что:
дневная форма организации лагеря очень удобна, так как многие родители детей начальной школы еще не готовы отправить ребенка в загородный лагерь, оставив его без собственного контроля;
часть родителей не имеет возможности отправить ребенка в загородный лагерь или за город к родственникам;
родители очень довольны, что для детей организован четкий режим дня и хорошее питание, дети не предоставлены самим себе и не проводят много времени у телевизора и компьютера дома;
дети имеют возможность укрепить физическое здоровье, занимаясь утренней гимнастикой и посещая бассейн;
многим родителям не удается в течение учебного года посещать с ребенком центры культурного досуга, а в лагере для этого есть прекрасная возможность;
дети имеют возможность проявить свои способности в новых видах деятельности, приобрести навыки коммуникативного, интерактивного общения;
волонтёрство – уникальный мировой воспитательный процесс, движение к воспитанности человека, поэтому очевидна необходимость выбора духовной основы для социализации подрастающего поколения.
Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время познания новых людей, а главное - самого себя. Многие ребята, занимаясь в течение года в различных кружках и секциях, хотели бы продолжить эти занятия и летом, а также попробовать реализовать себя еще и в чем-то другом. Детям не хочется расставаться со своими друзьями. Им нравится общаться с детьми и взрослыми, делясь своими радостями и интересами.
Что сделать педагогам, чтоб потенциал летнего оздоровительного лагеря использовался с максимальной силой, был направлен на укрепление здоровья, физических и психических сил ребёнка, обогатил знаниями, положительными эмоциями и яркими впечатлениями?
Как создать временный коллектив, в котором смогут реализоваться интересы каждого участника, где будет удовлетворена потребность ребёнка в самосовершенствовании, саморазвитии и самоутверждении?
Одной из возможностей объединения детей и взрослых в союз единомышленников является игра как важнейший компонент технологии воспитания, создающая предпосылки к совместному стремлению воспитателя и воспитанника достигнуть общую цель. Ролевая игра становится ядром лагерной смены, подчиняя своему сюжету любую деятельность детей в лагере: массовые праздники, соуправление, режимные моменты.
Педагогический коллектив заботится о продуктивном времени занятий в отряде, заботится о том, чтобы каждый ребенок увлекся делом по душе, смог проявить себя, чтобы каждый день в лагере был прожит им с радостью.
В конце смены все участники программы демонстрируют свои достижения, как личного плана, так и в коллективе. Это позволяет детям радоваться своим успехам и достижениям друзей, поднять уровень самооценки, развивать такое качество как субъектность.
Впервые программа объединила деятельность профильного лагеря гимназии «Эрудиты Вселенной» и детский оздоровительный лагерь «Канавинская карусель» не только по географии участников, но и по совместной деятельности реализации направлений программы. Отличительной особенностью программы является волонтёрское движение как внутри гимназии (старшие-младшие), так и деятельность волонтеров как социальное партнерство с муниципальным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 95».
Ключевая идея программы лагеря – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка, его творческих способностей и их развитие посредством взаимодействия с социумом. Лагерь дает возможность ребенку раскрыться, самоактуализироваться, добиться признания и уважения. В этом ему помогает технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова. Отличительная черта – организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе достигнутых (полученных) результатов. В итоге – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми, педагог оказывается интересным человеком. У ребенка появляются организаторские умения, он становится творческой, инициативной личностью. Использование в лагере системы школы самовыражения личности (Е.Н.Степанов) поможет эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации. Системное построение процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) помогает всестороннему гармоничному развитию личности. Волонтёрство также подводит личность к самовоспитанию, дает ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного духовного совершенствования. Здесь есть общее поле деятельности и с религиозными структурами. Солидарность, взаимопонимание, социальная и педагогическая ответственность, честность, ценности труда, образования, здоровья – вот те ценности, которые должны стать всеобщими в деле воспитания подрастающего поколения и его связи с предками и с
·оседями по планете. Задачи этого процесса: формирование представлений о себе и целостной картине мира; формирование гражданского самосознания; приобщение к общечеловеческим ценностям; развитие креативности; формирование самосознания собственного «я», самореализация.
На время смены все участники программы «Космическое путешествие» становятся космонавтами - членами экипажа космического корабля и гостями, прилетевшими из Галактики «Эрудиты Вселенной» (профильный лагерь), которые путешествуют по планетам и исследуют их. Модель космического путешествия отражает направления деятельности лагеря: (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, трудовое), жизнедеятельность каждого экипажа, итоги работы, название и время работы творческих объединений.
Спортивно-оздоровительное направление.
Формирование потребности здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительному направлению в лагере уделяется особое внимание, так как в каникулы важное значение имеет оздоровление детей. В течение смены в лагере организовано много спортивных и оздоровительных мероприятий: ежедневная зарядка, экскурсии в парки, турниры, спартакиады, прогулки на воздухе, подвижные игры, посещение бассейна.
Духовно-нравственное направление.
Становление нравственной, духовной, творческой личности, воспитание ценностного отношения к искусству, развитие умения видеть и ценить прекрасное, развитие коммуникативной культуры учащихся. В этом направлении в лагере ведется большая работа: экскурсии в музеи города, ролевые игры, викторины, посещение театров, библиотек.
Общеинтеллектуальное направление.
В лагере созданы творческие объединения, направленные на повышение интеллектуального уровня ребенка: «Очевидное-невероятное», «Космические легенды», проводятся интеллектуальные викторины и игры. Предусмотрены и разнообразные формы самостоятельной работы учащихся профильного лагеря «Эрудиты Вселенной», в том числе исследовательского и проектного характера, правозащитные практикумы, работа с источниками и литературой, написание эссе. Реализуется программа «Мой выбор». Создаётся информационное обеспечение проекта, компьютерные презентации, творческие работы. Ведется работа в интернет-центре Британского совета, создаются компьютерные вернисажи, слайд-шоу, коллажи. Решаются нестандартные задачи по программированию, проводятся психологические тренинги.
Трудовое направление пронизывает всю жизнь лагеря: это и трудовые десанты, дежурства по столовой, наведения порядка в спальных комнатах, знакомство с профессиями. Беседы о профессиях: «Профессии, связанные с графикой», «Компьютерные инструменты графических программ», практика за ПК, поиск информации с использованием Интернет-ресурсов.
Лагерь в течение смены тесно сотрудничает со службами района и города. Дети посещают МУК общественно-досуговый центр «Смена», ДЮТ им. Кулибина. Тесно лагерь сотрудничает с Нижегородским Планетарием, собором Александра Невского. Регулярно в течение смены дети посещают бассейн в ФОК «Заречье». Взаимодействует лагерь и с театрами города: детским театром «Вера», Кукольным театром. В гости к детям приходили артисты театра-студии «Зазеркалье», артисты ТЮЗа, цирковые артисты. Много лет лагерь сотрудничает с детской библиотекой им. А. П. Гайдара. Воспитанники лагеря регулярно посещают интересные программы в библиотеке. Ребята посетили Ботанический сад, зоопарк «Лимпопо», кинотеатр «Рекорд», Музей художественных промыслов.
Погружение в игру начинается с представления экипажей. Дети знакомятся с правилами космического путешествия: гости с планеты Наук (волонтёры профильного лагеря гимназии) рассказывают о космосе младшим детям. Экипажи получают установку на накоплении достижений (звёзд). Инструкторы космического полета (воспитатели) представляют межорбитальные станции (творческие мастерские). Начинается полёт к космическим планетам: игры, творческая деятельность в экипажах, коллективная творческая деятельность, творческая работа на межорбитальных станциях, взаимодействие с центрами культурного, спортивного досуга. В течение смены отслеживается личный рост пилотов: гости из галактики «Эрудиты Вселенной» отбирают лучшего спортсмена, лучшего художника и т. д. Начало игры: В ЦУП поступает сигнал о бедствии на планете Здоровья. Гости из Галактики «Эрудиты Вселенной» вместе с Советом Космонавтов принимают решение отправиться в космическое путешествие и с младшими космонавтами отправляются к социальным партнёрам в «Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат VIII вида № 95». А для этого надо срочно научиться плавать для спасения жителей планеты Здоровья. Цель прилёта гостей из Галактики «Эрудиты Вселенной» - осуществить контакт с Галактикой «Канавинская карусель» и спасти планету Здоровья. Экипажи действуют в соответствии с планом полета. Звёздный дракончик и гости (волонтёры) обучают космонавтов правилам действия на воде и поведению на дорогах.
Далее дети отправляются на Театральную планету. Гости с планеты Искусств (волонтёры) раскрывают секреты Мельпомены. Далее участники путешествия следуют на Межпланетный фестиваль, а чтобы на него попасть, космонавты посещают космическую поэтическую гостиную и рассказывают стихи о космосе. Гости с планеты Наук (волонтёры) рассказывают об истории космонавтики. Вместе с Маленьким Принцем путешественники двигаются на загадочную планету удивительных растений и на планету незнакомых животных (посещение Ботанического сада и зоопарка), а гости из галактики «Эрудиты Вселенной» помогают осуществить контакт.
На пути космонавтов возникает препятствие - звездный путь. При прохождении его нужно проявить спортивную подготовку, смекалку и взаимовыручку (спартакиада, турполоса). Высадка экипажей происходит на планету Всезнаек и планету Наук.
Космонавтам, благодаря интеллектуальным способностям, нужно разгадать шифр послания, который поможет указать место и время Парада планет.
Выход из игры начинается с открытия Парада планет. Участники программы демонстрируют достижения - созвездия. Экипажи и космонавты награждаются грамотами и подарками.
Таким образом, детский оздоровительный лагерь продолжает работу, начатую в учебное время по развитию творческих, интеллектуальных способностей детей, вовлечению детей в коллектив посредством непрерывного взаимодействия с социумом.
15