Использование метода проектов на уроках географии


Использование метода проектов на уроках географии.
Греченева Зинаида Николаевна, учитель географии МОУ « Новохоперская гимназия № 1»
Школьное обучение есть организованный процесс, он осуществляется систематически, планомерно и объективно, означает усвоение ребенком за небольшой срок основ тех знаний, которые были приобретены человечеством за тысячелетия. Поэтому очевидно, что ученик не может овладеть ими чисто эмпирически, требуются определенные способы и методы усвоения. Метод непосредственного столкновения с действительностью по необходимости приобретает вспомогательное значение - иначе невозможно показать все виды местности, изучаемые на уроках географии, или всех животных, о которых идет речь. Однако связь познания с действительностью в школьном обучении оказывается более прочной и более существенной, затрагиваются более важные стороны реальной действительности, чем в стихийном познавательном опыте. Один из видов повышения уровня познавательной деятельности - это применение проектной технологии.
Проект – (от латинского «выступающий вперед») еще в словаре иностранных слов 1865 года издания  определялся, как предположение о том, что необходимо сделать для достижения какой-нибудь цели.Суть метода проектов сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Метод проектов  используется для формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. 
Цель моей педагогической деятельности в этом направлении:
Определение эффективности применения метода проектов на уроках географии и во внеурочное время.
Проектная технология дает возможность:
реализовать деятельностный подход в обучении географии
решить проблему сокращения часов на изучение географии
формировать у школьников информационную компетентность
овладеть методом географического прогнозирования
Типология проектов
По содержанию:
Экологические,
физико-географические,
социально-экономические,
комплексные,
краеведческие,
историко-географические
По способу преобладающей деятельности:
познавательные,
творческие,
игровые,
практико-ориентированные,
исследовательские
По продолжительности выполнения проекта:
Средней продолжительности
Долгосрочные
По включенности проектов в тематический план:
Текущие
Итоговые
По количеству участников проекта:
Индивидуальные,
Групповые
В своей работе применяю метод проектов на уроках и во внеурочное время, тем более, что по ФГОС использование данного метода необходимое условие преподавания.
Ведь в конечном итоге мы должны научить ученика получать определенный продукт в ходе изучения материала на уроке. Это может быть таблица, рекомендации, презентация, мини – сочинение, статья, плакат и так далее.
Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует чуть ли не каждый учитель. И действительно, порой кажется, что выполнение проектов на уроках это и есть именно то, что требует от школы время. Проекты многолики и многогранны. Отсюда возникает некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело называют проектом. И всё-таки не любое.
Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие   этапы  деятельности учащихся:
1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.
2-ой этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы.
3–ий этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных  знаний для решения проблемы.
4-этап: получение конечного продукта и его защита.
5-этап: рефлексия деятельности учащихся.
И так,   разработав сценарий урока проектной деятельности,  и каждый раз его повторяя, можно «гастролировать» по разделам учебного материала. Используя  технологию проектной деятельности, учителю важно помнить, что основным в данном технологии, является не своеобразная игра с детьми, а чёткая установка на повышение уровней сформированности ключевых компетентностей.
Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока.
Проекты можно использовать в 5 - 11 классах по разным темам. Это могут быть проекты разные по содержанию и продолжительности, количеству участников, тематике, по способу преобладающей деятельности учащихся.
Например, в 5 классе при изучении темы «Как возникла Земля», где в ходе групповой работы раскрывается суть гипотез возникновения Солнечной и выявляется достоверность данных гипотез. Конечным продуктом может быть рисунок, отражающий суть гипотезы. По теме « Путешествие по материкам» - каждая группа дает характеристику по плану заданного материка, используя при этом физическую карту мира. Конечным продуктом должно быть описание материка. А при изучении типов горных пород, учащимся предлагается заочная экскурсия в мир камней. Каждая группа в ходе работы с текстом учебника и коллекцией горных пород, заполняет таблицу: тип горных пород, название, способ образования, применение. Изучая тему «Человек и природа», учащиеся получают задание выразить свое отношение к природе в виде газеты, плаката, презентации. Защита проводится на следующем уроке
Использование краеведческого материала на уроках - это один из методов повышения интереса к изучаемому материалу. Применение дополнительной информации в виде краеведческого материала создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что природа малой родины разнообразна и богата. Использовать краеведческий материал особенно целесообразно в 6 и 8 классах, там сами темы требуют этого.
Покажу на примерах:
В 6 классе при изучении темы: « План и карта» проводится практическая работа на местности «Съемка на местности. Составление плана школьной территории». Это текущий групповой проект, который проводится по типовому плану:
Разбивка на бригады.
Подготовка необходимых инструментов: планшет, компас, измерительная лента, чертежные инструменты.
Привязка к местности, выбор участка
Продукт проекта – план местности
Во время изучения тем « Рельеф» и «Воды суши» проводятся экскурсии в долину реки Савалы и выполняются проекты « Особенности залегания горных пород в долине реки» и « Части реки ». Отчет об экскурсии – это и есть продукт нашего исследования.
При изучении темы « Температура воздуха» выполняется проект « Температурный режим в школе»
Учащиеся заранее получают задание:
Провести наблюдение за температурой в своем и других классах в течение нескольких дней.
Вычислить среднюю температуру воздуха в заданных помещениях.
Сопоставить полученные результаты с санитарными нормами и сделать выводы о соблюдении температурного режима в школе.
Разработать рекомендации, если нормы не соблюдаются.
При изучении темы « Погода», проводятся наблюдения за погодой с использованием школьной метеостанции и выполняется проект « Облака – предвестники погоды». Задание дается заранее. Учащиеся наблюдают за типами облаков своей местности, фотографируют облака, сопоставляют их с типом погоды. Продукт проекта – презентация, фотоальбом.
В восьмом классе каждая тема связана с краеведческим материалом. Немалую помощь в этом оказывает курс «География Воронежской области ». Говоря о географическом положении России, можно определить географическое положение нашего района. Изучая тему «Часовые пояса», определение часового пояса, в котором находится Воронежская область. Знакомясь с темой «Освоение и заселение территории Российского государства», обращаю внимание ребят на освоение и заселение Воронежской области , строительство городов-крепостей на ее территории, в том числе Хоперской.
При изучении особенностей климата России, выполняются мини – проекты по климату Воронежской области : вычерчивание графиков хода температур по сезонам года; вычерчивание диаграммы осадков по собственным наблюдениям с использованием школьной метеостанции.
В этом году этот мини – проект был реализован в проект по внеурочной деятельности « Наблюдение за температурным режимом в городе Новохоперске» ( см. приложение)
В 9 классе при изучении темы «Население» работаем над мини-проектами с использованием данных администрации Воронежской области и Новохоперского района, архива, службы занятости: «Изменение численности населения за последние 20 лет», « Демографический паспорт школы»
В 7 , 10, 11 классах используется реферативно-исследовательская деятельность, например, в 7 классе по теме открытие и исследование материков. При изучении Антарктиды, выполняем мини – проект, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся « Судьбы экспедиций».
Целью данного проекта является выявление причин удачи и триумфа экспедиции норвежского исследователя Руаля Амундсена и трагической гибели экспедиции английского исследователя Роберта Скотта.
Анализируя тексты о деятельности экспедиций, учащиеся заполняют таблицу и делают выводы.
В старших классах при изучении государств в ходе выполнения проекта, создается образ страны. Это такие проекты как « Япония – страна восходящего солнца», « Бразилия – тропический гигант», « Великая Поднебесная»
Результативностью проектной деятельности является:
формирование навыков исследовательской и поисковой деятельности, ключевых компетентностей
удовлетворение познавательной потребности
повышение уровня активности и качества знаний
развитие каждого учащегося как творческой личности
повышение интереса к предмету
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно формировать свою личность.
Используемая литература
Сергеев И.С. « Как организовать проектную деятельность учащихся»: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005
Бычков А. В. « Метод проектов в современной школе».  Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» 2003-2004 учебный год.
Переверзев Л. Н. « Проектный подход и требования к учителю»  Школа и производство. - 2002


Греченева Зинаида Николаевна
МОУ « Новохоперская гимназия № 1»
Учитель географии
Телефон: 8 – 950 – 772- 00- 42
E-mail grechenva@rambler.ru
397400 Новохоперск, Воронежская область, ул. 9 Января, дом 27