Доклад на тему Использование метода проектов на уроке математики в условиях ФГОС


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ВЕЛИКОКНЯЗЕВКИ
right290196Использование метода проектов на уроках математики в условиях новых ФГОС
00Использование метода проектов на уроках математики в условиях новых ФГОС

Доклад на районную педагогическую конференцию
Докладчик: Авраменко Ольга Ивановна
учитель математики
МОАУ СОШ с. Великокнязевки
1 квалификационная категория
2016 г.
(1 слайд)
Наверное, все учителя задаются вопросом, почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Ведь когда дети приходят в школу, все они очень хотят учиться.
Важность проблемы мотивации обучения математике всегда  осознавалась педагогами –новаторами, которые   предлагают разные пути её решения, а именно, разноуровневый и  дифференцированный подход  к обучению. Однако, в настоящее время необходимы новые  подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передаче знаний. Особенно это касается уроков математики, так как они вызывают наибольшую сложность при обучении.
Как и прежде, школа должна давать определенный минимум знаний – научных, технических, эстетических. Но на первый план сегодня выдвигается необходимость овладения на школьной скамье основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления, закономерностями познания.
Сегодня основная цель школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Самостоятельность личности в обучении – одна из главных целей образования. Вот поэтому перед современной школой стоит проблема поиска путей повышения эффективности воспитания учебной самостоятельности обучающихся, в том числе посредством метода проектов.
В настоящее время на смену традиционным способам обучения пришли  новые модели обучения, где характер деятельности ученика может быть  либо технологическим (по схеме, выстроенной учителем), либо поисковым (позволяющим ученику участвовать  в исследовательской деятельности).
С 2013-2014 учебного года 5 класс нашей школы был переведен на обучение по новым ФГОС. Обучение производилось по программе Образовательной системы «Школа 2100», учебник «Математика» авторов Козловой С.А., Рубина А.Г. Этот комплект позволяет развить следующие универсальные умения обучающихся:
- организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат;
- работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее;
- общаться и взаимодействовать с другими людьми, владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать.
(2 слайд) В своей работе с данным классом я  поставила цель: разработка и апробация  нетрадиционных  форм уроков математики с применением  новых информационных технологий как средства активизации познавательной  деятельности  школьника и повышения качества знаний.
(3 слайд) Основные задачи моей педагогической деятельности:
развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;
формировать творческие личностные характеристики посредством метода проекта;
научить учащихся организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности;
воспитывать коммуникативные качества личности.
 Конечно невозможно каждый урок провести нетрадиционно, но можно в каждый урок внести хотя бы частичку чего-то нового, необычного.
(4 слайд) Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности: это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Я считаю, что если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. 
Что должны знать и уметь учащиеся для того, чтобы справиться с заданием проекта?
Во-первых, мыслительная деятельность – каждый что-то обдумывает и предлагает. Во-вторых - коммуникативная деятельность – все делятся своими мыслями, идеями. В третьих, практическая работа и ее результат. Кроме того, было рассказано и показано, что и как сделано, т.е. презентационная деятельность.
В основе каждого проекта лежит проблема. Она обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
(5 слайд) Для своей работы с обучающимися по данной теме я определила основные этапы учебного проекта.
Таблица 1. Основные этапы учебного проекта
Учебный проект
Проблема «Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?» (мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование
Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат
(6 слайд) Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов:
Предъявление проекта учителем (названия, темы и проблемы);
Самостоятельное для обучающихся формулирование цели и задач;
Организация групп и распределение ролей в группах;
Выбор методов;
Планирование работы и ее осуществление;
Презентация полученных результатов.
Чтобы сделать большой серьезный проект, на первом этапе нужно сначала научить обучающихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умения. Поэтому начинать можно с работы над мини-проектами. Именно с мини-проектов мы начали проектную работу в 5 классе.
Перед началом работы с проектами мною были разработаны памятка для обучающихся «Как работать над проектом» и памятка «Оформление проекта», а также подготовлен примерный план выступления для обучающихся.
Для ознакомления с проектной деятельностью на уроке мною применяется имитационная технология (или технология «активного поведения»), которая предполагает создание в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Среди методов данной технологии различают игровые и неигровые методы. Игровые методы включают в себя познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры. На своих уроках я применяю жизненные задачи – модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор уже известных обучающимся математических знаний. Учебник С.А.Козловой содержит такие задачи.
(7 слайд) Также мною был разработан и проведен открытый урок в 5 классе с применением проблемно-поисковых и игровых технологий по теме «Смешанные дроби», который имел определенные цели:
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Некоторые уроки закрепления и обобщения изученного материала также проводились в форме урока-игры или урока-соревнования. Так, например, урок-закрепление по теме «Натуральные числа и действия с ними» в 5 классе проводился в форме сказки-соревнования.
На третьем этапе идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся. 
(8 слайд) На уроке в 5 классе мною были предложены на выбор несколько тем учебных проектов:
Натуральные числа и действия над ними.
Занимательные задачи.
Математические игры.
Единицы измерения величин.
Сбор и обработка информации.
Затем прошел выбор и определение темы исследования. Рассмотрению каждой темы посвящалось одно внеурочное занятие, которое также носило исследовательский характер. Здесь, совместно с обучающимися, выделялись основные понятия, составлялся план изучения темы, решались «ключевые» задачи, выделялись проблемы и первоначальные цели исследования, давался обзор литературы. В итоге обучающиеся самостоятельно выбирали тему исследования. Далее работа проходила в индивидуальном порядке через проведение консультаций.
(9 слайд) Выступление учащихся с результатами исследования и защита работы происходила на зачетных уроках - проектах в конце учебного года.
Для того, чтобы обучающиеся учились выступать на публике, на урок были приглашены учителя, которые стали независимыми экспертами, и обучающиеся 4 класса, которые помогали в представлении некоторых проектов и сами обучались. Всего по защите проектов было проведено 3 урока.
Оценивались проекты всеми участниками урока. Для этого были разработаны критерии оценивания отдельно для учителей и обучающихся.
Каждому из участников проекта ставилась отметка по математике за данную тему, учитывая оценки одноклассников и учителей – независимых экспертов. Естественно, что этой отметкой являются "отлично" или «хорошо». Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
(10 слайд) В заключение проводилась рефлексия. Мною были предложены вопросы, которые обсуждались совместно и позволили сделать следующие выводы: некоторые обучающиеся стали лучше усваивать учебный материал, научились правильно распределять свое время, с большим желанием идут на урок, появилась возможность демонстрировать свои работы, научились распределять правильно время, достигать поставленной цели, выступать перед аудиторией, добывать информацию, готовить презентацию.
(11 слайд) Планирование и апробация нетрадиционных форм урока позволили мне прийти к следующим выводам:
1.Такие уроки можно проводить как в урочное, так и в неурочное время.
2.Нетрадиционные формы урока следует применять в конце изучения темы, т.к. целью их обычно является проверка глубины изучения программного материала.
3.Особое внимание следует уделять анализу ответов обучающихся. Привлечение самих обучающихся – участников и зрителей к оценке деятельности развивает в них критическое мышление, способность к самокоррекции и самооценке.
4.Все нетрадиционные формы урока требуют специальной подготовки, как учителя, так и обучающихся. Поэтому о виде нетрадиционного урока необходимо сообщать в самом начале изучения темы, дать специальные домашние задания, выделить ответственных.
5.К подбору материала необходимо привлекать обучающихся. Это расширяет содержательный компонент обучения, так как неизвестная информация или неожиданная реплика оживляет урок, заставляя обучающихся отыскивать адекватную реакцию на услышанное или увиденное.
6.Разработка нетрадиционных форм урока представляет и ряд трудностей. Прежде всего, это касается выбора формы урока, которая должна адекватно отражать тематическую наполняемость всех занятий.
В заключении хочу сказать, что использование метода проектов, инновационных и информационных технологий на своих уроках позволяют мне расширить информационную область по математике, интегрировать предметы и самое важное заинтересовать процессом обучения большинство школьников. Ну а в дальнейшем, я думаю, это позволит повысить качество знаний по математике.
В настоящее время я, как учитель, девизом своей работы выбрала слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Хочется, чтобы «завтра» наших учеников было достойным.