План-конспект урока рефлексии по математике в 3 классе “Деление двузначных чисел на двузначное число”


План – конспект урока рефлексии
ФИО Прокудина Ирина Владимировна
Место работы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды”
Должность учитель начальных классов
Предмет математика
Класс 3
Тема и номер урока в теме “Деление двузначных чисел на двузначное число”, 4 урок
Базовый учебник Моя математика. Учебник для 3-го класса в 3-х частях./ Т.Е. Демидова, С.А Козлова, А.П.Тонких и др. – изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2013.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения;
Познавательная активность, интерес к познанию, в том числе к изучению математики, к предметно - исследовательской деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Способность к рефлексивной самооценке собственных действий
Готовность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Умение в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;
В диалоге с учителем и товарищами обнаружение и формулирование учебной проблемы;
Определение наиболее эффективных способов решения проблемы и достижения результата;
Совместно с учителем планирование своих действий по решению проблемы;
Следование составленному плану и осуществление пошагового контроля своих действий по достижению результата;
При необходимости с помощью учителя внесение корректив в план действий по достижению цели;
Освоение основ рефлексивной деятельности;
В диалоге с учителем умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование умения определять границы собственного знания и «незнания»
отбор необходимых для решения учебной задачи источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
преобразование информации из одной формы в другую: представление информации в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
донесение своей позиции до других: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывание своей точки зрения и попытки её обосновать, приводя аргументы.
принятие другой точки зрения, готовность изменить свою точку зрения.
чтение вслух и про себя текстов учебника и при этом: ведение «диалога с автором» (прогнозирование будущего чтения; постановка вопросов к тексту и поиск ответов; проверка себя); отделение нового от известного; выделение главного; составление плана.
выполнение различных ролей в группе, сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).
уважительное отношение к позиции другого, стремление договариваться.
Предметные результаты
знакомство с алгоритмом устного деления двузначных чисел методом подбора
осознанное следование алгоритму нахождения значения частного методом подбора при выполнении вычислений
осознанное следование алгоритмам проверки результатов арифметических действий
использование для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологии.
Тип урока урок рефлексии
Формы работы учащихся групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование: мультимедийный проектор, графический планшет, интерактивная доска, персональный компьютер учителя и Classmate для каждого обучающегося, объединённые в локальную сеть посредством Wi-fi, документ-камера.
Программное обеспечение: программа управления классом Classroom Management, доступ к сети Интернет.
Дидактические материалы и вспомогательное оборудование:
Презентация PowerPointБланки для самоконтроля.
Листы для оценивания эффективности групповой работы для каждой группы.
Структура и ход урока
№ Этап урока
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать высказывание американского писателя Дж. С. Фоера
и мотивирует на рефлексивную деятельность.
Формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. Читают на слайде: «Я жалею, что так поздно в себе разобрался» Джонатан Сафран Фоер и настраиваются на рефлексивную деятельность. 1
2 Этап актуализации знаний Организует повторение используемых норм, способов действий (понятий, алгоритмов правил, свойств):
- Как называется способ деления двузначных чисел на двузначное число.
Предлагает коллективно выполнить задание «Составь алгоритм», и расположить по порядку действия, необходимые для нахождения частного при делении двузначных чисел на двузначное число.
Фиксирует соответствующий эталон на экране.
Проводит самостоятельную работу (в форме индивидуальной деятельности):
- Найдите значение выражений
72:12 45:15
90:15 96:24
36:12 80:16
Организует самопроверку выполнения задания по готовому образцу, представленному посредством документ-камеры. Отправляет учащимся ссылку на оценочный лист
Предлагает зафиксировать допущенные ошибки в оценочном листе. - Метод подбора
Участвуют в составлении алгоритма нахождения частного при делении двузначных чисел на двузначное число.
Самостоятельно находят значение выражений.
Проверяют свою работу по готовому образцу, фиксируют ошибки в оценочном листе. 7
3 Этап локализации затруднений Объявляет об отправке ссылки на серию творческих заданий и предлагает учащимся, не допустившим ошибок, выполнить их самостоятельно.
Демонстрирует посредством документ-камеры выполненные с ошибками работы и организует анализ решений.
Учащиеся, не допустившие ошибок, выполняют интерактивные задания творческого уровня.
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. 3
4 Этап построения проекта выхода из затруднений Предлагает повторно выполнить задания, в которых были допущены ошибки и отметить в оценочном листе действия из алгоритма, которые были выполнены неверно.
Предлагает учащимся, не допустившим ошибок, выступить в роли консультантов. Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов. 10
5 Физкультминутка Организует выполнение комплекса упражнений под музыку Выполняют упражнения 1
6 Этап обобщения затруднений во внешней речи Организует обсуждение типовых ошибок и проговаривание формулировок способов действий (норм), вызвавших затруднение.
В парах обсуждают типовые ошибки и составляют визуализацию – подсказку для предотвращения ошибок в дальнейшем.
Представляют результаты работы пар. 7
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Объявляет об отправке документа с набором заданий и организует индивидуальную работу с самопроверкой. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности. 5
8 Этап включения в систему знаний и повторения Предлагает определить индивидуальный маршрут в зависимости от результатов предыдущего этапа: участие в онлайн-игре или индивидуальная работа по отработке вычислительного навыка.
Организует онлайн-игру «Математический турнир» При положительном результате деятельности на предыдущем этапе выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом). 4
9 Этап рефлексии деятельности Организует обсуждение:
- Где были допущены ошибки?
- В чём причина?
-Каким способом удалось исправить ошибки?
- Что особенно вызвало затруднения?
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Смогли достичь?
- Нужно ли еще работать в данном направлении? Какую цель вы ставите на следующий урок?
Предлагает оценить свою работу с учётом критериев.
Объявляет об отправлении ссылки на задание для выполнения дома, инструктирует о его выполнении. Участвуют в анализе.
Проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение.
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Оценивают свою деятельность на уроке.
2