Разработка урока по теме Любовь и милосердие в рассказе А.П.Платонова Юшка


Ход урока
1. Организационный этап. (Мотивация)
Здравствуйте, ребята! Добрый день, дорогие гости! Я рада видеть всех на своем уроке литературы, ведь сегодня у нас есть уникальная возможность поговорить о том, о чем человечество задумывалось еще в древности.
И посмотрев одну старую притчу, вы без труда, я думаю, сможете определить, о чем пойдет сегодняшний разговор.
2.Вступительное слово учителя. (Целеполагание) Ну что ж, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? Водопьянова - Я думаю, мы будем говорить о добре и зле, о поступках человека.
А поможет в наших рассуждениях?
Макарова - рассказ А. П. Платонова «Юшка», с которым мы познакомились дома.
Молодцы! Добру, милосердию, любви ко всему живому и прежде всего любви к людям посвящен сегодняшний разговор. Поэтому эти слова звучат в теме нашего урока:
Любовь и милосердие в рассказе А. Платонова «Юшка»
Ребята, понятны ли вам эти слова? На первый взгляд, и слова просты, и сделать это легко. Но если мы посмотрим вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существует зло, обида, равнодушие. Значит, есть над чем задуматься каждому человеку, и нам с вами сегодня? Постарайтесь сформулировать цели нашего урока.Батраков - Я считаю, что сегодня мы должны задуматься над тем, как нужно относиться людям друг к другу.
Быков - На мой взгляд, нам стоит подумать, каким должен быть человек.

3. Актуализация знаний. Воспитывать в себе добро, милосердие, сострадание и любовь очень непросто, но если мы будем неравнодушны к проблемам, поднятым в тексте, то в конце урока мы с вами сможем разгадать жизненную истину:
Какой же волк побеждает в человеке? И от чего это зависит? Поэтому я приостановила видеоролик.
А на урок сегодня к нам пришел гость ----------------, он попытается помочь нам в этом разобраться.
4. Анализ произведения. Но обо всем по порядку.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией А. Платонова, вели разговор о его творчестве. Давайте вспомним, чем отличаются произведения А. Платонова. Почему так интересны его герои нам, современным читателям?

- Андрей Платонович Платонов был необыкновенным человеком и очень ярким писателем. Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Его книги пробуждают в нас добрые чувства, например, сказка – быль «Неизвестный цветок».
- Главная цель писателя: открыть людям правду жизни, т.е. показать, что нужно любить мир и помочь ему стать лучше...
Прозвучали очень хорошие слова: стать лучше. Тогда возникает вопрос: кто из героев рассказа учит нас быть такими?
- Я считаю, что быть лучше учит нас главный герой рассказа – Юшка.
Ребята, я принимаю ваш ответ, но хотелось бы услышать, почему вы так считаете? Каким увидели вы главного героя рассказа? Чтобы найти ответы на все интересующие нас вопросы, мы разделились на группы, у каждой группы было определенное домашнее задание.
Но не забываем: мы все включаемся в обсуждение, ведь нам предстоит еще одна непростая задача - дописать мысль, взятую мной из Библии для эпиграфа к уроку. Побеждай зло добром. (Библия)
Я предлагаю оформить записи в тетради в виде таблицы, сколько, на ваш взгляд, нам потребуется столбиков? 2: 1- называем эпизод, над которым работаем, во 2 -даем характеристику главного героя, отвечая на вопрос «каков Юшка?» Задача ясна? Тогда начинаем.
Итак, Творческая студия, пожалуйста.
Гришина: С самого начала знакомства с героем мы невольно обращаем внимание на то, как он выглядит (зачитывают) Мы видим, что автор подчеркивает его внешнюю непривлекательность. Но мы знаем, что Платонов- мастер детали, поэтому описание глаз Юшки помогает острее и глубже представить нам его внешний облик (зачитывают).
А почему вы обратили особое внимание на его глаза?
Рябинина - во –первых, обращаем внимание сразу на 2 сравнения: как у слепца, как неостывающие слезы
Чем помогают нам данные сравнения?
Рябинина - в глазах слезы. Ему больно. Гришина: - Всем известно, что глаза - зеркало души, что происходит на душе человека, внутри – все отражается в его глазах, получается, что душа Юшки плачет.
После таких наблюдений каким же предстает перед нами главный герой в начале рассказа? - Жалким, невзрачным, незаметным.
Да, душа Юшки плачет. Отчего же ему больно, за что обидно? Какие эпизоды помогают нам найти ответы?
Затонский: -Мне кажется, эпизод «Отношение детей к Юшке», над которым работала наша группа, многое нам объясняет.
Абсолютно согласна, вы анализировали поведение героев в данном эпизоде. Поделитесь своими наблюдениями, озвучив их последовательно.
Панина: Дети: …переставали играть, бежали, кричали; поднимали ветки и бросали;
…снова окликали, бросали, трогали и толкали;
…опять толкали и кидали комья земли;
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки;
…делали слишком больно; …радовались.
Затонский: Юшка:…ничего не отвечал и не обижался;
…шёл тихо и не закрывал лицо;
…шёл и молчал; …не трогал и не отвечал; …говорил; …радовался.
Дети, что вы заметили, выслушав Илью и Соню?
Горькаев -Дети и Юшка ведут себя по-разному, а вывод одинаковый - радовались.
Но почему так происходит?
Горькаев - Ответ дает сам А. Платонов (зачитывают)
Какие мысли возникают после услышанного?
Водопьянова - оказывается, радоваться можно и от сделанного зла -поражает жестокость детей -а меня удивляет, почему Юшка не реагировал на это
Попробуйте сами разобраться. Не реагировал, потому что был..?
- Скромным, прощающим.
К сожалению, зачитываю сама эпизод со взрослыми.
Дети, что значит «блажной»? Шаповалова _______________
(А давайте обратимся за помощью к нашему гостю.)
«блажной» - Взбалмошный, неуравновешенный; благой -добрый, хороший, добродетельный; блаженный – в высшей степени счастливый;
Получается корень –благ- превращается в грубое –блаж-
Почему так принижен корень –благ-, почему он превращается во в устах взрослых в грубое –блаж-?
Никитина - Люди были злыми, с жестоким сердцем.
А Юшка где-нибудь называет сердце жестоким?
Никитина - Нет, Юшка дает таким сердцам другое определение. (Инсценировка)
А что значит «слепое сердце»? Корнев
А как поступили бы вы на месте героя?
Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше)?
А что по этому поводу говорит Библия? Есть ли ответ на такие вопросы в Священной книге?
Макарова - В Нагорной проповеди Христа говорится: “...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас”, - Евангелие от Матфея.
Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди божеские. Но, соблюдая их, был ли Юшка счастлив среди людей? -________________________________
Каким мы видим героя в этом эпизоде? - несчастный , всепрощающим.
А были ли счастливые мгновения в жизни Юшки? Где ему было хорошо и спокойно?
Быков - Наедине с природой мы видим совершенно счастливого человека.
Давайте посмотрим на слайд и представим, как рассказал бы нам сам Юшка об этом? Щедринов (Пересказ, близкий к тексту, от 1 лица)
Почему так преображается герой? Какого Юшку мы увидели?
- Счастливого, любящего природу, Родину.
Я думаю, излишне что – то здесь добавлять. Наедине с природой Юшка, действительно, был счастлив. Но на одну деталь, очень важную, для понимания этого образа вы должны были обратить особое внимание. Что нового вдруг открылось в этом эпизоде нам, читателям?
Давыдов –мы узнаем, почему Юшка так выглядел, почему был так слаб и худ: всему причина - его болезнь. Юшка был неизлечимо болен туберкулезом. Скорее всего, это не случайно. Ведь мы знаем, что сын Платонова, а потом и он сам страдали от этой болезни.
Вот и ответ - почему герой выглядел так в свои 40 лет от роду. Да, во всем Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей?
Кузина -Странными
Но когда я читала текст, я не нашла такого определения, в устах «веселого прохожего» оно прозвучало иначе. Я предлагаю вам заслушать следующий эпизод и выделить в нем те слова, которые, на ваш взгляд, являются самыми главными.
Жбанов: - На мой взгляд, стоило обратить внимание на слово «юрод», которым прохожий называет Юшку. По словарю Ожегова, оно имеет 2 значения:1) Юродивый - безумец, обладающий даром прорицания 2) Юродивый - чудаковатый, помешанный
Перед нашим уроком я предлагала, кому будет интересно, выяснить, были ли на Руси такие люди. Кто-нибудь может нам об этом рассказать?
Чистозвонова - На Руси юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.
Кузина-Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его. После его смерти Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.
Но если таких людей почитали и даже немного побаивались, тогда почему же в устах прохожего было столько ненависти, почему он с такой злобой толкнул Юшку в грудь?
- все произошло, потому что Юшка впервые осерчал.
Добровольский- По словарю Ожегова Серчать (просторечное) – то же, что сердиться. Данное слово в повседневной жизни используется редко. Автор употребляет его для того, чтобы передать особенности речи героев, индивидуальные черты характера.
А можно ли этим словом дать характеристику Юшке в этом эпизоде? Каким однокоренным словом можно объяснить эту индивидуальную черту характера?
Добровольский- -Осерчал – от «сердце»Абсолютно с вами согласна, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера, так как был (Выберите 2 -3 слова из таблицы, которые на ваш взгляд, являются самыми главными)
Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. (Читаю текст сама). Однако …. Почему? Вроде бы все понятно, и можно на этом поставить точку. Вы согласны со мной?
Шаповалова: - Разговор на этом закончить нельзя! Почти до самого конца текста мы видели этого героя только с одной стороны- тихого, робкого и прощающего всех, а в последний момент Юшка оказался вовсе не Юшкой, а Ефимом Дмитриевичем.
Ребята давайте посмотрим на такое превращение со стороны значения двух имен: Юшка и Ефим Дмитриевич.
Швырков- Юшка – рыбная похлёбка; уха ;прост. кровь
Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Кто раскрывает нам эту тайну Юшки?
-Девушка – сирота, которой помогал Юшка (зачитывает)
Каждый ли человек может так поступить?
- конечно, нет, только тот, кто обладает добрым сердцем.
Вспомните, какое слово Юшка повторял чаще всего? (Любовь)
В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало.
Дополните мою схему. Ребята, как вы думаете, что у нас получилось?
Получилась жизненная формула главного героя.
Значит Юшка, действительно, учит нас быть лучше и своим примером призывает ПОБЕЖДАТЬ ЗЛО ДОБРОМ (дописываем эпиграф)
Это заповедь божья. А какую заповедь оставляет нам А. Платонов? Определите идею рассказа?
-Учит нас быть милосердными, сострадающими, человечными.
Замечательный ответ! Так что же в итоге одержит победу? Те качества, о которых мы так редко вспоминаем, или же злоба, эгоизм, безнравственность, которые стали нормой нашей жизни? От чего это зависит?
Как вы думаете, что же мог ответить старик своему внуку? 2- 3 предложения в качестве вывода появляются в ваших тетрадях.
Слушаем 2-3 работы, и включаю ролик до конца.
Творческая работа будет продолжена дома:
Сочинение – миниатюра «Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?»
Представьте А.П.Платонова нашим современником и напишите ему небольшое письмо. Расскажите писателю о своём отношении к его произведениям.
Сочинение – миниатюра Как я понимаю слова: «По нравственным законам жить…»
Дети, пришло время оценить свою работу на уроке (поднимают руки)
- на уроке мы достигли поставленных целей
- на уроке я похвалил бы себя
- на уроке я работал пассивно
- на уроке я устал
- материал урока мне был полезен
- в своей группе я оценил бы работу (1 кого?)
1 слово - заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
2 слова - это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 слова - это глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 слова - это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
1 слово - вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)