Конспект урока в 8 классе Осоргин. Пенсне.


Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».
Цели урока.
Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.
Раскрыть особенность восприятия писателем мира вещей.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.
В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а «просто» рассказывает то, что было, без литературных претензий.
Многое в его рассказах может показаться «наивным и чувствительным» (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.
«Любовь к жизни» - единственная философия автора.
II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.
Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.
Писатель – большой труженик. Работой для души стало для него осуществление замысла его первого романа «Сивцев Вражек» - о трагедии русской интеллигенции в тяжелые, смутные времена.
Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа «Пенсне».
Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.
III. Работа с текстом.
- Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?
- Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».
- В чём никто не должен сомневаться?
- Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевлённая».
- В чём нас хочет убедить рассказчик?
- Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».
IV. Будьте внимательны к слову.
- Какой приём использует автор, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
- Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.
- В чем заключается «Необычная «жизнь» вещей»?
- Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость».
…у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».
- Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.
- Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают» - реализация метафоры «часы идут», «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.
Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
V. Характеристика автора.
- Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.
Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.
Какими художественными приёмами достигается такой эффект?
- Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялась», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и падает карандаш».VI. Пересказ фрагментов текста.
- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?
- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?
- Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.
- В рассказе множество выразительных эпитетов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое виновато» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…», «загулявшиеся стёклышки».
- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.
VI. Итог урока.
- Каковы ваши впечатления от рассказа?
- Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?
VII. Выставление оценок. Домашнее задание.
- Прочитать рассказ М.М. Зощенко «История болезни»