Методическая разработка классного часа Дорогами героев.Их именами названы улицы


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 262 Красносельского района
города Санкт-Петербурга . Номинация
« Дорогами героев »
(Методические пособия, направленные на формирование гражданской пози-ции , основанной на героическом прошлом нашей России. Самые ощутимые результаты в решении патриотического воспитания младших школьников , дают « Уроки мужества», знакомство с героями Великой Отечественной вой-ны их подвигами. Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка) Название
« Бесчисленных героев имена. Дмитрий Ефимович Оскаленко »
Методическая разработка классного часа.
Автор:
Антонова Евгения Михайловна
должность
учитель начальных классов
домашний адрес
СПб Красное Село
ул.Нагорная д.47/1-кв.6
контактный телефон
8 911 717 66 34


Санкт-Петербург 2016 г.
Содержание
Аннотация
1. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
2. Героико-патриотическое воспитание.
3. Разработка классного часа героико-
патриотическое воспитания
для учеников начальных классов.
Заключение
Список использованной литературы

Аннотация
Современное общественное развитие России остро ставит задачи духов-ного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания школьников. Направление гражданско-патри-отического воспитания все чаще определяется , как одно из приоритетных направлений в современной молодежной политике. Это означает, что нам, взрослым, очень важно, каким будет человек будущего, насколько хорошо он усвоит две важные роли – гражданина и патриота.
Непременным условием для развития гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения является непрерывная связь поколений, основан-ная на героическом прошлом нашей России. Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят беседы о ге-роях Великой Отечественной войны, героях и тружениках тыла, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии по местам боевой славы.

Цель
Формирование духовно и нравственно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с прошлым и будущим страны, способного встать на защиту государственных интересов Российской Федерации.
Задачи
• Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
• Гражданское и патриотическое воспитание детей и подростков посредст-вом вовлечения их в разработку и подготовку мероприятий героикопатри-отической направленности.
• Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
• Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
• Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных во время подготовки мероприятия
• Воспитание чувства гражданского долга и ответственности
• Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления
• Приобретение навыков коллективной работы.
Познакомить учащихся с посёлком Невская Дубровка ( расположение)



СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
« Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.» Бернард Шоу

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – основа существования и развития любых наций и государственности.
Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общество и сделать Россию сильной и значимой в мире. Невозможно добиться процветания страны, если предать забвению героические и трагические страницы ее истории, в том числе и истории родного края.
К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданствен-ности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В обще-ственном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
В настоящее время совершенно очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека со своими корнями, с культурой малой родины. Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка.
Как тут не вспомнить слова академика Д.С. Лихачёва:
«Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Патриотизм должен проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Героико-патриотическое воспитание.
Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центром работы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой) славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы).
В работе музея можно использовать разнообразные формы:
- организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;
- проведение тематических выставок;
- уроки истории;
- чествование победителей конкурсов;
- встречи с ветеранами войны и труда.
Работа в данном направлении может включать в себя следующее:
1. Работа отряда, оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2. Работа поискового отряда (здесь не обязательно искать заброшенные захоронения; поиск исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, родной деревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы).
3. Проведение встреч с ветеранами и их родственниками.
4. Проведение тематических выставок, конкурсов стихов, песен; туристских походов по местам боевой славы.
5. Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения
(«Помоги памятникам»).
6. Различные викторины, конкурсы на уроках и в предметных неделях.
Разработка классного часа по патриотическому воспитанию для учеников начальных классов.
Заговорила роща на откосе,
Прислушайся, о чём шумит она,
Как будто ветер, набежав , приносит
Бесчисленных героев имена.
Н .Тихонов
В этом году наша страна отметила 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне .Во многих странах почтили память солдат, освободив-ших в 1945 году мир от нацизма.
Минуло 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Важность этого исторического события с каждым прошедшим годом только возрастает. Победа – это праздник, который объединяет и молодежь, и стариков, и взрослых и совсем еще юных граждан нашей Родины.
Мы заплатили высокую цену за эту Победу, и никому не позволим ни сегодня, ни впредь забывать о миллионах погибших. Война была трагедией, но именно она позволила проявить все лучшее, что есть и будет в нашем народе – стойкость и мужество, единство и сплоченность перед лицом врага, трудолюбие и самоотверженность, талант инженеров и полководцев, воин-скую доблесть и любовь к Родине. Но мы сумели превзойти, выстоять и одер-жать Победу в самой кровопролитной войне, которой не было равной по мас-штабу в мировой истории.  День Победы – это возможность отдать дань уважения всем, кто воевал или работал в тылу в военное время. Поколение ветеранов войны сейчас ухо-дит. Нам остается только хранить светлую память о героях войны и тыла, стараться быть достойными их подвига. Вечная память защитникам Родины!

253174525590500 На правом берегу Невы расположен красивый посёлок Невская Дубровка.
Я родилась и выросла в этом посёлке. Моё детство и юность прошли здесь. Здесь я училась в школе ,а после окончания педагогического училища, вернулась в её стены уже в роли учителя. Школа носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Ефимовича Оскаленко.
11379201298575Во время Великой Отечественной войны Дубровка заняла одно из клю-чевых мест в обороне Ленинграда. Из посёлка , под страшным огнём , пере-правлялись на лодках , а зимой по льду бойцы Красной Армии на легендар-ный «Невский пятачок». Жители посёлка и Красноармейцы мужественно сражались, защищая каждый клочок Невской земли. Многие героически погибли, найдя покой в этой земле.

В посёлке многие улицы названы в честь героев Советского Союза:
Лейтенант Б.А.Динкевич со своей ротой в числе первых под ураганным огнём противника форсировал Неву. 25 сентября 1941г. под непрерыв-ным огнём противника он своим личным примером увлёк за собой бой-цов, переправил их на левый берег Невы, оттеснил противника и в те-чении 24 часов вёл активную оборону занятого рубежа. Пал смертью храбрых.
Командир разведывательного батальона 46-й стрелковой дивизии А.Д.Гарькавый при форсировании Невы был смертельно ранен. 23мая 1942г. посмертно награждён орденом Ленина.(Не только в посёлке , но и в Красносельском р-не одна из улиц носит название Пограничника Гарькавого.)
Журба Г.В.комиссар 45-ой гвардейской дивизии был смертельно ранен на Невском пяточке.
Мясников А.Ф. командир лётного звена погиб во время воздушного сражения.
Капитан Оскаленко Д.Е. заместитель лётной эскадрильи ,погиб в бою.
Павленко И.Н. был командиром взвода тяжёлых миномётов, погиб в неравном бою.
Лейтенант Томилин В.К. погиб в неравном бою.
Лейтенант Смуров С.Н. героически погиб на Невском пяточке.
Старший батальонный комиссар Щуров А.В. , героически отражая атаку врага, погиб в апреле1942г.
Дмитрий Ефимович Оскаленко.
Об одном из героев , отдавшем свою жизнь за наше светлое будущее, чьё имя носит Дубровская средняя школа, я хотела бы рассказать . Это Дмитрий Ефимович Оскаленко.
Герой Ленинградского неба .
Когда на Родину мою,
Фашизм пошёл войной,
То встали в ряд, в одном строю,
3352800-2045Республики стеной.
Узбек вёл бой за Украину
И защищали Дон родной:
Казахи, русские, грузины-
Для всех война была бедой.
И лётчик Оскаленко Дима.
Вёл бой за город Ленинград.
Сильна семья , непобедима,
Когда герой - за брата брат.
За белорусское Полесье
Он дрался в небе над Невой,
Стрелой вонзался в поднебесье,
Бесстрашно вёл воздушный бой.
Уменьем бил врага , сноровкой,
Он жизнью рисковал не раз.
И, там над Невскою Дубровкой,
Геройски встретил смертный час
Встрою полка он, как живой,
Сегодня ввысь взлетает с ними,
Ушёл в бессмертие Герой,
Дав эскадрилье своё имя!
Когда война подошла вплотную к городу на Неве ,то на защиту встали войны многих национальностей нашей Родины. Среди них был и белорус-ский лётчик – истребитель Оскаленко Дмитрий Ефимович.
Родился он 7 ноября 1920г. в деревне Слюдяки Быховского района
Могилёвской области. В 1939г. окончил авиационно-техническое училище и служил авиатехником в одном из авиаполков под городом Ленинградом. В составе этого полка он принимал участие в боевых действиях во время войны с белофинами в 1939-1940гг.
-419108001000 Дмитрий мечтал стать лётчиком-истреби-телем, и он подал рапорт с просьбой напра-вить его в лётное училище. Мечта осущест-вилась. Окончив, по ускоренному курсу, авиа-училище , Дмитрий получил назначение в
194-й истребительный полк под Ленинград, где его застала Великая Отечественная война. Уже в первых воздушных боях Дмитрий Оска-ленко проявил смелость и бесстрашие, стал одерживать одну победу за другой. Так, только за один день, 18 августа, он лично сбил в воз-душном бою три самолёта противника. А уже 22 августа, патрулируя со своим ведомым в районе железнодорожной станции Мга, встре-тил группу немецких самолётов, состоящую из 47 бомбардировщиков. В этом бою он сбил один Ме-109 и подбил два бомбардировщика . О боевых успехах Д.Осколенко знали в войсках и осаждённом Ленинграде. К 16 сентября 1941 г. он уже совершил 150 боевых вылета, сбил 6 самолётов врага и был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В октябре 1941г. Оскаленко перевели в 26-ой ночной истребительный авиаполк. В этом полку, который впоследствии стал гвардейским, воевал В.Мациевич,А.Севастьянов, Н.Щербина - будущие Герои Советского Союза.

-4191067437000

Д.Оскаленко стал ведомым у В.Марциевича. У него он перенимал бога-тый опыт ведения воздушных боёв днём и ночью. 4апреля звено истребите-лей ,в составе которого был и Д.Оскаленко, ведомое В.Марциевичем, приня-ло неравный воздушный бой со 125-ю самолётами врага. В этом бою группа Марциевича сбила 4 самолёта, расстроила боевой порядок и не позволила фа-шистам сбросить бомбы на наши корабли, находившиеся в Финском заливе.
В период май-июнь 1942года Д.Оскаленко учавствовал в боевых выле-тах по предотвращению минирования Финского залива в районе Кроншта-дта. Минирование было сорвано.
К сентябрю 1942года Д.Оскаленко в составе группы истребителей в рай-оне Невской Дубровки вёл свой последний бой и погиб. Было ему тогда
неполных 22года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.02.43г. Д.Оскаленко присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
За свою молодую боевую жизнь он совершил 300 боевых вылетов. Участвовал в штурмовых налётах на вражеские аэродромы , не раз вёл неравные бои с противником. 14 сбитых самолётов на счету советского лётчика – истребителя.
Его имя стала носить -46355210820002-ая авиаэскадрилья , кото-рой он командовал. В Санкт-Петербурге и в посёл-ке Невская Дубровка есть улицы , носящие имя отваж-ного лётчика, а в Невской Дубровке имя героя носит средняя школа в которой находится музей Боевой Славы. Его именем названа площадь посёлка.

Каждый год, 9 мая, боевые друзья и однополчане Дмитрия приходят к могиле , где захоронен отважный лётчик. Благодарные ленинградцы чтят память одного из славных защитников города на Неве, бесстрашного сына белорусского народа Героя Советского Союза Дмитрия Оскаленко.
25431758636000 Отважный лётчик Дмитрий Оскаленко не был ни поэтом, ни философом. Он просто был отличным лётчиком и патриотом , горячо любившим свою прекрасную Родину, за
которую отдал свою молодую жизнь .
Мемориальное захоронение в п.Невская Дубровка
и Невский пятачок
-48069513208000

1771655334000
-394335109855
Заключение
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребен-ка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения.
533406858000 Период младшего школь-ного возраста ,по своим пси-хологическим характеристи-кам, наиболее благоприятен для воспитания патриотиз-ма, так как младший школь-ник отвечает доверием взрос-лому, ему присуща подража-тельность, внушаемость, эмо-циональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления , пережитые в
детстве, остаются с челове-ком на всю жизнь.
222504066230500 Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспе-чить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся
молодежи. Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения.
Патриотическое воспитание в школе дол-жно осуществляться, как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклас-сной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин. Так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма, как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готов-ности к ее защите от врагов. Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ.
Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, пережи-вания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную моло-дежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств ,общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
1079518161000
-55753011049000

Список использованной литературы.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
4. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
5. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.
6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
8. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическ9. СоколоваС.Б. «Дубровка на перекрёстке веков» 2011г.
10. СоколоваС.Б. « От Дубровки на Неве до Дубровки Невской.» 2012г.
11.К.К.Грищенский «Невский пятачок.» Лениздат 1977г.