Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через сказк


Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через сказку
Учителя, родители, ученики утверждают, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. А дошкольники? Они никогда не должны узнать, что математика-это трудная дисциплина. Источником элементарных математических представлений для ребёнка является окружающий мир, который он познаёт в процессе своей деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством. Как сделать, чтобы познавая мир, ребёнок-дошкольник достиг успеха? Содержание элементарных математических представлений вытекает из основ самой науки, её первоначальных понятий. А вот обучать детей всем этим математическим премудростям можно по-разному. Учитывая принципы ФГОС дошкольного образования, мы должны реализовать программу математического развития в формах, соответствующих для детей данной возрастной группы. Не секрет, что дети очень любят сказки. Они им понятны, интересны и знакомы. Сказка может стать эффективным средством формирования математических представлений дошкольников. Многие исследователи работали над проблемой развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др. отмечали, что усвоение математики должно происходить непринуждённо, на знакомом детям языке. Сказка может заинтересовать детские души и процесс обучения облегчиться таким образом.
Для наилучшего овладения детьми элементарных математических представлений через сказку в группе были созданы соответствующие условия. Развивающая предметная среда находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития детей и их опыта деятельности. Все компоненты развивающей предметной среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Интерьер групповой комнаты напоминает домашнюю обстановку и оборудован с учётом потребности детей в движении. Используется вся площадь игровой комнаты. Весь материал доступен для детей, чтобы они могли свободно выбрать себе игрушку или пособие по интересам, проявить своё творчество, реализовать замыслы. Прежде всего, был организован уголок занимательной математики, который включает в себя:
-объёмные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, предназначенные для группировки по разным основаниям (цвет, форма, величина)-настольно-печатные игры (подбери узор, непослушный попрыгунчик)
-игры для развития логического мышления (кот в сапогах, мельница)
-головоломки (лабиринты, шнуровка, игры со счётными палочками-логические задачки (какие цифры потерялись, найди похожую фигуру)
-игры на составление целого из частей (матрёшка, геометрическая мозаика)
-крупный строительный материал мягкой формы
-оборудование для осуществления детьми различных видов деятельности (календари, часы, измерительные приборы)
-пальчиковый театр
-шапочки для театра.
В любой момент дети могут подойти к уголку и выбрать себе игру по интересам.
Работа с детьми в каждой возрастной группе началась с выявления индивидуальных особенностей ребёнка, его навыков и умений. Для выяснения этого применяются различные дидактические игры, игровые упражнения, непринуждённая беседа. Это помогает в постановке целей деятельности. Ориентируясь на положение Выготского Л. С. о том, что личность дошкольника-это сплав аффекта и интеллекта, уделяется особое внимание эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Конечной целью обучения, как отмечал известный психолог Эльгонин Д. Б., является вклад в умственное развитие и позитивные сдвиги в нём. Не секрет, что при обучении математике, наша программа требует, чтобы все усилия педагогов и родителей были направлены на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания и желанию самостоятельно справляться с трудностями, достигая поставленной цели. В работе допускаются ответы детей хором, спонтанные ответы, шум во время работы, исследовательская деятельность. Применяются активно словесный и наглядный методы: рассказ воспитателя и детей, беседы, чтение художественной литературы, демонстрацию слайдов, видеофильмов, игры, упражнения. Очень любят дети физкультминутки, пальчиковую гимнастику, театры разных видов. Чаще всего вводятся на занятиях сказочные герои, в качестве которых иногда выступают сами дети. С интересом относятся ребята к математическим задачкам и проблемным ситуациям. На таких занятиях сказочные герои не могут справиться самостоятельно с проблемами, и каждый ребёнок рад им помочь. В результате сказка имеет положительный конец. Оценку работы детей даёт этот же герой сказки и всегда благодарит детей за помощь. Так же интересно ребятам задачки на смекалку и сообразительность, досуги, конкурсы, КВН. Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте используется в комплексе: традиционные (дидактические игры, решение математических задач, игры на логическое мышление) и инновационные (моделирования, математические сказки). В своей работе нужно подбирать такие приёмы, которые стимулируют интерес к математике:
- сказки, имеющие знакомый детям сюжет
- пальчиковая гимнастика с использованием сказочных персонажей
- театральные шапочки для инсценировки сказки
- физкультминутки, подходящие под тему занятия
Если занятие было подвижным, то можно обойтись без физкультминутки и подобрать задания спокойного характера. Например, гимнастику для глаз или игру-релаксацию. В работе с дошкольниками используются словесные приёмы обучения, такие как:
- пояснения и указания (например: положите справа от себя квадрат, а слева круг)
- вопрос к детям
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей и обеспечивают лучшее усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений через сказку учитывается принцип от простого к сложному. Разные по характеру вопросы вызывают различный вид познавательной деятельности: от репродуктивной (воспроизведение изученного материала, до продуктивной (решение проблемной задачи).Конечно, сказки есть в каждом доме, в каждой семье. Дети очень их любят. Но, беседую с родителями, я поняла, что сказке отводится мало времени в детской жизни. В наш компьютерный век дошкольники проводят больше времени у телевизора или компьютера. Для того, чтобы установить партнёрские отношения с родителями, я стараюсь привлечь их в воспитательно-образовательный процесс. Для этого в раздевалке есть информационный уголок, куда помещаются консультации и важная информация для родителей.
Родительские собрания я стараюсь проводить в интересной нетрадиционной форме (круглые столы, чаепития, психологические игры).Так же посещаю семьи своих воспитанников. Очень часто
родители приходят ко мне на утренники не только в качестве зрителей, но и принимают активное участие в виде героев и персонажей детских сказок. Ими было создано много игр и пособий по ФЭМП для своих детей, связаны и сшиты атрибуты для инсценировки сказок и пальчиковый театр. Таким образом, проводя работу по ФЭМП у детей старшего возраста посредством сказки, я пришла к выводу:
-сказка положительно влияет на развитие математических способностей,
-комплексный подход с применением сказки даёт высокие результаты при обучении детей математике,
-с помощью сказки дети легче устанавливают временные и пространственные отношения, учатся порядковому и количественному счёту,
-сказка воспитывает любознательность, развивает памяти речь, учит импровизации.
Поэтому можно сказать о безграничной возможности сказки в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста. При использовании сказки в обучающем процессе основной акцент необходимо делать на глубокое понимание учебной информации. Тогда дети не замечают, что учатся, а развиваются, познают и запоминают новое.