Варианты работы в парах на уроках математики в 1-2 классе

Варианты работы в парах на уроках математики.
1 раздел – Арифметические диктанты.
Чтобы начать проводить арифметические диктанты в парах письменно, необходима подготовительная работа с детьми. Я со своими учениками начинала работать таким образом. Сначала они работали в паре, выкладывая карточки с ответами у себя на парте. Карточки я готовила к уроку заранее. Это помогало ребятам быстрее найти ответ на вопрос, выполнить вычисление, да и сам учитель видит, насколько ребенок его понимает, как он понял тему. Когда дети усвоят правила работы в паре, можно переходить к работе в тетради письменно.
1класс
1вариант
2 вариант

1 Нарисуйте 5 треугольников. Запишите цифрой, сколько треугольников нарисовал.
1 Нарисуй столько квадратов, чтобы их было меньше, чем треугольников. Запиши цифрой сколько квадратов нарисовал.

2 Какое число называют при счете между числами 9 и 7 ?
2 Какое число называют при счете за полученным числом ?

3 Первое слагаемое – 4,
второе слагаемое – 2. Чему равна сумма ?
3 Полученную сумму увеличь на 2.

4 Какое число надо увеличить на1, чтобы получить 3 ?
4 На сколько надо увеличить найденное число, чтобы получить 5 ?

5 Какое число меньше 6 на 1 ?
5 Какое число называют при счете перед числом, полученным у соседа по парте ?

6 Уменьши 8 на 2.
6 Полученное число уменьши на 3.

7 Уменьшаемое – 9,
Вычитаемое – 3. Найди разность.
7 Полученную разность увеличь на 2.

8 5 плюс 2.
8 На сколько надо уменьшить данное число, чтобы получить 4 ?

9 10 уменьши на 3.
9 Какое число называют при счете сразу после полученного ?

10 Какое число называют при счете после числа 5 ?
10 Данное число увеличьте на 3.





1 вариант
2 вариант

1 Первое слагаемое – 3,
Второе слагаемое равно первому. Найди сумму.
1 Полученную сумму увеличь на 4.

2 Найди разность чисел 8 и 4.
2 На сколько, полученное число меньше 6 ?

3 На сколько 9 больше 7 ?
3 Увеличь данное число на 5.

4 Сколько получиться, если к 6 прибавить 3?
4 Полученную сумму уменьши на 2.

5 Какое число называют при счете между числами 5 и 3 ?
5 На сколько полученное число больше 2 ?

6 Какое число надо увеличить на 3, чтобы получилось 5 ?
6 На сколько надо увеличить, полученное число, чтобы получить 6?

7 Чему равна сумма чисел 7 и 5 ?
7 Запишите соседей данного числа.

8 Запиши число, которое на 2 меньше 8.
8 Полученное число уменьши на 4.

9 Первое слагаемое – 7,
Второе слагаемое – 3. Найди сумму.
9 Уменьши, полученную сумму, на 5.

10 4 увеличь на 5.
10 На сколько надо уменьшить, полученное число, чтобы получить 7 ?


2 класс
1 вариант
2 вариант

1 К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить 54 ?
1 Сколько в этом числе десятков и единиц ?

2 Чему равна сумма чисел 45 и 30 ?
2 Полученное число уменьши на 20.

3 На сколько 78 больше 2 ?
3 На сколько, записанное соседом число, больше 4 ?

4 Уменьшаемое – 73, вычитаемое -7. Найди разность.
4 Полученную разность, уменьши на 6.

5 Запиши число в котором, 5 дес. и 2 ед.
5 Запиши соседей данного числа.

6 Первое слагаемое – 35. Чему равно второе слагаемое, если сумма равна 40 ?
6 Полученное число увеличь на 20.

7 Запиши выражение и вычисли его значение:
От 80 отнять сумму чисел 8 и 7.
От полученного числа отнять сумму чисел 9 и 6.

8 Какое число называют при счете между числами 59 и 57 ?
8 Укажите в записанном числе количество десятков и единиц.

9 В записи какого числа цифра 9 обозначает десятки ?
9 Запиши соседей, записанного числа.

10 Чему равна разность чисел 58 и 4 ?
10 Полученную разность уменьши на 3.





1 вариант
2 вариант

1 Запишите числа, которые находятся в числовом ряду между числами 73 и 67.
1 Каждое записанное число увеличь на 2 десятка.

2 Первое слагаемое -30, второе -27. Найди сумму.
2 Полученную сумму увеличь на 20.

3 Уменьшаемое – 16, вычитаемое – 9. Найди разность.
3 Полученную разность увеличь на 40.

4 На сколько 78 больше 30 ?
4 На сколько полученное число меньше 60 ?

5 Запиши число в котором 3 дес. и 2 ед. Увеличь его на 8.
5 Записанное число увеличь на 25. Подчеркни количество десятков.

6 На сколько 8 дес. больше, чем 2 ед.?
6 Сколько в записанном числе десятков и единиц. Запиши.

7 Запиши выражение и вычисли его значение:
от 5 дес. отнять разность чисел 14 и 5.
7 От полученного числа отнять разность чисел 13 и 7.

8 Запиши сколько в 1 метре сантиметров.
8 Запиши какое число при счете мы называем перед данным числом.

9 5 дес. 8 ед. уменьши на 4 дес.
9 Записанное число увеличь на 2 дес.

10 2 дес. 4 ед. увеличь на 3 десятка. Запиши соседей полученного числа.
10 Полученное число увеличь на 5 ед. Запиши соседей данного числа.


Для закрепления вычислительных навыков при работе в паре я использую следующие игры.

1 «Домино»
Ребятам раздаются карточки в конвертах в виде домино и карточка – памятка:
1 Разложите все карточки на парте выражениями вниз. Перемешайте.
2 Раздайте каждому участнику игры по 4 карточки.
3 Остальные карточки оставьте лежать на парте.
4 Ходите по очереди с любой карточки.
5 Приставляйте к примеру правильный ответ, либо к ответу соответствующий пример.
6 Если карточка не подходит, возьми новую из оставшихся на столе или пропусти ход.
7 Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки или у кого их останется меньше.

2 «Составь поезд»
Ребятам выдаются конверты с вагонами из которых они должны составить поезд.
3 «Арифметическое лото»
Один лист кладется на каждую парту, и дети, сидящие за одной партой, закрывают клетки лото, совещаясь друг с другом. Вместо фишек можно использовать открытки.
Числовые выражения даются на карточках или на доске. А может и сам учитель зачитывать выражения. Если дети правильно закрыли все клетки, у них должна получиться оценка «5». Листы и задания можно предлагать самые разнообразные по изученным темам программы. Например, при изучении таблицы сложения и вычитания в 1 классе можно предложить детям такие задания.
На каждой парте данная таблица:
2+4
3
4

5
6-4
7-3

8-2
9
10

7
4+5
1

3+5
7+2
8

9-3
6
5+2

Задания:
1 Найдите число, которое получается при сложении чисел 3 и 1. (4)
2 Чему равна разность чисел 7 и 4? (3)
3 Найдите разность чисел 6 и 4. (2)
4 Чему равна сумма чисел 7 и 2? (9)
5 Найдите двузначное число. (10)
6 Найдите в таблице самое маленькое однозначное число. (1)
7 Увеличьте 6 на 2. (8)
8 Найдите сумму чисел равную 7. (5+2)
9 Уменьшите 10 на 4. (6)
При изучении таблицы сложения и вычитания во 2 классе можно использовать подобную таблицу, а можно и игру «Засели домики»
Ребятам раздаются домики и конверты с числами: одна карточка с 2-значным числом, а остальные с однозначными, а также задание – памятка:
1 Рассмотри числа.
2 Двузначное число посели на крышу домика.
3 Однозначные числа засели на этажи таким образом, чтобы сумма двух чисел была равна двузначному числу.
4 Проверьте правильность выполнения задания по контрольной карточке.
Числа в конверте: Заселенный домик:
14
5
6

7
8

7
7

14, 7, 5, 8, 6, 7, 9.




5 «Найди пару»
Детям в конверте выдаются числовые выражения и числа (ответы на данные примеры). Их задача - соединить выражение с ответом.
Задание – памятка:
1 Рассмотрите выражения и карточки с числами.
2 Соедините числовое выражение с ответом.
3 Проверьте по контрольной карточке.

6 Тренажерные карточки.
Работа по ним организуется в начале урока. Оптимальное время для такой работы от 5 до 8 – 10 минут. Лицевая сторона карточки содержит математические выражения, обратная сторона – значения этих выражений.
Лицевая сторона карточки . К – 1

78 – 70
40 + 20
80 – 5
36 – 2
70 – 20
40 + 8
18 – 7
24 + 6

Обратная сторона карточки. К – 1

= 8
= 60
= 75
= 34
= 50
= 48
= 11
= 30


В тренажерной карточке может быть 8 – 10 примеров (заданий). Каждая пара получает карточку, карточки у всех разные. Один выступает в роли «ученика»: читает задание и дает ответ, а другой – в роли «учителя»: проверяет правильность ответа по обратной стороне карточки. Аналогично работают по второй карточке, обмениваясь ролями.

Для закрепления навыка решения задач я использую парную работу таким образом. Ребятам раздаются конверты на которых записано условие задачи. На парту также выдается карточка – памятка:
1 Прочитайте условие своей задачи.
2 Рассмотрите схематический чертеж (таблицу, рисунок).
3 Выберите, подходящий для вашей задачи чертеж (таблицу, рисунок).
4 Запишите решение и ответ задачи.
5 Обменяйтесь конвертами и решите задачу соседа.
6 Вместе проверьте решение задач по контрольным карточкам.
1 вариант
Условие задачи:
«В первой коробке 6 карандашей, а во второй на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей во второй коробке?»
_______________________________________
1 к.- 6 к.
2 к.- ?, на 2 меньше.
1 к.- 6 к.
2 к.- ?, на 2 меньше.
1к __________ 1к ___________
2к __________ 2к ___________
Решение:


Ответ:
2 вариант
Условие задачи:
«В первой коробке 6 карандашей, а во второй на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?»
_____________________________________
1 к.- 6 к.
2 к.- ?, на 2 меньше.
1 к.- 6 к.
2 к.- ?, на 2 меньше.
1к __________ 1к___________
2к __________ 2к___________
Решение:


Ответ:

Образец:

На контрольных карточках:

1 вариант
1 к.- 6 к.
2 к.- ?, на 2 меньше.




Решение:
6-2 = 4(к) – во второй коробке.

Ответ: 4 карандаша.
2 вариант
1 к.- 6 к.
2 к.- ?, на 2 меньше.




Решение:
6 – 2 = 4(к) – во второй коробке.
6+4 = 10(к) – в двух коробках.
Ответ: 10 карандашей.


15