Презентация на тему: Дислексия


«Логопедическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста». «Читать-мыслить, Читать-чувствовать, Читать-жить» В.А.Флеров «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью, ребенок всегда может сделать более трудные задачи, чем самостоятельно». Л.С.Выготский «Дислексия» - частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.Для обозначения нарушений чтения используется следующий термин: До 10% детей с дислексией – в Европе; 3 % детей начальных классов массовой школы; 22 % детей в речевых школах; 62% детей в вспомогательных школах;4,8 % детей 7-8-летнего возраста; 20-50% в школах для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития; Распространённость нарушений чтения среди детей Нарушения устной речи при дислексии:нарушение темпа и ритма речи;задержка появления речи;недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов);нарушение грамматического строя устной речи;нарушение звукопроизношения;нарушение фонематического развития. Дислексии, связанные с нарушениями устной речиУ детей этой группы:Недостаточная слуховая память;Нарушения слухового восприятия;Нарушение связи между слуховым и зрительным восприятиями, между звуком и буквой;Разнообразные нарушения в устной речи. Дислексии, связанные с недостаточными пространственными представлениямиУ детей этой группы:Нарушения восприятия формы, величины, расположения в пространстве, определения верха, низа, правой, левой стороны;В тяжёлых случаях – нарушения кинестетической памяти, неспособность представить непривычные положения рук и ног в пространстве, нарушения схемы тела. Смешанные случаи дислексииНаиболее часто встречаются у учащихся с ОВЗ.У детей этой группы:Нарушения как зрительного, так и слухового восприятия, а также моторное отставание;Неправильное произношение звуков, фраз, смешивание право-лево;Плохое различение фигуры по форме и величине;Движения часто неловки, наблюдение синкинезии, вялых реакций. Выделяются следующие типы нарушения чтения:Акустические; Оптические; Моторные нарушения чтения. Наиболее распространёнными являются дислексии, связанные с акустическими расстройствами. Формирование функционального базиса навыков чтения
style.rotation Развитие слухового внимания и памятиНаправления работыРазвитие памяти на базе неречевых звуков; Развитие внимания и памяти на базе речевого материала
rr Развитие простых форм фонематического анализаФонематический анализ ряда гласных.Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.Фонематический анализ слов.rrr Развитие сложных форм фонематического анализаРазвитие навыка определять количество звуков в слове.Развитие навыка определять последовательность звуков в слове.Развитие навыка определять место звука в слове.OOOrrr Развитие фонематического синтезаЗвуки даются сначала в ненарушеннойпоследовательности, затем в «перепутанном порядке».Дети составляют и называют слова изпредъявленных логопедом звуков, которыепредлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом).Например: С, потом О, затем К. Назвать загаданное слово. (СОК)Дети составляют слово из первых звуков названий картинок. (ЛУК)rrr Развитие фонематических представлений Речевой материал подбирается в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задания: придумай слово со звуком ... придумай слово с 3, 4, 5 звуками;отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).r Упражнения для закрепления навыков фонематического анализаОтобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте.3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).ООООПА Р ПА РКПА РОМ ПА РУСАr Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа4. Преобразовать слова:добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);убирая звук: плуг-луг; угол-гол;изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп...;переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка…составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.r Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа5. Начинать каждое новое слово с последнего звука (буквы) предыдущего : дом-, мак-, каток-, кот- (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).6. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.7. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.r Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа8. Решение кроссвордов, ребусов, схем.9. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток. 10. Подбор слов к графическим схемам.11. Работа по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.r Упрочение звукобуквенных связейФормирование стабильного графического образа буквы.Группирование стилизованных букв.Деление слов на слоги.Синтез слов из слогов.r Работа со слоговыми таблицами.
style.rotationppt_wppt_y Работа со слоговой таблицей, и набором слов, состоящих из слогов, входящих в таблицу. РекомендацииРебенок отыскивает слоги, из которых состоят слова и указывает их в правильной последовательности.

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.Игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм; Определить направление и конец путипредмета на линиях – лабиринтах. В качестве основных упражнений используются: «Найди одинаковое», «Запомни картинки», «Сложи фигуру из палочек», «Чего не хватает?», «Разложи фигуры», «Что изменилось?», «Дорисуй животное» и т.д. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания: Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображённые на картинках. Назвать контурное изображение предметов.Назвать перечёркнутые контурные изображения. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. При развитии зрительной памяти используются виды работ: Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок:ориентировку в собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;ориентировку в окружающем пространстве. Расстройство навыка чтения приводит к следующим ошибкам:пропуски букв, слогов, предлогов.замена, перестановка букв.искажение звуко-слоговой структуры слова.чтение по догадке.побуквенное чтение.аграмматизмы разного вида.нарушение понимания прочитанного. Коррекционно-логопедическая программа условно делится на следующие этапы: 3 этапприёмы: Работа на третьем этапе включает приемы: В процессе работы по развитию предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания: Определить буквы в неправильном положении.Обвести контуры букв. Добавить недостающий элемент буквы.Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать). Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: Напоследок…. Известные дислексикиГанс Христиан Андерсен - известный датский сказочник, Леонардо Да Винчи -титан Эпохи Возрождения, живописец, скульптор, архитектор, учённый и инженер.Владимир Маяковский - великий поэт своего времени, агитатор, "горлан", поэт Революции. Альберт Эйнштейн создатель "Теории относительности", физик- теоретик, Лауреат Нобелевской премии.Мерилин Монро известная американская актриса, легенда при жизни и легенда после смерти.Том Круз актер, самая крупная звезда, взошедшая на голивудский небосклон в 80-е годы. Квентин Тарантино великий режиссер, сценарист, продюсер, неоднократно выдвигался на премию «Оскар»Уолт Дисней американский кинорежиссёр, продюсер, художник-мультипликатор, талантливый бизнесмен. Линдон Бэйнс Джонсон36-ой Президент США. Отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и чудовищными ошибками.Сэр Ричард Роджерс-Знаменитый архитектор, создатель центра Помпиду в Париже. Спасибо за внимание!