Презентация Активизация познавательной активности обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку


Место работы: МБОУ СШ № 6Должность: заместитель директора по УВРПедагогический стаж: 29 летОбразование: высшееКвалификационная категория: нетНаграды: Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области (2010,2012) «Цель обучения и воспитания – научить наших детей обходиться без нас» Быкова Ирина Евгеньевна Активизация познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания» Федор Иванович Янкович де Мариево Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.Ст. 5 «Право на образование» Актуальность Процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья направлены на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.Для младших школьников с задержкой психического развития первичным нарушением является недостаточное развитие познавательной деятельности.Дети не способны усваивать учебную информацию без специально организованной среды обучения.Начальная школа закладывает фундамент для дальнейшего полноценного усвоения учебной информации, мотивации к обучению, способности детей к адекватному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Цель педагогической деятельности: Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность познавательной деятельности младших школьников. Задачи педагогической деятельности:проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации познавательной деятельности младших школьников;изучить особенности познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития;выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности младших школьников; систематизировать уровни развития познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики. Условия развития познавательных интересов Теоретическое обоснование Педагогические принципы познавательной деятельности:порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении;последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых;в образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний;обучение должно вестись в соответствии с психологическими особенностями учащихся. Ведущая педагогическая идея Каждый ребенок способен к обучению при условии использования адекватных форм и методов с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.В педагогической деятельности необходимо опираться на положительные качества личности ребенка для достижения положительного результата.Принятие и понимание особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Активизация познавательной деятельности будет осуществляться успешно, если : занятия проводятся в непринужденной форме с установкой на успех;учитываются психофизические и личностные особенности обучающихся; имеется опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;осуществляется смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;переход к изучению следующего материала предусматривается после усвоения предыдущего;осуществляется поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;происходит снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам, включая контрольные работы;используются проблемные ситуации;развивается познавательный интерес младших школьников. Средства и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся в структуре урока Средства и приемы активизации познавательной деятельности Поэтапное разъяснение инструкции; выделение ключевых слов; листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;краткое содержание параграфа; заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить. Средства и приемы активизации познавательной деятельности Средства и приемы активизации познавательной деятельности У Фамилия, имя Нарисуй новую страничку своей азбуки.Кто издает звуки [у-у-у-у]?Нарисуй Звук [У]Буква У Фамилия, имя Найди ошибки С…рД…мД…ма М…шкиВ…лыКр…сы Допиши слова с помощью буквы «ы» Звук [Ы]Буква Ы Средства и приемы активизации познавательной деятельности Организация выбора Требования к уроку с детьми с задержкой психического развития 1) воздействие на все органы чувств;2) разнообразные виды деятельности;3) обращение к опыту ребенка;4) комфортные условия на уроке;5) ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;6) содружество учителя;7) задания малыми дозами;8) игра;9) чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность). Результативность профессиональной деятельности Общий уровень познавательной активности Результативность профессиональной деятельности Уровень познавательной активности по отдельным предметам (Андрей З.) Результативность профессиональной деятельности Уровень познавательной активности по отдельным предметам (Даша К.) Результативность профессиональной деятельности Успеваемость обучающихся по итогам года, % Транслируемость достижений педагога ШМО, РМС Районныесовещания заместителей директоров Публикации на сайте Используемая литература Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогова;Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г. Ф. Кумариной;Основы коррекционной педагогики / В.А. Сластенина;Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко;Методический и практический журнал « Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н. Б. Истомина;Ситуация успеха. Как её создать / А.С. Балкин;Занимательные материалы /И. Г. Сухин;Нестандартные уроки в начальной школе / С.В. Савинова, Е. Е.Гугучкина; Игровые и занимательные задания по математике / Т. К. Жикалкина;Интегрированные уроки / Е. И. Руднянская;