Неформальное и информальное образование в спортивно-оздоровительной сфере


Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»






РЕФЕРАТ

Возможности развития неформального и информального образования в спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере



Выполнил: студент курса профессиональной переподготовки
по специальности 44.02.03 «Педагогика
дополнительного образования»
Люсов Г.И.

Проверил:
 
  
 
Санкт-Петербург - 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение.
2. Возможности развития неформального и информального образования в спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере.
3.Выводы.
4.Список литературы.


1.Введение
Дополнительное образование детей и взрослых в России носит формальный характер, хотя и имеет черты информального и неформального образования.Очевидно наиболее выдающихся результатов достигают педагоги,использующие в своей работе непрерывное информальное и неформальное образование.
Неформальное образование – происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.
Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.
В Законе 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (Статья 75)  говорится: Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
-2-
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Актуальность развития неформального и информального образования в спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере вызвана следующими основными причинами:
-формальное образование узкоспециализировано и не направлено на пропаганду здорового образа жизни и приобретения самостоятельных навыков и знаний в сфере охраны здоровья детей и взрослых,
-высокий уровень травматизма на уроках физкультуры в школах России(в несколько раз превышающий европейский уровень),
-совершенно разная физическая подготовленность детей одинакового школьного возраста не позволяет полноценно проводить уроки физкультуры учителям,получившим формальное образование(рассчитанное на примерно одинаковый уровень физического развития детей),
-постепенное ухудшение здоровья и физических показателей по мере взросления детей в школьном возрасте наблюдается в России в течении последних 20-30 лет,
-низкий уровень стимулирования и пропаганды здорового образа жизни после распада СССР ,
-высокий уровень табакокурения, наркомании.духовно- нравственной деградации среди подростков.
2. Возможности развития неформального и информального образования в спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере

2.1 Развитие неформального образования в спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере прежде всего связано с индивидуальным подходом к физическому развитию детей.
В детско-юношеских спортивных школах ,спортивных обьединениях,физкультурно-оздоровительных группах дополнительного образования дети обучаются примерно одинакового физического уровня и в небольших группах,и здесь в достаточной мере может быть применим индивидуальный подход .
Но в общеобразовательной школе физическая подготовленность детей одного класса сильно различается.Всвязи с этим фактором физическая
-3-
культура в школе носит часто формальный характер,поскольку одному учителю физкультуры невозможно обеспечить индивидуальный подход к развитию каждого ребенка.Поэтому в общеобразовательных школах наблюдается высокий уровень травматизма(особенно скрытого,из-за которого многие дети ненавидят физкультуру).
Пути решения данной проблемы могут быть следующие:
- введение с 5 класса 2-3 видов уроков физкультурно-оздоровительного направления в школе по выбору,создание групп примерно одинаковой физической подготовленности ,
-отмена оценок по физкультуре(ввведение системы зачетов ,как это принято в европейских странах),
- введение обязательной лыжной подготовки в начальной школе,(это любимое детское занятие применяется во всех европейских северных странах ),
- выравнивание физической подготовленности детей в начальной школе,в т.ч. за счет введения обязательных дополнительных занятий для отстающих в физическом развитии,
-обеспечение индивидуального подхода к физическому развитию детей, в спортивных и физкультурно-оздоровительных обьединениях дополнительного образования,
-создание доступной сети спортивно-оздоровительных детских лагерей с привлечением квалифицированных специалистов(сейчас летние лагеря Шпаро являются одними из немногих в России и малодоступны; и только не более 5% детей ,занимающихся в спортивных секциях и обьединениях имеют возможность выезжать на летние спортивные сборы с тренером),
-развитие детско-юношеского туризма в России,
-создание системы неформального обучения специалистов по спортивной и физкультурно-оздоровительной тематике,
-создание в общеобразовательных школах материально-технической базы для проведения уроков физкультуры по выбору.
2.2 Развитие неформального образования в спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере взрослого населения может
-4-
происходить на различных курсах,тренингах,в процессе передачи опыта Оно может проходить как на платной, так и на бесплатной социальной основе.Особо важное значение у взрослых имеет обучение и тренинги на свежем воздухе: обучение скандинавской ходьбе, ходьбе на лыжах, плаванию, активному туризму, различным видам гимнастик и фитнеса.
2.3 Возможности развития информального образования в спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере связано прежде всего с пропагандой и стимулированием здорового образа жизни,заботой человека о собственном здоровье и здоровье детей и близких.Любой педагог должен быть творческой личностью и обогащать свои знания непрерывно и делиться своими знаниями с коллегами по работе на благо воспитания подрастающего поколения.

3.Выводы
Возможность развития неформального и информального образования в спортивной и особенно физкультурно-оздоровительной сфере полностью зависит от социального заказа общества видеть детей и подростков грамотными,одаренными личностями ,занимающимися физкультурой и спортом не ради оценки, а ради собственного здоровья и полноценного проведения досуга.

4.Литература


Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ ".

БУКИНА Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. - 2008. - №3. - С.3-9.

-5-










зђ Заголовок 115