Методические советы по подготовке урока развития речи Сочинение по картине И. Левитана Золотая осень

Методические советы по подготовке урока развития речи «Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»

1.Методические советы по работе с картиной.
2.Словарная работа.
3. Примерный план анализа произведения.

Искусство помогает лучше понимать реальный мир, видеть и любить прекрасное.
Изучение произведений искусства, эстетическое воспитание детей способствуют развитию личности, расширяют и углубляют познание учащимися окружающего мира.
Учащиеся младшего и среднего возраста мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые картинами, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Они вызывают определенные эмоции и способствуют яркости восприятия жизни.

К анализу картин может быть привлечен литературный материал: стихи и фрагменты прозаических произведений.

Для более глубокого понимания содержания картин следует особо указать учащимся на характерные особенности живописного изображения объёмных предметов на плоскости холста (или бумаги), указать на умение художника передать в картине глубину и пространство.
Глубина достигается правильным изображением предметов на плоскости по законам перспективы, лист бумаги или холст имеет два измерения, а предметы в картине, как и в действительности, объёмны, имеют три измерения. На рассматриваемых произведениях искусства учитель объясняет, что картина передает пространство, в котором одни предметы написаны на переднем плане, другие - подальше, на втором плане, а третьи - еще дальше, создают фон. Без глубины и пространства нельзя развернуть действие, передать содержание картины. Компонуя предметы по величине, форме и цвету, умело располагая их на плоскости и устанавливая смысловые связи, художник создает реальное изображение и решает свою главную задачу – вызвать соответствующую эмоцию у зрителя, воздействовать на его ум и сердце средствами искусства.

К картинам, рассматриваемым на уроках, учитель подбирает примерные вопросы для бесед. В зависимости от подготовленности класса количество вопросов может увеличиваться или уменьшаться. Учитель работает творчески в каждом отдельном случае: иногда сам делает выводы и обобщения, иногда учащиеся сами пытаются выделить главную идею картины, сделать выводы.

При организации беседы по картине не должна быть упущена ни одна мелочь.

В конце беседы должны быть сообщены краткие биографические сведения о художнике.
Учащихся необходимо готовить к беседам по картинам, расширяя их словарный запас, развивая умения работать по плану.



Словарная работа
Картина, полотно, холст,; станок, мольберт; кисть, масло, гуашь, соус, неополетанский карандаш; набросок, эскиз, гравюра; художник, живописец, рисовальщик; передний план, второй план, фон картины; цвета, оттенки (холодные, теплые), перспектива, композиция, колорит, изобразительные средства


Примерный план
(к письменному сочинению по картине в 5 классе)
I. Автор, название, основная идея.
II. Композиционное решение.
1.Основные цвета, оттенки.
2. Передний план.
3.Второй план (фон).
4.Индивидуальные изобразительные средства.
III. Мое впечатление.

План беседы и примерные вопросы по картине И. Левитана «Золотая осень»

1. Какое впечатление производит на вас левитановская картина? Что в ней особенно красиво?
2. Почему осень называется золотой? Объясните высказывание:» в багрец и золото одетые леса». Что это значит?
3. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
4. Все ли деревья одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зимой зелеными. Определите их на картине.
5. Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
6.Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло-голубой?
7.Что видно на высоком берегу вдали?
8. Назовите общие признаки осени. Что изменилось в природе в сравнении с летом?
9. Что вам нравится в картине?
10. Почему картина называется «Золотая осень»?
11. Какое настроение картина создает у вас?
12. Можно ли сказать, что художник любит осеннюю природу?