Урок — сочинение по картине И.И.Левитана Золотая осень.


Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Цели и задачи:
- развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, способность чувствовать выраженное в ней настроение и адекватно эмоционально откликаться на него;
- пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к красоте природы,  желание любоваться ею;
- учить внимательно рассматривать художественную картину;
- развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи: цвета и цветосочетаний; рисунка. передающего особенности форм, строения объектов; построения картины (её формат, близкие и дальние планы);
- работать над развитием речи детей, обогащать и активизировать словарь детей, вводить в него лексику, обозначающую ощущения, эмоции, эстетические оценки
-учить детей как можно боле обстоятельно описывать изображенное на картине;
- воспитывать любовь к родной природе, чувство гордости за сваю Родину;
 - вызвать интерес детей к произведениям живописи.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
аудиозапись музыки А.Вивальди «Четыре времени года» - пьеса «Осень»;
индивидуальные репродукции картины И.Левитана «Золотая осень» (формат А4);
карточки со словарными словами: пейзаж, художник пейзажист, произведение искусства, шедевр живописи и др.;
орфографические словари ( 1 на парту).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места. 
2. Вступительная беседа.
-За окном осень… Одно из самых любимых времен года поэтов. Послушайте, как они описывали этот период жизни природы:
(Стихи могут читать дети, заранее выучив их наизусть)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
(«Листопад» И.Бунин)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу….
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!...
(«Осень» А.Н.Майков)
Золотяся между сосен,
Клёны желтые стоят.
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукою
Меж узорною листвой
Яркие рубины!..
И качаются берёзы
В разноцветных кружевах.
Лишь у ёлки на ветвях
Блещут только слёзы.
(Г.Галина)
- Как дивно рассказали об осени поэты! А художники? Как они могут передать красоту природы в этот период? (Ответы детей)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроку мы познакомимся с замечательным русским художником Исааком Ильичом Левитаном и его великолепной картиной «Золотая Осень». Будем учиться словом передавать свои впечатления и эмоции, вызванные художественным полотном великого мастера. Будем описывать, сравнивать, высказывать предположения, делать выводы.
4. Работа по теме урока
- Перед вами портрет Исаака Ильича Левитана кисти В.А.Серова.
- Попробуем предположить, что это был за человек. Настроение, возможно, черты характера, что любил Исаак Ильич, какая была у него жизнь?
(Ребята высказывают свои наблюдения, предположения, объясняют, почему пришли к такому выводу)

О жизни художника.
Исаак Ильич Левитан
        Исаак Левитан родился в 1860 году вблизи станции Вержболово Варшавской железной дороги(нынешняя Польша) в еврейской семье. Его отец был мелким железнодорожным служащим, хотя имел образование, позволяющее ему заниматься преподаванием. Ещё ребенком Исаака увезли в Москву, куда в поисках работы переселился его отец. Вскоре заболела и умерла мать, а затем от брюшного тифа скончался и отец. Исаак и его сёстры остались сиротами и сильно бедствовали. Известно, что в 1873 году двенадцатилетний Исаак Левитан от своего собственного имени подал прошение в Московское училище живописи и ваяния и был зачислен туда учеником.
        В училище бедностью удивить было трудно – неимущих студентов хватало. Но бедность Исаака Левитана была несравнима ни с чем. О его в полном смысле бродяжничестве знали все. Порой ему негде было ночевать, он прятался в классе за какой-нибудь мольберт, за штору, чтобы не попасться на глаза сторожу. Сторож Землянкин, прозванный учениками «нечистой силой», обходил на ночь всё здание училища; Левитана, по настроению, он либо брал к себе в каморку и поил чаем, либо выгонял на улицу и захлопывал дверь.
        «Не имею никакой возможности внести за право учения…» - обращался Исаак Левитан в совет училища. И часто в галерее Третьякова, где юные художники копировали полотна, смотрел не «Тройку» Перова так, словно написана эта картина была о нём самом.
        Весной Левитана трудно было застать в мастерской, он пропадал на природе.
        Возвращаясь из похода, Исаак признавался своему другу Косте Коровину:
- Как ни пиши, природа всё равно лучше – И слышалось в его признании неверие в возможность передать на холсте тонкое очарование живого пейзажа.
        Кроме Кости Коровина, близким другом Исаака был его однокашник Николай Чехов. Они жили в одной гостинице, в самых захудалых меблированных комнатах , где у входа, чтобы плотней закрывалась дверь, были приспособлены на верёвке три кирпича.
- Я бы расстался даже с любимой женщиной, если она равнодушна к природе, - говорил Исаак Левитан Николаю. – Этот тон, эта синяя дорога, эта тоска в просвете за лесом, это ведь – я! Мой дух!
        Левитан часто впадал в меланхолию. Причиной были унизительное безденежье, бесприютность и сиротство.
        Невероятно тяжелая жизнь,  безденежье, отсутствие родственной поддержки и помощи могли сломить Левитана, озлобить, ожесточить… Вместо этого художник был добрым и отзывчивым человеком..
        Умер Великий художник в 1900 году. За двадцать пять лет творчества им было создано около 1000 картин, рисунков, эскизов.
О картинах художника.
Близкий друг Левитана художник Коровин так писал о нем: «Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу». Левитан тонко понимал русскую природу и почти всегда писал её с натуры. Пейзажи Левитана часто называют «пейзажами настроения», в них всегда незримо присутствует человек, который по-разному воспринимает окружающий мир: с грустью, радость., благоговением, тревогой, надеждой и т.
Полотна художника – раздумья о судьбе человека, о Родине, гимн красоте и очарованию русской природы.
Знакомство с картиной.
        - Сегодня мы знакомимся с одним из замечательных творений И.И.Левитана «Золотая осень». 
Рассмотрите ее внимательно.
- Про что рассказывает Исаак Ильич Левитан В своей картине?
- Какой период осени изобразил художник?
- Как вы думаете, почему именно так названо полотно?
- Как могли бы назвать картину вы?
- Какой день изобразил художник?
- Как узнали что светит солнышко? (Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит.)
- Какие цвета и краски потребовались для передачи красоты природы.
- Расскажите, как изображены небо, облака, осенний .воздух, река, берег?
- Какие деревья изображены с левой стороны речки?
- В какие наряды их одела осень?
- Что изображено вдали?
- Какое дерево пылает, как свечка, на изгибе (излучине ) реки на правом берегу? Опишите её.
- Напротив берёзки – дубовая роща. Какого цвета листва этих деревьев?
- Все ли деревья на картине оделись в золотой наряд? Какие остались зелеными?
- Какие цвета использовал художник изображая покров земли?
- Посмотрите на реку? Если бы мы с вами оказались на ее берегу, возникло бы у вас желание искупаться? (Нет , вода кажется холодной. Наступила осень. Воздух не такой тёплый , как летом) Почему?
- Как написана вода в реке?
- Что мы видим на заднем плане картины, вдали? (Маленькая деревенька, наверху косогора и лес.)
- Чем покрыт склон косогора? (Яркой зеленью озимых хлебов.)
- О чём эта картина? (О красоте родной природы)
Здесь всё прекрасно: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится всё уже и уже. Кажется, что её тёмно-синяя вода медленно движется, становясь вдали всё светлее и светлее. И тонкоствольные подруженьки-берёзки, и маленькая деревенька, на самом верху косогора.
- Давайте мысленно перенесемся в это место, на берег реки.
- Какие звуки мы могли бы услышать? (Шелест листьев, шум легкого ветерка, птичье пение, крики улетающих перелетных птиц ит.д.)
- Вдохнем чистый воздух. Какие запахи нас окружают? (Свежий запах речной воды, запаз листьев, травы, грибов, возможно еле уловимый запах дымка из печных труб и т.д.)
- Какое у вас создалось настроение? Что вы чувствуете, глядя на картину?
(Дети рассматривают репродукцию картины под музыку)
 - Для многих людей осень – это грустная пора, слякоть, грязь, дожди, первые заморозки, отлет птиц, радовавших нас своим чудесным пением, голые деревья, холодные ветра…. Но Исаак Ильич показал нам эту пору совсем другой.  Художник показал волшебство, очарование и прелесть золотой осенней поры.
В картине Левитана «Золотая осень» - буйство красок, последних красок перед грядущей стылостью и морозной онемелостью; лебединая песня природы, когда вложено в мелодию самое потаённое. Облака тихо скользят в лазури, ещё яркое солнце, но…близко безмолвие и пустынная белизна лесов.

Физминутка
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
( Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
5. Составление плана.
 - Свою работу вы будете выполнять по плану.
- Сколько частей будет в вашей работе?
- С чего надо начать? (Небольшое вступление о художнике.)
- Какими словами можно начать работу?
(« Передо мной картина известного русского художника…»,« Передо мной полотно И.И.Левитана».., «Картину «Золотая осень» написал великий русский художник И.И.Левитан»…)
- О чем напишите во второй части сочинения?
(Какое время года изображено на картине, какой день описывает художник.)
- О чем напишите далее?
(Уголок природы осенью: деревья на картине, покров, небо, облака, деревушка на косогоре..)
- Что опишите дальше?
(Лента реки, убегающая вдаль.)
- О чем напишите в последней, заключительной части?
(О своих эмоциях и чувствах, вызванных картиной, о своем отношении к полотну, к творчеству художника. Например: «Картина  вызывает чувство….», «Мне очень понравилось это произведение живописи….», «Я считаю, И.И.Левитана великим художником..» и т.д.)
Примерный план: (на доске и в тетрадях)
1. Исаак Ильич Левитан – великий русский художник, создатель лирического пейзажа.
2. Ясный солнечный осенний день на картине.
3. Типичный уголок русской природы осенним днем.
4. Небольшая речка, уходящая вдаль.
5. Мое отношение к картине. Чувства и эмоции, которые вызвало это полотно.
6. Лексико-орфографическая подготовка.
(Данная работа записывается в тетрадях, под заголовком «Подготовка к сочинению»)
Исаак Ильич Левитан – художник, творец, живописец, художник-пейзажист, создатель картины, мастер кисти..
Картина – репродукция, пейзаж, полотно, творение мастера.
Краски, оттенки. Эпитеты, сравнения.
День – солнечный, осенний, радостный, светлый, чудесный.
Деревья – белоствольные березки, тонкоствольные березки, праздничный наряд, золотые сарафанчики.
Листочки –  круглые золотые монетки, золотистые листочки, нежно-золотистая листва.
Кроны деревьев – горят ярким пламенем, желто-оранжевые, коричневато-оранжевые
Дубовая роща – погасший свет, тускло-зеленый, цвет увядания
Трава – буро-зеленая, оливково-желтая, оранжево-зеленая, праздничный наряд, поблекла, сникла, пожелтела, поседела.
Красно-фиолетовые пятна кустарника.
Рельеф - берег, бережок, лужайки, перелески, бескрайние дали полей и лесов, косогор, пригорок.
Небо – бескрайнее, голубое, легкая дымка облаков, небесная лазурь.
Река – небольшая речка, убегает вдаль, водная гладь, голубое зеркало, темно-синяя вода, медленно движется становясь вдали всё светлее; облака, отражающиеся в водной глади, прохладная и чистая вода.
Воздух – свежий, чистый, прозрачный, душистый, пахнущий….
Настроение – умиротворенное, спокойное, ощущение покоя и тишины, ощущение безмятежности, душевной благости, легкая грусть, светлая грусть, легкость, радость, нежность.
7.Написание сочинения по плану.
8. Практическая работа.
- Записывая своё сочинение, обратите внимание на орфографию и пунктуацию.
(На этапе написания сочинения и на этапе самопроверки, дети пользуются орфографическими словарями).
9. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что открыли для себя нового?