Воспитательная программа Цветок дружбы (на 4 года)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №90 п. Кулой»




Воспитательная программа
на 2014 – 2018 учебный год











Составила программу:
классный руководитель
Мельникова Е.В.






п. Кулой, 2014 г .
Пояснительная записка:
Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи программы:
Изучение личностных качеств обучающихся, складывающихся отношений в классном коллективе;
Содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
Профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в начальной школе;
Помочь детям лучше узнать свои характерные особенности, увидеть, что способности не статичны, а развиваются в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения;
Развивать умение общаться и сотрудничать;
Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
Создание условий для сотворчества. Развитие творческих способностей обучающихся;
Актуальность программы
За последние десятилетия появилось много новых программ по воспитанию и образованию младших школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.
Программа "Цветок Дружбы" важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.
Педагогическая целесообразность
Программа "Цветок Дружбы" - новый подход к организации психолого-педагогических условий внутри школы.
Основная цель занятий - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребенка. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.
Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми. Прослеживая позитивную динамику во взаимодействии педагогов с семьей в воспитании детей, можно выделить такие наиболее эффективные формы работы, как семейные клубы, тематические выставки "Руками детей и их родителей", совместные праздники и развлечения.
В программе "Цветок Дружбы" для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения используются авторские сказки. Возрождаются традиции семейного чтения.
Отличительной особенностью данной воспитательной программы является то, что ее цели и задачи решаются совместно с семьей.
Формы. Режим занятий.
Программа предусматривает в первый и последующие годы обучения.
Формы занятий могут быть разными: беседы, экскурсии, конкурсы, соревнования т.д.
Ожидаемые результаты:
Создание дружного коллектива детей и родителей.
Создание положительной репутации класса.
Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы.
Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.
Условия эффективной реализации программы:
Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в среднем звене;
На становление ученика как творческой личности;
Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении;
Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
Поиск новых путей развития личности школьников.
Стратегические направления развития воспитательной программы класса.
Создание условий для адаптивного воспитания.
Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
Психологическое сопровождение воспитательной программы класса
Повышение профессиональной компетенции.
Реализация модели воспитательной программы класса.
I. Создание условий для адаптивного воспитания.
обучение обучающихся рефлексивной деятельности: познанию, проектированию, созиданию;
освоение инновационных технологий, позволяющих создать ситуацию успеха обучающихся;
програмно-методическое обеспечение базовых и вариативных предметных курсов (3-4 класс);
подготовка методических пособий, разработка авторских сценариев, способствующих адаптивному воспитанию школьников.
создание семейного клуба.
II. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
создание единого воспитательного пространства;
развитие у учащихся чувства личной причастности к жизни, гражданственности, ответственности, патриотизма по отношению к своей семье, народу, Родине;
преемственность и единство основного и дополнительного образования как условия развития целостной личности;
развитие самоуправления.
III. Психологическое сопровождение воспитательной системы класса.
организация групповых занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
осуществлять психологическое просвещение всех участников воспитательного пространства;
использование в работе активных методов обучения и воспитания, снимающих физическое и психическое напряжение в учебной деятельности учебно-воспитательного процесса;
создать условия для обеспечения преемственности при переходе учащихся на следующую возрастную ступень: детский сад-школа, 4 класс-5 класс.
дифференцированный подход в воспитании и оценивание уровня достижений обучающихся;
создание портфолио учеников;
осуществлять работу по профилактике здорового образа жизни;
создание условий для психического здоровья обучающихся;
взаимодействие с педагогом-психологом, школьным врачом, социальным педагогом.
IV. Совершенствование демократического стиля управления
создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка;
сохранять открытость программы для корректировки;
поддерживать необходимый для успешного развития каждого ученика и каждого родителя морально-психологический фон, стимулирующий всех участников воспитательного процесса на активное участие в реализации программы развития класса;
V. Повышение профессиональной компетенции.
повышение квалификации, творческой реализации;
освоение новых воспитательных технологий;
расширение содержания воспитания за счет традиций школы и класса;
совершенствование работы с родителями обучающихся;
Модель выпускника начальной школы
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
сознательная дисциплинированность;
умение дружить;
порядочность;
честность;
правдивость.

Отношение к окружающим:
уважение, гуманность;
забота о других;
милосердие;
интерес к людям, общительность;
доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
толерантность, уступчивость.
Интеллектуальное развитие
информационный кругозор;
потребность применять знания на практике.
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
добросовестность;
старательность;
осознанность.
Человек - творец самого себя:
"любящий себя" - значит уважающий себя и других;
стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
умение жить вместе с другими;
культура речи.
Здоровый образ жизни:
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
любовь и интерес к спорту
отсутствие вредных привычек
знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
готовность охранять и защищать природу;
бережное отношение к окружающей среде;














Основные (примерные) мероприятия
по реализации программы:
1 класс "Мой дом - моя крепость"
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"
- формировать понимание значимости здорового образа жизни;
- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.
"Азбука Здоровья"
"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"
"Панорама развивающих курсов"


"Зимние забавы"


«Тропа здоровья»
конкурс рисунков
беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе
спортивный праздник на природе

мероприятие по сохранения и укреплению здоровья


"Труд и порядок"
- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.
"Любимая школа - чистая школа"
"Содержи в порядке книжки и тетрадки"
"Как трудится моя семья"
"Мои поручения в классе и дома"
экскурсия

беседа
выставка рисунков
игра, отчет

"Патриот"
- формировать нравственную культуру семьи;
- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.
"Ветеран живёт рядом"


"Достопримечательности нашего города"
"Символика родного края"
"Символика России"
«Россия есть, была и будет»
изготовление поздравительной открытки
фотовыставка

беседа
беседа
выставка рисунков

"Наука и образование"
- формировать любознательность, интерес к знаниям.
"Мои любимые уроки"
"Мы уже писать умеем"

"Кто лучше считает?"
"Клуб Почемучек"

"Что? Где? Когда?"
викторина - игра
поздравительная открытка
математический ринг
поисковая деятельность
викторина

"Досуг"
- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.
"День рожденья только раз в году!"
"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"
«А, ну, как девочки!»
«Проводы зимы»

«Это я, это я, это - вся моя семья!»

"В стране Мультфильмии"
праздник
концерт для мам и бабушек
игра, праздник
праздник Масленица, рисунки

конкурс на лучшую семейную фотографию

игра

"Мир прекрасного"
- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.
"Помоги братьям меньшим"
"Птицам нужна помощь"


"Алло, мы ищем таланты!"
"Картинная галерея"

«Моя семья»
акция " Помощь зоопарку"
изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

час творчества
путешествие в мир творчества

конкурс рисунков

















2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"
- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.
"Полезные привычки"
"Осенний кросс"
"Весёлые старты"
"Береги здоровье смолоду"
викторина
соревнование в параллели классов
спортивный праздник
конкурс семейных плакатов

"Труд и порядок"
- приобщать к общественно - полезной деятельности
"Книжкина больница"
"Данила - мастер"
Операция "Чистюлька"
операция
выставка - конкурс
трудовой десант

"Патриот"
- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- знакомить с общественно - политической жизнью страны.
"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану"
"Символика России"
обзорная экскурсия
благотворительная ярмарка
поисковая работа

"Наука и образование"
- расширять кругозор;
- воспитывать культуру умственного труда.
Праздник первой отметки
Лингвистический кросс
Математический кросс
"Что? Где? Когда?"
утренник
интеллектуальный конкурс в рамках программы
викторина

"Досуг"
- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.
"Кто что любит и умеет делать"
"А, ну-ка, мальчики"
"В стране Мультфильмии"
"О бабушках и дедушках"
конкурс- викторина
игра - соревнование на открытом воздухе
игра -путешествие
устный журнал

"Мир прекрасного"
- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;
- приобщать к традициям школьного коллектива.
"Ярмарка чудес"
"Тропинка школьная моя"
"Мы крутим глобус"
творческий конкурс
создание классного альбома
стендовый доклад


















3 класс "Мир человеческих чувств"
проявление интеллектуальных способностей на уровне класса, школы;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"
- формировать способности управлять своим здоровьем.
"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам"
"Мои спортивные успехи и достижения"
театрализация

круглый стол

"Труд и порядок"
- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.
"Кто работы не боится, у того она и спорится"
Образ лицеиста
"Мои поручения в классе и дома"
субботник


конкурс
отчёт

"Патриот"
- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.
"С чего начинается Родина?"
"Дети - герои"
"Имею право. Мои права"
дискуссия
групповая поисковая деятельность
игра

"Наука и образование"
- приобщать к разнообразной творческой деятельности;
- формировать потребность в самообразовании.
Олимпиада по русскому языку
Математическая олимпиада
Литературная викторина
"Я - исследователь"
интеллектуальный конкурс в рамках программы

конкурс исследовательских работ

"Досуг"
- формировать желание проявлять творческую инициативу.
"Сотвори солнце в себе"
"Рыцарский турнир"
Операция "Новый год"

Проводы зимы
акция добра
праздник
изготовление игрушек на городские ёлки
праздник "Масленица"

"Мир прекрасного"
- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
- создать атмосферу взаимной заинтересованности.
"Самым любимым и родным"
"Прекрасное в моей жизни"
"Правила хорошего тона"
"Учимся правильно жить и дружить"
"Сделай мир добрее"
конкурс стихов

коллаж

учебная игра
практическая игра
акция
















4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"
- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.
"Посеешь привычку - пожнёшь характер"
"Экологическая тропа"
"Всей семьёй - на старт!"
устный журнал
игра - путешествие
семейная спартакиада

"Труд и порядок"
- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.
"Порядок в труде - порядок в знаниях"
"Школьный двор - лучший двор"
рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома
трудовая акция

"Патриот"
- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
- обучать пониманию смысла человеческого существования.
"Природа родного края"
"Не лозунги, а дела"
"У войны не женское лицо"
Оказание помощи ветеранам войны
"Жизнь дана на добрые дела"
посещение Краеведческого музея
акция
исследовательская деятельность
ярмарка
круглый стол в кругу друзей

"Наука и образование"
- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.
Предметные олимпиады
Интеллектуально - творческий марафон
Фестиваль Знаний и творчества
интеллектуальный конкурс
смотр достижений выпускников начальной школы

"Досуг"
- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.
"Мои интересы, мои возможности"
Поход в лес
"Я умею, я могу, я хочу"
"Помоги другу"
беседа
путешествие
отчёт о выполнении обязанностей
акция помощи детским домам, подшефной заставе

"Мир прекрасного"
- формировать желание активно преобразовывать действительность
Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"
"Школьные годы чудесные"
"Гармония в природе"
поисковая работа
выпуск журнала
экологический плакат





Методическое обеспечение.
Воспитательная программа "Цветок дружбы" рассчитана на 4 года для детей 7-11 лет.
В ней предусмотрены такие формы занятий: традиционные (комбинированные) занятия, игры, ролевые ситуации, конкурсы, беседы, выставки, написание сочинений, рисование, соревнования, круглые столы, походы, КВН, ролевые ситуации, групповые этюды.
Структура занятия:
1-й этап - организационный (подготовка детей к работе на занятии, приветствие, упражнения на внимание);
2-й этап - основной (посвящен теме занятия);
3-й этап - заключительный (дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы).
В зависимости от цели занятия структура может меняться. Занятия - 1 час в неделю.
Программа предусматривает методы и приемы:
беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
практические (изготовление, лепка)
игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
тренинг-приемы;
наблюдение за деятельностью детей;
проективные методы (тематический рисунок, поощрение).
Методы могут варьироваться, модифицироваться, добавляться. Каждое занятие, цель будут требовать подчас ситуативного выбора метода.
Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:
методическая литература
аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера).
печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов.
компьютер, ксерокс.
фотоаппарат.
игровой материал (игрушки: мягкие, технические и моторные).











Список литературы, использованный при написании программы.
Вербовская Е.В. Психогимнастика. Н.Новгород,2013.
В. Воронов Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Москва: Школьная пресса, 2013;
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб., 2014.
Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 2013.
Короткова Л.Д. Духовно - нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2014.
Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2012.-96с.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,2012.
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2013. (классное руководство).
Н.Е Степанов Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,2012.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 2012.
Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 2014.
Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее.-М., 2012.









13PAGE 15


13PAGE 142115




15