Воспитательная программа для 5-9 классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Георгиевская средняя общеобразовательная школы»
Локтевский район Алтайский край


Проверено:
Зам. директора по УВР
_Верменичева М.А.
«_____»____2014 г.
Утверждаю:
Директор школы
_______Зинченко Т.П.
«_____»______2014 г.












Воспитательная программа класса
«Сотвори свою судьбу!»


Срок реализации 4 года – 2014- 2018 год
Возраст участников программы-10-14 лет
Классный руководитель-
Чалых Юлия Вячеславовна




Актуальность темы
Счастье не ищут, как золото или выигрыш,
его создают сами те, у кого хватает сил,
знания и любви.
М. Ефремов.
Воспитание – это
целенаправленное управление процессом развития личности;
организация восхождения ребёнка к культуре современного общества, развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека;
педагогическая помощь ребёнку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении;
специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, формирования определённых качеств личности и образцов поведения.
Как бы мы не представляли себе процесс воспитания, в любом случае он сводится к формированию той личности, какую мы себе представляем: гармоничной, всесторонне развитой, физически и морально здоровой, обладающей знаниями, умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни, способной проявить свои таланты не только на благо себе и своей семье, но и своей стране и человечеству в целом.
Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий ничего и не желающий ничего менять, человек несчастный и пассивно плывущий по течению? Естественно, нет! Но как научить ребёнка не бояться трудностей, а преодолевать их; не отсиживаться в сторонке, а действовать сообща; не ждать своего счастья, а самому делать себя счастливым? Этого можно достичь, реализуя программу «Сотвори свою судьбу!».

Основная часть

Цель: Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся
создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну
способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности
сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути
формировать эстетическое отношение к труду как источнику радости и творчества людей.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединённые усилия всех участников образовательного процесса: педагогов-предметников, психолога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей, представителей общественности и самих детей. Для воспитания творческой личности необходимо, чтобы и сам этот процесс был творческим. «Сотвори свою судьбу!» - призываем мы детей и помогаем им в этом. Процесс сотворения начинается непосредственно в первом классе и продолжается до одиннадцатого. Именно продолжается, а не заканчивается, так как в идеале мы помогаем ребёнку самоопределиться, сформироваться как личности, а развитие личности не заканчивается никогда.

Реализация программы воспитания основана на принципах:

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

Условия успешной реализации программы:
Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
Привлечение к реализации программы школьного психолога.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Конверт достижений « Сотвори свою судьбу».
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
потребность в творческой самореализации;
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.









Сферы воспитательной деятельности.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
Направление “ Я и моя семья”
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Формы:
Организация и проведение семейных вечеров.
Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
Формирование традиций класса.
Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
Организация и проведение семейных праздников.
Организация взаимного творчества детей и родителей.

Направление «Я и мой класс, я и моя школа»
Цель: создать условия для осознания учеником себя как члена коллектива, как части общества.
Задачи:
Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
Воспитание потребности учиться.
Воспитание ответственности за выполненную работу.
Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах
Направление «Я- гражданин».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Организация и проведение встреч с участниками войны;
Организация и проведение экскурсий по Челябинской области, России;
Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
Направление «Я человек»
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
Создание условий для физического развития учащихся.
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
Организация и проведение походов, поездок.
Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
Организация и проведение встреч с интересными людьми 
Направление “Я личность”
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
 Задачи:
Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
 Формы:
Организация и проведение семейных вечеров.
Формирование и развитие классных традиций.
Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Организация и проведение классных праздников.
Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.

Индивидуальная работа с учащимися
 
1. Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе;
организация участия детей в школьных олимпиадах;
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
организация индивидуальной творческой деятельности;
создание условий для самовыражения;
включение в общешкольное воспитательное пространство.
 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении: 
собеседование с родителями;
наблюдение и особое внимание, коррекция;
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
вовлечение в творческую деятельность;
собеседование с учителями, работающими в классе;
наблюдение и коррекция поведения.
Воспитательная программа
На пути становления личности учащиеся проходят несколько этапов:
5 класс – «Я и моя семья»
6 класс – «Я и мой класс, я и моя школа»
7 класс – «Я гражданин»
8 класс – «Я человек»
9 класс – «Я личность»
В этих этапах прослеживаются основные мотивы – «я» - позиция каждого ученика по отношению к определённой теме и актуальность данной темы для ребёнка на данном возрастном этапе. Так, для первоклассника наиболее актуально осознать себя как ученика. В его жизни всё изменилось, он должен научиться быть прилежным, старательным, усидчивым, аккуратным. И в то же время важно, чтобы новые требования не оказались для ребёнка непосильными, не показались ему скучными, никчёмными и обременительными.

Возраст
этап
Тема
Основная воспитательная цель
Ключевые понятия
Личностные
качества

5 класс
«Я и моя семья»
Дать возможность ребёнку осознать себя как члена своей семьи, с определёнными традициями и культурой.
Семья, дом, родители, поколения, предки, потомки, родословная
Доброта, честность, бережливость, воспитанность, вежливость, скромность, уважение

6 класс
«Я и мой класс, я и моя школа»
Создать условия для осознания учеником себя как члена коллектива, как части общества.
Коллектив, общество, дружба, сотрудничество, конкуренция, достоинство
Заботливость, доверие, сострадание, сочувствие, милосердие, миролюбие, требовательность, откровенность

7 класс
«Я – гражданин»
Создать условия для осознания себя как гражданина своей страны; осуществлять патриотическое, гражданское развитие личности.
Донецк, Россия, национальность, столица, патриот, гражданство, гражданин
Активность, долг, терпимость, патриотизм, дисциплинированность

8 класс
«Я – человек»
Развить интерес к себе как к человеку – части природы и в то же время части общества. Формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Человек, человечность человечество, здоровье, ЗОЖ
Деликатность, тактичность, ответственность, обязательность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, индивидуальность

9 класс
«Я – личность»
Создать условия для осознания себя как личности, формирования потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самореализации
Личность, нравственность, творчество, талант, совесть, характер, самопознание, самореализация
Гуманизм, толерантность, креативность, самокритичность, самодостаточность,
уравновешенность, сила воли, смелость


Воспитательная работа включает в себя шесть направлений.
Главное в программе « Сотвори свою судьбу!» - системный подход к формированию личности ребёнка, создание условий для его самопознания и самовоспитания. В связи с этим можно выделить следующие этапы взаимосвязанных действий школьника и педагога:




















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






























Примерная тематика классных часов и родительских собраний.

класс
Классные часы (часы общения)
Родительские собрания

5
1) Мой режим дня.
2) Какой я дома помощник?
3) Увлечения в нашей семье?
4) Наш семейный альбом.
5) Что такое родословная?
6) Кем были мои предки?
7) Генеалогическое древо.
8) Моя родословная.
1) Психологические и физиологические проблемы адаптации детей к обучению в 5 классе.
2) Культурные традиции семьи.
3) Семья и школа – грани взаимодействия.
4) Как помочь ребёнку составить свою родословную.

6
1) Наш дружный класс.
2) Я сам по себе или Я в коллективе.
3) Личное и общественное.
4) Кто и как управляет нашей школой?
5) Мой вклад в жизнь класса и школы.
6) Дети + родители + учителя = ?
7) Расскажи мне обо мне!
8) Какой я друг?

1) Психологические особенности детей младшего подросткового возраста.
2) Разрешите ребёнку быть ребёнком.
3) Дети + семья + школа = ?
4) Творческий отчёт о жизни класса.

7
1) Я – гражданин.
2) Россия – моя Родина.
3) Столица России – Москва.
4) Национальность и гражданство.
5) Нацизм и интернационализм.
6) Кто такой патриот?
7) Мы все разные. Мы все – граждане одной
страны.
1) Воспитание гражданина – долг каждого гражданина.
2) Психология межличностных отношений.
3) Национальные традиции в семейном воспитании и толерантность.
4) Каждый человек – кузнец своего счастья.


8
1) Человек – царь природы?
2) Человек как часть природы.
3) Человек как часть общества.
4) Человечество и человечность.
5) Что такое ЗОЖ ?
6) Здоровье как общечеловеческая ценность.
7) Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
8) Женственность и мужественность.
9) Почему «Человек – это звучит гордо!» ?

1) Особенности полового развития
подростков.
2) Проблемы полового воспитания в семье и пути их решения.
3) Как воспитать потребность в ЗОЖ ?
4) Воспитание учащихся средствами
искусства.


9

1) Я личность?
2) Что такое темперамент?
3) Экстраверт или интроверт?
4) Художник или мыслитель? (тип мышления)
5) Человек и его качества в народной мудрости.
6) Человек в сложных ситуациях конфликтов.
7) Что такое духовность?
8) Что для меня является духовной ценностью?
9) Общечеловеческие духовные ценности.
10) Не позволяй душе лениться!
11) Я личность!

1) Основные направления учебной и
творческой деятельности школьника.
2) Общечеловеческие и семейные духовные ценности.
3) Как воспитать личность?
4) Как организовать подготовку к
аттестации выпускника основной школы?










Я

Мы



Планета


семья


Культура

Я


Родина

3.
Договорной

1.
Диагностический

2.
Поисковый

5.
Рефлексивный








4.
Деятельностный

Целевые программы классного руководителя

учение

досуг

здоровье

Образ жизни

Развитие познавательных интересов учащихся

Гражданское воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Проведение спорт-оздоровит. работы, вовлечение уч-ся в спорт. кружки и секции

Организация санпросветительной деятельности

Формирование потребности в ЗОЖ

Рациональное использование времени

Эстетическое развитие личности

Координация образовательно-воспитательной работы учителей-предметников

Трудовое воспитание

Организация совместной образовательно-воспитательной деятельности

Работа с родителями

Повышение психолого-педагогического уровня родителей

Работа с трудными детьми

Создание инд. планов развития личности

Помощь в организации учебной деятельности и досуга



15