ДОП в области музыкального искусства Вокальный ансамбль

Муниципальное автономное учреждение
Дополнительного образования
Каскаринская детская школа искусств
«Ритм»
Тюменского муниципального района
___________________________________________________________________________________________________________________



Программа рассмотрена Утверждаю
на педагогическом совете Директор__________ А.А.Цулая
Протокол № 1 Приказ № 70 от 31 августа 2015 г «31» августа 2015 г. .







ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации - 3 года








Составитель: Летошенко Евгения Александровна
преподаватель отделения хорового и сольного пения.







с.Каскара, 2015 г.


Сольное пение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы: «Академическое сольное пение для музыкальных школ с пятилетним сроком обучения» г.Москва, 1986 г. Составители - Н. С. Воинова, В. С. Смоляницкая, В. Д. Бородачёва. Данная программа использует рекомендации и практический опыт методистов Методического кабинета по учебным заведениям искусств и имеет художественно-эстетическую направленность. По решению преподавателей отдела является актуальной и педагогически целесообразной в современных условиях обучения по дополнительной образовательной программы.

Цель программы – воспитание основ вокальной и музыкальной
культуры:
1) Духовно обогатить и развить внутренний мир учащегося;
2) Расширить его кругозор;
3) Сформировать правильные вокальные навыки и музыкально-
образное мышление;
4) Освоить мир классической и современной вокальной музыки.

В процессе обучения решаются следующие задачи:
1) Развитие личности ребёнка (его музыкальной и общей культуры);
2) Развитие его художественного вкуса;
3) Формирование исполнительского аппарата (вокальный инструмент);
4) Воспитание правильного голосоведения;
5) Пробуждение интереса к собственному творчеству

В процессе решения этих задач выявляются наиболее одарённые в вокальном отношении дети и создаются все условия для формирования ранней и профессиональной ориентации.

Актуальность данной программы состоит в значительном усилении общей образовательной и эстетико-воспитательной составляющей курса. При этом обучение сольному пению трактуется как построение вокального инструмента и осмысленной работы голосового аппарата. Учитывая реалии времени и тот факт, что вступительные экзамены являются лишь формальной точкой отсчёта и в Детские музыкальные школы зачисляются практически все желающие, в настоящей программе:
а) расширен репертуарный список, что даёт возможность преподавателю удачно подобрать учебный материал для всех групп учащихся с различными вокальными данными;
б) усовершенствованы вокальные требования (технология постановки голоса);
в) предусмотренные требования к занятиям не только по вокалу, но и по вокальному ансамблю. Занятия вокальным ансамблем можно проводить как на уроке по вокалу, так и вне его. Начинать работу над ансамблем рекомендуется после приобретения учащимися необходимых вокальных навыков.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 – 10 лет. Срок реализации 3 года.
Основной формой обучения в классе является индивидуальный урок. Продолжительность и количество индивидуальных занятий определяется учебным планом – 2 раза в неделю по 40 минут вокала и 1 раз в неделю ансамбль . Важным элементом учебного процесса в школе является систематический контроль успеваемости учащихся.

Содержание предмета и краткие методические указания.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над постановкой голоса. Необходимо добиваться единого гармоничного развития постановки голоса и художественных навыков, подчиняя эту работу раскрытию художественного замысла исполняемого произведения.
Большое внимание в программе уделено технологии постановки голоса, независимо от дальнейшей профессиональной ориентации учащихся. Успех постановки голоса зависит от правильно выстроенных вокальных требований (упражнения) и подборе произведений. В процессе занятий в классе вокала преподавателю необходимо
правильно распределить учебную нагрузку. При подборе репертуара
необходимо:
1) Руководствоваться принципом постепенности и последовательности
обучения;
2) Подбирать репертуар доступный по образному содержанию и эмоциям, не допускать неоправданного завышения репертуара превышающего вокально-исполнительские возможности учащегося. В отдельных случаях, когда это имеет определённую педагогическую цель, возможно включать в индивидуальный план произведения из репертуара следующих классов
На всех этапах обучения необходимо опираться на лучшие образцы зарубежной и отечественной классики, при этом охватывая произведения самых различных эпох - от старинной до современной вокальной музыки.
Для каждого класса в программе даны примерные перечни вокальных произведений различного уровня трудности, для исполнения на аттестациях в течение учебного года.
Это поможет преподавателю осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, вокальным способностям и другим индивидуальным данным.
В результате освоения программы учащийся должен приобрести навыки правильного пения, научиться разбираться в стилистических направлениях и особенностях музыкального языка различных эпох. Итоговым результатом освоения образовательной программы является исполнение учащимся на выпускном экзамене сольной программы соответствующей его возможностям и демонстрирующей достигнутый им уровень исполнительского мастерства.

Контроль и учёт успеваемости.

Основными видами контроля успеваемости учащихся является:
- текущая аттестация контроля успеваемости учащихся в форме зачётов;
- итоговая аттестация учащихся

Основными принципами проведения всех видов контроля успеваемости являются:
- систематичность;
- учёт индивидуальных особенностей учащегося;
- коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестаций учащихся, не менее двух членов комиссии).
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий повешение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоения им образовательной программы на определённом этапе обучения. Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации являются:
- зачёты;
- переводные зачёты.
Зачёты проводятся по пятибальной системе, каждое полугодие в течение учебного года и предполагают публичное выступление учащегося в присутствии комиссии. Таким образом учащиеся с первого по седьмой год обучения в течение года должны выступить на зачётах не менее 2-х раз, с исполнением программы, в зависимости от возможностей учащегося.
Дополнительно, один раз в полугодие, проводится зачёт для учащихся, не сдавших в срок, по уважительным причинам (болезнь и т п.).
Для слабых учащихся, стоящих на контроле отдела, возможно использование программы на класс ниже.

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план рассчитан на 35 недель:
- по 2 академических часа в 1 по 3 классы вокала;
- по 0,5 академическому часу в 1 по 3 классах вокального ансамбля.

I полугодие - 16 недель
II полугодие - 19 недель




п/п

Наименование учебного предмета

Годы обучения (классы)
Количество аудиторных часов (уроков) в неделю

Промежуточная итоговая аттестация(контрольные уроки, зачеты) годы обучения(классы)





I
II
III


1

·Вокал
2
2
2
I, II, III

2
Коллективное музицирование
2
2
2
I, II, III

3
Слушание музыки
1
1
1
I, II, III

4
Сольфеджио
1
1
1
I, II, III

6
ППВ (фортепиано)
1
1
1
I, II, III


Всего



7

7

7










СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс

На первом году обучения педагог, ознакомившись с профессиональными данными ученика, работает с ним над выработкой двигательных навыков и навыков правильного голосообразования . В результате занятий ученик должен:
1) Овладеть основами правильного певческого звукообразования;
2) Овладеть основами правильной организации певческого дыхания;
3) Овладеть свободой мышечного аппарата;
4) Овладеть правильной корпусной установкой;
5) Овладеть свободным положением гортани;
6) Научиться формировать певческие гласные и согласные в границах рабочего диапазона;
7) Овладеть первоначальными навыками выразительного пения осмысленной трактовки текста;

Упражнения первого года обучения одинаковы для любой возрастной группы учеников:
- формирование правильного певческого дыхания;
- снятие горловых зажимов;
- снятие диафрагмальной зажатости;
- резонаторные упражнения;
- выработка чистой интонации;
- пение вокализов.

Примерный репертуарный список, рекомендуемый для исполнения в течение первого года обучения

Вокализы:
Ф. Абт, Г. Зейдлер, Дж. Канконе, А. Витола, Г. Медыня, Б. Лютген и др.
Произведения западных композиторов:
И. С. Бах «Уходит день», «За рекою старый дом», «Нам день приносит свет зари».
Л. Б. Бетховен «Сурок», «Майская ночь», «Волшебный цветок», «Весною», «Майская песня».
В. А. Моцарт «Колыбельная», «Детские игры».
Й. Гайдн «К дружбе», «Тихо дверцу в сад открой».
Э. Григ «Лесная песнь».
Р. Шуман «Совёнок».
Произведения русских композиторов
П. Чайковский «Новая кукла», «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Утренняя молитва» (из цикла «Детский альбом»); «Осень», «На берегу».
Ц. Кюи «Осень», «Весна», «Май», «Зима», «Зайка», «Песня».
А. Аренский «Расскажи мотылёк», «Птички летают», «Кукушка», «Колыбельная», «Там, в дали за рекой».
М. Яковлев «Зимний вечер». М. Мусоргский «Вечерняя песня».
М. Глинка «Не щебечи, Соловейко».
Л. Бирнов «Детская колыбельная».
В. Коленников «Киска», «Звёздочка», «Тень - тень».

2 класс

В течение второго года обучения продолжается работа над постановкой голоса, выработкой двигательных и исполнительских навыков, развитием вокальной техники.
К главным задачам относятся:
- укрепление певческого дыхания
- расширение диапазона (с учётом возраста);
- работа над подвижностью голоса
- углублённая работа над выразительными средствами (фразировка динамические оттенки и т.д.);
- умение грамотно и обосновано аргументировать собственную трактовку произведения.

На этом этапе обучения ученикам можно предложить музыку композиторов XVI XVIII в.в. Это могут быть несложные ариетты пассакальи, песни и т.д., а так же несложные романсы русских композиторов.

Примерный репертуарный список, рекомендуемый для исполнения в течение второго года обучения

Вокализы:
Ф. Абт, Г. Зейдлер, Дж. Канконе, А. Витола, Г. Медыня, Б Лютген и др. Произведения западных композиторов
Д. Перголези «Канцонетта».
Ж. Паизиелло «Канцонетта».
А. Мандзолло «Надо мной смеёшься вечно».
В. Грегори «Буррэ».
И. С. Бах «Нам день приносит свет зари», «Победа радость нам несёт».
В. Моцарт «Нос».
Й. Гайдн «Даже девушке надменной», «Похвала ленности», «В дружбе».
Ф. Шуберт «Ювелирный подмастерье».
Ж. Векерлен «Менуэт Экзодэ», «Приди поскорее весна», «Лес».
Э. Григ «С добрым утром».
Произведения русских композиторов
А. Варламов «Перстенёчек золотой», «Ты не пой, соловей».
Н. Титов «Не пой, красавица, при мне».
А. Гурилёв «К дедушке», «Сарафанчик», «Отгадай, моя родная», «Улетела пташечка», «Домик-крошечка».
А. Аренский «Колыбельная».
М. Глинка «Что, красотка молодая».
Ц. Кюи «Зима», «Майский день», «Колыбельная».
П. Чайковский «Осень».
М. Яковлев «Зимний вечер».

3 класс

В течение этого периода продолжается работа над постановкой голоса, выработкой двигательных и исполнительских навыков и развитием вокальной техники.
К главным задачам относятся:
- укрепление певческого дыхания
- расширение диапазона (с учётом возраста);
- сглаживание регистров (с учётом возраста);
- работа над подвижностью голоса - углублённая работа над выразительными средствами (фразировка динамические оттенки, пение легато, нон легато, стаккато);
- умение грамотно и обоснованно аргументировать собственную трактовку произведения.

Примерный репертуарный список, рекомендуемый для исполнения в течение третьего года обучения

Вокализы:
Ф. Абт, Г. Зейдлер, Дж. Канконе, А. Витола, Г. Медыня, Б Лютген и др Произведения западных композиторов
А. Страделла «Если помогут слёзы».
А. Скарлатти «Фиалки», «Не терзайте, не тревожьте».
С. Роза «В жизни дорог я прошёл не мало».
И. Бах «Жизнь хороша».
Г. Гендель «Dignare».
В. Моцарт «Довольство жизнью», «К радости», «Покой, словно мне сердце напомнил».
Л. Бетховен «Тоска разлуки».
Й. Гайдн «Даже девушке надменной», «Девы, не смейтесь!», «Английская матросская песня».
Х. Глюк Ария из оперы «Орфей».
Ф. Шуберт «В путь».
Р. Шуман «Небывалая страна».
Э. Григ «С прялкой».

Произведения русских композиторов
М. Балакирев «Колыбельная».
М. Глинка «Жаворонок»
А. Гречанинов «Колыбельная».
А. Гурилёв «Вьётся ласточка», «Домик-крошечка», «Сарафанчик».
А. Даргомыжский «Шестнадцать лет».
А. Дюбюк «Травушка-муравушка».
И. Ипполитов Иванов «Жёлтенькая птичка».
Н. Раков «Летний вечер».





























ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИ

1 класс
1-е полугодие
2 разнохарактерных произведения (учитывая возраст ученика)

Оценивается приобретение начальных вокальных навыков


2-е полугодие
1 вокализ и 1 произведение с текстом или 2 произведения с текстом, и 1 несложный ансамбль.

Оценивается свобода голоса, работа рото-глоточного канала проточность дыхания, уклад языка.


2 класс
1-е полугодие
2 произведения с текстом (учитывая возраст учащегося и диапазон голоса), и 1 несложный ансамбль.

Оценивается свобода и подвижность голоса, музыкальное осмысление текста.



2-е полугодие
2 произведения с текстом (учитывая возраст учащегося и диапазон голоса, и 1 несложный ансамбль.

Оценивается владение голосом, музыкальность, слух.


3 класс
1-е полугодие
2 произведения с текстом, 1 несложный ансамбль.

Оценивается голосоведение, слух, работа над стилем, фразировка.



2-е полугодие
2 произведения с текстом и 1 несложный ансамбль.

Оценивается владение голосом, стилем. Оценивается слух музыкальность, владение языком оригинала.



Ожидаемые образовательные результаты 1 класса

Ученик должен знать:
- нотную грамоту
- научиться правильно держать корпус
- научиться основам вокального дыхания
- научиться основам вокального голосоведения Ученик должен уметь - правильно стоять
- правильно дышать
- владеть основами двигательных навыков
- уметь исполнять простейшие произведения без текста (вокализы).



Ожидаемые образовательные результаты 2-3 классов

Ученик должен знать:
- научиться основам вокального голосоведения
- научиться пению на опоре
- научиться свободному голосоведению.

Ученик должен уметь:
- применять теоретические знания в практических действиях
- хорошо координировать
- понимать смыкательный процесс
- уметь исполнять произведения с текстом правильным звуковедением.



Список литературы


1. Абрамов Л. Постановка голоса. Берлин, изд. «Врач»
2. Альберг Р Естественное и рациональное учение о звукообразовании для певцов и певиц. М., 1913г
3. Безен А Вокалист (школа пения) , 1897г
4. Витт Ф.Ф Практические советы обучающимся пению. Л., Музыка 1968г
5. Варламов А Полная школа пения. 1888г
6. Голубев В.П Советы молодым педагогам вокалистам. М., Музыка 1963г
7. Глинка М Школа пения для сопрано. Ж. Сов. муз., 1953
8. Дмиртриев Л.Б Основы вокальной методики. М. Музыка, 1968г
9. Егоров А Гигиена голоса и его физиологические основы. М. Музыка 1962г 10.Злобин К Верно ли что искусство пения искусство дыхания. М.: 1912г 11.Тронина П.Л Из опыта педагога вокалиста. М.: Музыка 1976гУспенский Н.д. Древнерусское искусство пения. М.: Музыка 1965г


ѕђ Заголовок 115