Презентация по теме : «Формирование эколого-краеведческих знаний старших дошкольников посредством моделирования».


Мезинова Юлия Александровнавоспитатель МБДОУ д/с №70 города Белгорода Образование: высшееКатегория: перваяКредо:Мир детства радостен и тонок,Как флейты плавающий звук.Пока смеётся мне ребёнок,Я знаю, что не зря живу.  Тема актуального педагогического опыта:«Формирование эколого-краеведческих знаний старших дошкольников посредством моделирования, как действенного фактора познавательной деятельности». Актуальность использования метода моделирования в эколого-краеведческом воспитания и образования дошкольников. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания дошкольника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир, любящего свой родной край и его природу. В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, является моделирование. ВКЛАД УЧЁНЫХ Даниил Борисович Эльконин  Парамонова Лариса Алексеевна Леонид Абрамович Венгер Александр Владимирович Запорожец Логинова Вера Иосифовна ФГОС о познании природыВажным положением Стандарта являются целевые ориентиры. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и была развёрнута работа по разработке системы использования приёмов моделирования в познании детьми природы родного края. В соответствие с ФГОС ДО по реализации регионального компонента Основные направления деятельности ДОУ : изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края….  Региональная экологическая политика Белгородской области в сфере образования, направленная на создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов, даёт необходимый вектор для выбора эколого-краеведческого направления в поиске инновационной деятельности с дошкольниками в этом направлении. Определила цель эколого-краеведческого воспитания дошкольников: Формирование у детей бережного отношения к природе родного края, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой. Были намечены следующие задачи:1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования; 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе; 3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности; 4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;5. Обучение азам элементарной экологической безопасности; 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой. НОВИЗНА ОПЫТА состоит в разработке алгоритма и системы изучения региональных природных богатств и уникальных почв края с использованием инновационных форм деятельности и как основного компонента - моделирования. Методы изучения природы Использовала различные виды моделирования: предметные;схематические;цветовые;графические. Система педагогического воздействия Постепенно осуществляла переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь я, как педагог выступаю как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно подвожу к тому, что ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.  Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Экосистема «Лесное озеро» Модель «Обитатели почвы» Модель экосистемы «Водный мир Белгородчины» Самостоятельная деятельность детей по работе со схемами и графическими изображениями На символическом дереве, дети составляют модель своего отношения к природе, графически с использованием цвета отвечая на поставленные педагогом вопросы. Игра по ориентированию. Чтение детьми схемы расположения искомых объектов с ориентировкой на знаки природных ориентиров. Самостоятельная деятельность детей с разными видами моделирования Моделирование карты природных богатств в различных районах Белгородской области (по образцу). На графических рисунках дети моделируют выбранную ими экосистему Белгородского края, отмечая фишками соответствующие объекты природы. В детской научно-исследовательской лаборатории дети моделируют ход опытов, составляют схемы, гистограммы по результатам деятельности. Мнемотаблицы помогаю формированию знаний детей о приметах времени года.(Зима) (Весна) Графические модели (графики, схемы и т. д.). Пример этому календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Работа детей со схемами (чтение и составление схем) Схема описания животного Ленточная схема описания объекта «Рыба» (выделены существенные признаки и связи.) Схема «Пищевая цепочка» - «Расскажи о взаимосвязи объектов природы» Схема этапов развития живых существ (на примере лягушки, бабочки) Новизна опыта состоит в выработке алгоритма изучения почвенного покрова Белгородской области Алгоритм исследования почвы (совместное творчество педагога и детей) Перфокарта «Что способствует богатым урожаям» - творческая находка детей. В образовательный процесс с использованием метода моделирования включала игровые компьютерные технологии Обогащению образовательного процесса по использованию метода моделирования помогали интернет-ресурсы. Совместная деятельность детей и родителей по выполнению заданий на основе моделирования позволяет расширить сферу воздействия на детей в вопросах образовательной деятельности. Совместная деятельность детей и родителей по выполнению заданий на основе моделирования. Родители пытаются разгадать зашифрованные на предметно-схематической модели сведения о природных объектах. Умения детей по методу моделирования способствуют их спокойной адаптации в социальной природной среде Белгородчины. Дети на экскурсии в Белгородском зоопарке Работа с символами-обозначениями на карте областипо теме «Белгородоведение» РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Уровни знаний детей о природе родного края на констатирующем и контрольном этапах. В констатирующем эксперименте большая часть дошкольников была на более низких уровнях знаний о природе (1,2,3 уровни ), после применения системы эколого-краеведческой деятельности с применением моделирования трое детей из семи достигли четвёртого уровня (42,8%) и трое детей (42,8%) второго уровня - показатели предполагающие достаточные знания о природе родного края. Результаты полученные в ходе апробирования опыта подтверждают китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Моделирование является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе. Практическая применимость Развитие у детей чувства «созидателя», осознание того, что он открывает что-то «новое» для себя.  Развитие у детей творческих способностей, зарождение и реализация их собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».Интегрирование использования метода моделирования во все образовательные области: заучивание стихов, обучение рассказыванию, умение читать знаки безопасности жизнедеятельности в социальной среде, ориентировка в обозначениях видов спорта, работе с картами. Приобретается навык понимания схем, например «эвакуации», «безопасной дороги» и многое другое. Уважаемые друзья, коллеги желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!