Родительское собрание Значения общения в развитии личностных качеств ребёнка


3 класс
1 четверть
Родительское собрание: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».
Цель: 1.Определить значение общения для детей и взрослых.
2.Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения: 1. Общение и его роль в жизни человека.
2.Общение ребёнка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
Ход собрания.
Детство – это один из возрастных периодов, который происходят психологиче-ские изменения, решающие для формирования личности. Как правило, психологи считают личностью человека, достигшего определённого уровня психологического развития. Известный российский психолог Л.И. Божович, характеризуя личность человека, выделяла в нём способность управлять своим поведением и деятель-ностью, воспринимать и «переживать» самого себя как единое целое, отличное от других и выражающееся в понятии «Я», а также наличие собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок.
Можем ли мы в таком случае считать личностью 6-7- летнего ребёнка? Скорее всего да, но личность развивающейся. А.Н. Леонтьев считал, что этот период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды. В первый раз, когда трёхлетний малыш произносит революционное «я сам!», и второй – когда возникает сознательная личность.
В школьные годы завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют, высшие единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Эти формирующиеся связи и отношения устанавливаются между отдельными процессами деятельности ребёнка, причём имеют особую природу, социальную, так как могут образовываться исключительно на основе общественных условий жизни, т.е. только у человека и лишь на определённом этапе его развития. Возникают они под влиянием воспитания.
Основной характеристикой развития личности школьника А.Н. Леонтьев считает переход к возникновению иерархии мотивов, их соподчинения. Появляется идеаль-ная мотивация, когда поведение направляется представлением о предмете, а не только реальным предметом. Такой переход знаменует появление принципиально новых возможностей саморегуляции, когда деятельность становится внутренне ос-мысленной, а не подчиняется однозначно внешне предметной заданности.
Свой ребёнок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеётся, и играет он совершенно по-особому. И для маленького ребёнка его родители – это совершенно особенные люди, его дом – это целый огромный мир. Ваш малыш очень легко может потеряться в этом мире, который с каждым днём становится для него всё шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нём, ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.
Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способно-сти. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общать-ся. Так давайте поможем ему в этом. Попробуем развить некоторые умения, что пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходи-мый путь к беспрблемному общению более безболезненно.
Есть простые игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребён-ком или вместе с его друзьями.
Игры:
 «Я и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательной раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически защищён.
 «Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимика, пантомимики, на понимание. Того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
 «Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмо-циями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоцио-нальных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
 «Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к его членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.
Мини- анкета «Общение детей и родителей в лицах».
Уважаемые мамы и папы! Внимательно посмотрите на мимические позы лица (предлагаются фото) и ответьте на следующие вопросы:
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? (рисуют родители).
Анкета для родителей.
1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребёнком?
2. Известно ли вам от самого ребёнка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа или соседку.
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребёнка?
Советы родителям.
Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей на умеют выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на дос-таточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться.
Шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом и сами спросите:
- Как ты думаешь, о чём рассказывает нам сосулька?
- Интересно, о чём размышляет этот нахохлившийся воробей?
- Давай сочиним сказку про мороз.
Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.
А дома просто возьмите лёгкую книгу, можно сказки, прочитайте её вместе и попросите его пересказать (лучше «своими словами»).
Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной игре, о людях, об окружающем мире, природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.
Анкета для родителей.
1. Можно ли воспитывать ребёнка без наказа-ний?_________________________
2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?_____________
____________________________________________________________________
3. Как реагирует ваш ребёнок на наказание?_______________________________
3. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребён-ка?_______________________________________________________________
4. Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?______________________________________________________________
5. Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказани-ем?______________________________________________________________
6. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?____________________________________________
7. Как долго помнит ваш ребёнок наказание?_____________________________
8. Какие меры наказания в вашей семье исключены?_______________________
Меня хвалят, если…
Мне дарят подарки, если…
Мне дарят деньги, если…
Мне разрешают…., если...