Статья Создание проблемной ситуации на уроке окружающего мира для начальной школы


Создание проблемной ситуации на уроке окружающего мира.
Когда возникает проблемная ситуация? Для её создания необходимо какое-то знание и какое-то незнание. Это незнание оформлено в вопросе учителя или учебника.
Например, во 2 классе.
-Какое сегодня число? (дети отвечают). Этот вопрос не создаёт проблемной ситуации.
Другой вопрос в этом же классе.
-Расскажите, в чём заключаются основы эволюционного учения Дарвина? (нет знания, поэтому это не проблемная ситуация).
Или на уроке математики даём задачу. Кто её сможет решить? В крайнем случае, сильных или средних способностей дети. А «слабые» сидят и ждут.
Для кого же возникла проблемная ситуация? (для «средних»).
Для того, чтобы проблемная ситуация возникла в голове каждого ученика, т.е., чтобы ребёнок захотел, старался решить эту задачу, создаётся проблемная ситуация учителем извне.
Проблемная ситуация создаётся объективно, а возникает субъективно.
На уроках окружающего мира можно выделить 4 типа проблемных ситуаций.
1 тип. Когда проблемная ситуация возникает при противоречии или несоответствии ранее усвоенных знаний и использовании их в новых практических условиях.
Например. Урок во 2 классе на тему «Растения зимой».
Дети рассматривают органы растений разных групп в зимнее время (веточки деревьев и кустарников). На осенней экскурсии дети узнали, что всего органов растений шесть. Какие? И обнаруживают ещё один орган: почка. Что это? Или, какой это орган растений? Значит, надо развернуть почку. Обнаружили листочек внутри. Значит, из этой почки развивается стебель и листья. Это не новый орган, а приспособление растений к суровым условиям зимы.
2 тип.
Урок во 2 классе на тему «Органы растений»
Для предметного урока учитель приготовил различные овощи. Среди них одна свёкла была прошлогоднего урожая с жёлтыми листьями. У ребят возник вопрос: почему у свёклы жёлтые и длинные листья.
2-ой тип проблемной ситуации возникает при противоречии между практическими результатами и доступным для учащихся начальной школы теоретическим объяснением.
(Узнали, когда были точно сформулированы требования к условиям прорастания растений: тепло, свет, питательные вещества, воздух, влага). Отложить до весны тему «Условия жизни растений».
3 тип.
Обобщающий урок по результатам наблюдений в октябре.
Дети отмечают характерный признак осени - похолодание.
- А почему стало на улице холоднее? (Уже неоднократно заостряли внимание во время наблюдений на положении солнца. Солнце поднимается ниже). -А как доказать, что солнце ниже, чем летом? (по длине тени: ниже солнце - длиннее тень).
Проблемная ситуация 3-его типа возникает при противоречии теоретического знания и невозможностью проверить это знание непосредственно.
4 тип. Дети не знают способа решения задачи.
Урок во 2 классе на тему «Термометр».
Урок начинается с проблемной ситуации. На столе учителя стоят 3 сосуда с водой разной температуры. В 1-ом сосуде +6 -7 градусов; во 2-ом – вода комнатной температуры +20 градусов; в 3-ем подогретая вода 50-55 градусов.
Без названия темы урока предлагается двум детям подойти к столу, чтобы один опустил руку в 1-ый сосуд, другой в третий сосуд. Через 5-7 секунд вместе опустите руки во 2-ой сосуд. Через 1-2 сек. эти дети должны сказать (написать), какая вода во 2-ом сосуде. Один утверждает – «холодная», другой – «горячая». Возникает проблемная ситуация: какой температуры вода во 2-ом сосуде. Найти способ решения задачи. Опустить термометр. Определите тему урока.

Примеры различных проблемных ситуаций.
- Почему человек не может обходиться без воды?
- Какие свойства воды делают её незаменимой в жизни человека и природы?
- Что едим у картофеля? (стебель, об этом говорят почки на клубне, которые бывают только на стебле).
- Почему песок и глина – дети гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?
- Принцип работы термометра. Опыт с поднятием и опусканием жидкости в трубке при нагревании или охлаждении.
-Маленькая колбочка, полная подкрашенной воды, закрывается пробкой с вставленной в неё трубкой. Опустить колбочку в сосуд с горячей водой (вода поднимается). Опустите эту колбочку в сосуд с холодной водой (вода опускается). Что мы продемонстрировали? (принцип работы термометра).
-Почему дятел живёт в лесу, а не в поле? (дерево, хвост, клюв, язык, окраска, когти). -Мальчик сломал нечаянно мамин любимый цветок герань. Признаться в поступке боялся. Он воткнул герань в почву и полил. Через некоторое время мама узнала об этом. Как она узнала? (органы растений).
- Ствол у дерева – что это такое?
- Почему корни растений растут вниз (после наблюдений за прорастанием семян бобов или гороха).
Вот такие и подобные им проблемные вопросы могут помочь учителю построить этап целеполагания, ввести ребят в деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.