Консультация в форме презентации для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №14 г. Новочеркасск Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Подготовила: учитель-логопед Шишляникова Л.Ф. Шишляникова Лариса Федоровна должность: учитель-логопед Образование:  первое высшее образование - специальность «Педагогика и психология дошкольная», окончила в 1975 году Государственный педагогический институт г.Ростов-на-Дону; второе высшее образование – специальность «Логопедия», окончила в 1991 году Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена г. Ленинград.Общий педагогический стаж – 42 годаНаграды:Грамота Управления образования Администрации города Новочеркасска за значительные успехи в организации и совершенствовании воспитательного процеса, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку воспитанников и в честь Дня учителя и воспитателя, приказ УО от 23.09.2014 г. № 188 – к; Благодарственное письмо Управления образования Администрации города Новочеркасска за педагогический талант, неиссякаемую энергию, творческую инициативу, активную жизненную позицию, внимание и огромную любовь к детям, 27.09.2013г.; Почетная грамота Новочеркасской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российско Федерации за добросовестный труд и большую общественную работу, пОстановление Новочеркасского Совета Профсоюза работников образования. Протокол №2 от 01.03.2013г. Актуальность В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.Организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). В нашем дошкольном учреждении комбинированного вида функционирует две группы компенсирующей направленности (старшая и подготовительная): для детей ОНР 3 ур., НВ ОНР, ФФНР. В группах компенсирующей направленности ведущим специалистом является учитель-логопед. В мои основные задачи входит: определить причину отставания и выработка программы по ее преодолению. Проводятся также фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия: по обогащению и активизации словарного запаса, по формированию слоговой структуры слов, по формированию правильного звукопроизношения. Коррекционно-развивающее обучение в детском саду предусмотрено (в соответствии с Уставом ДОУ) с 5-6 лет в логопедической группе. В своей работе реализую  программы: Т.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа). –1993 г.; Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). –1978 г.; Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г. Применяю учебно-методический комплект Краузе Е.Н. «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у детей», методические разработки Коноваленко С.В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О.И. и других авторов Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы.  В процессе работы определила для себя  оптимальную модель построения собственных коррекционных занятий.  Основной целью такого построения является процесс устранения нарушений звукопроизношения; обеспечение коррекционного процесса необходимым дополнительным материалом. При составлении плана коррекционной работы учитываю этапы и закономерности системного развития детской речи, а также задачи общеразвивающей программы «Развитие» Венгер Л.А. Направления работы логопеда Исправление звукопроизношения Формирование фонематический слуха Развитие лексико-грамматического строя речи Развитие связной речи Выбор данных программ и технологий определился своеобразием состава детей возрастной группы, которые в первую очередь ориентированы на преодоление речевых нарушений у дошкольников.Организацию своей работы  в ДОУ веду в нескольких направлениях: В  преодолении  нарушений речи   использую  как традиционные,  так  и нетрадиционные  методы и упражнения для развития артикуляционной гимнастики, слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, общей координации движений, мелкой моторики . Здоровье-сберегающие технологии Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Массаж кистей, пальчиковая гимнастика Биоэнергопластика Кинезиология Психогимнастика С большим увлечением дошкольники выполняютдвигательные упражнения с использованиемнетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру:пальчики - музыканты, пальчики- фокусники.  За основу взяла упражнения Коноваленко С. В.:упражнения с шариком, упражнения с ложкой,статические артикуляционные упражнения для губбез предмета, упражнения с водой «не расплескайводу»,упражнения для губ и языка с бинтом. Активноиспользую  артикуляционные упражнения всочетаниис движениями рук и работой над дыханием(биоэнергопластика).  Подобные упражненияспособствуют  координации речи с движением,нормализации мышечного тонуса, дыхания.  Существенную помощь в коррекции речи оказываю логопедический массаж. Помимо классического, зондового массажа широко применяю  в практике точечный массаж, массаж зубной щеткой. В свете изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности использую разнообразные упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики у детей. Кроме традиционной пальчиковойгимнастики широко использую  модифицированные и новые упражнения: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками и мячами, перебирание четок, бус, элементы Су-Джок терапии. Оформила кабинет логопеда, который постоянно пополняется методическими пособиями, речевыми  играми,  игрушками. Попадая в кабинет, дети испытывают  яркий взрыв эмоциональных и эстетических чувств.  Информационное обеспечение кабинета находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала. Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в Интернете. Оформлена картотека по многим разделам программы. Организую дополнительное образование через Мастер-классы для педагогов и родителей на темы: «Артикуляционная гимнастика помогает говорить легко и правильно», «Играем пальчиками – развиваем речь».  Конструктивное взаимодействие с родителями — это залог  успешной деятельности в коррекционной работе.  МАСТЕР-КЛАСС ДЯ РОДИТЕЛЕЙ МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии.  Обязательно учитываю мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка. Организую различные совместные формы деятельности родителей и детей: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, организация совместных мероприятий, использование различных наглядных средств,  совместное заполнение индивидуальных дневников. Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Формы проведения артикуляционной гимнастики традиционные нетрадиционные Пассивная гимастика Активная гимнастика Активно-пассивная форма С предметами Наглядный материал Нетрадиционные формы проведения атикуляционной гимнастики с предметами Упражнения с бусинкой С ложкой Биоэнергопластика Биоэнергопластика в логопедии – это соединение движенийартикуляционного аппарата с движением рук. Выполняя артикуляционноеупражнение, ребёнок сопровождает его движением одной или обеих рук.При этом развивается координация движений мелкой моторики пальцев,память, произвольное внимание . Эффективность исправления дефектовзвуков возрастает в 2 раза, т.к. работающая рука многократно усиливаетимпульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Бегемотики Бабочка Дыхательная гимнастика Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Веду работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. МАССАЖ Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, имеющим речевые нарушения, это упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Цель самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата и нормализация тонуса данных мышц. СУ-ДЖОК терапия Разработанная южно-корейским учёным Пак Чже Ву, Су-Джок терапия основывается на том, что на кистях и стопах человека расположены системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на которые, можно регулировать состояние органов. Применение Су-Джок терапии в логопедии призвано стимулировать речевую зону коры головного мозга, а она расположена рядом с двигательной, и формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому массируя их, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма, речь в целом. Массаж ладоней и пальчиков рук шариком Су-ДжокДля создания интереса детей, упражнения с «колючим» шариком лучше проводить в игровой форме, с использованием , различных сказок, например с представляемой сказкой « Маленький Ёжик» Катится колючий Ёжик, нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.(прокатывание шарика между ладонями) Он по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.(движение по ладоням к кончикам пальцев и обратно) Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь (катать шарик круговыми движениями по ладони и ловить на столе подушечками пальцев) Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Пальчиковая гимнастика Упражнения по тренировке пальцев, вместе с общим повышением работоспособности коры головного мозга, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Примеры упражнений пальчиковой гимнастики У козы торчат рогаМожет забодать она Бабушка очки оделаИ внучонка разглядела Распускаются цветыК солнцу тянутся они Пальцем пальцы я прижму И кота вам покажу КИНЕЗИОЛОГИЯ Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движения. В логопедии кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Тем самым позволяют улучшить у ребенка память, внимание, пространственное представление, мелкую и крупную моторику, решить проблемы коррекции речи Психогимнастика Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребѐнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмике, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх. Результативность в 2013-2014 учебном году рассчитана исходя из 14 детей на начало и конец года. На начало 2014-2015 уч.года в подготовительную группу поступило 10 детей, так как 4 детей выбыли в школу. Чем объясняются показания диагностики обеих групп. Результативность Диаграммы показывают нам, что дети старшей логопедической группы к концу учебного года (май 2014г.) и дети подготовительной логопедической группы усвоили программу «Обучение и воспитание детей с ФФНР» на хорошем уровне: дети выступают на утренниках, читают стихи, поют песни, участвуют в театрализованных постановках, читают слитно и по слогам, понимая смысл прочитанного,  умеют определять количество и последовательность слогов, находить ударный слог, определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схему слова и предложения. Этому способствовало использование в моей работе здоровьесберегающих технологий.