Календарно-тематическое планирование работы на школьном логопункте ОНР 3 уровня

План работы с группой учащихся 1 класса
логопедическое заключение ОНР 3 уровня.


недели
занятия
Темы и содержание коррекционной работы
Грамматические и лексические темы
Развитие неречевых процессов

1
2
3
4
5

сентябрь

1
Фронтальное обследование

2


1 этап (диагностический)

3
1
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения, письма. Логопедическое заключение.


2


4
3



4


2 подготовительный этап
октябрь

1
5
Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию мыслительных операций, анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитие внимания, памяти. Мероприятия по коррекции подчерка (упражнения адаптированные для данного возраста, направленные на развитие мелкой моторики)


6


2
7



8


3
9


3 этап (коррекционный)

3
10
Работа над словом
Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?


4
11
Слова, обозначающие предмет




12
Слова, обозначающие действие предмета
Слова, отвечающие на вопрос что делает?


ноябрь

1
каникулы

2
13
Слова, обозначающие предметы; - действие предмета; дифференцирование слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие
Существительное – часть речи, отвечающая на вопросы кто? Что?; глагол – часть речи, отвечающая на вопрос что делать? Домашние ,дикие животные
Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления


14
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Согласование глагола с именем сущ.в роде, числе


3
15
Составление предложений по сюжетной картинке




16
Слова, обозначающие признаки предметов
Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?


4
17
Распространение простого двусоставного предложения определением
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже



18
Составление предложений по сюжетной картине



Декабрь

1

19
Работа с предлогами «в», «на»
Раздельное написание предлогов



20
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на»
Вопрос куда?


2

21
Работа с предлогами «с», «со»
Раздельное написание предлогов



22
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «с», «со»
Вопрос с кем?
Развитие внимания. Упражнения на увеличения объема внимания. Игра «Пуговица»

3
23
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «к», «от»
Раздельное написание предлогов
Упражнения для увеличения уровня распределения внимания


24
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «к», «от»
Вопросы куда? Откуда? От чего? К чему?
Упражнения для усиления концентрации и устойчивости зрительного внимания

4
25
Работа с предлогами «из», «от», «у»
Раздельное написание предлогов
Усиление концентрации слухового внимания


26
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «из», «от», «у»
Вопросы куда? Откуда? От чего? К чему?
Упражнения для переключения внимания. Упражнения «Красно-черные пары»

Январь

1
Каникулы

2


3
27
Работа с предлогами «по», «под»
Раздельное написание предлогов



28
Вопросы к предложениям, в состав которых входят предлоги «по», «под»
Вопрос где?


4
29
Закрепление всех отработанных предлогов




30
Работа над связной речью. Формирование монологической речи
Согласование и управление различных частей речи
Развитие логического и образного мышления и памяти

Февраль

1
31
Последовательный пересказ с опрой на вопросы. «Муравей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь»

Упражнения направленные на развитие образного мышления. Игры «Дополни», «Догадайся, кто нарисован»


32
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка»
Развитие связной речи
Упражнения для развития образного мышления. Игра «Кубики», упражнение. «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»

2
33
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. «Петушок и бобовое зернышко»




34
Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»

3
35
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Березка», «интересный жучок»

Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов. Упражнение «Мыслительные образы и эмоции»


36
Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Зима»

Развитие и уточнение временных представлений.

4
37
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Весна»

Развитие и уточнение временных представлений. Времена года.


38
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Лето»

Развитие и уточнение временных представлений. Времена года.

Март

1
39
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. «Осень»

Развитие и уточнение временных представлений. Времена года.


40
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера. «Кошка Мурка», «Собака Белка»



2
41
Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий. «Галины гладиолусы»

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение»Мысленные образы и их эмоциональная окраска»


42
Пересказы описательно-повествовательного характера




43
Последовательный пересказ. «Кит», «Слон-няня»




44
Последовательный пересказ «Кот Васька»



4
Каникулы

Апрель

1
45
Последовательный пересказ «Охота», «Белка»





46
Последовательный пересказ «Товарищ», «Гроза» и т.п.



2
47
Выборочный пересказ «Цветок или волчья пасть?»




48
Выборочный пересказ «Кто поступил правильно?»



3
49
Выборочный пересказ «Хитрецы»




50
Выборочный пересказ «Слон озорник»



4
51
Краткий пересказ «Макс помощник»




52
Примерный краткий пересказ «Булька»



май

1
53
Устные сочинения «Запасы на зиму»




54
Устные сочинения «Как белочка спасла зайчика»



4 этап (оценивающий)

2
55
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.


56


3
Фронтальное обследование

4




Литература
*тексты приводятся по кн.: Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М., 1991.
**Задания по кн.: Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 –х классах вспомогательной школы. М., 1991.
***Задания по кн.: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
15