Урок по математике 5 класс Отыскание части от целого и целого по его части.


Класс 5
Предмет математика
Тема Отыскание части от целого и целого по его части.
Цель учиться решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части .
Задачи: 
Образовательные: вывести правило отыскания части от целого и целого по его части,
решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части.
Развивающие: развивать память и математическую речь
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: 
Личностные УУД:
Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, познавательный интерес, необходимость приобретения новых знаний.        
Метапредметные УУД:                                                                
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Познавательные:
формировать навыки записи и чтения обыкновенных дробей
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Тип урока Урок новых знаний
Формы работы учащихся:  Фронтальная, парная, индивидуальная
Педагогические технологии ИКТ, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы
Девиз Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму.
Оснащение Ноутбук, проектор, экран, ДМ, оценочный лист, учебник
Ведущая педагогическая идея. максимальная помощь ребёнку в развитии, познании и самоутверждении.
учение без принуждения, основанное на достижении успеха;
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный этап. Психологический настрой. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения  - Здравствуйте, ребята, садитесь.
Посмотрите всё ль в порядке ручки, книги и тетрадки.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
«Мало знать, надо применять».
Сегодня нам на уроке пригодятся:
хорошее настроение;
уважение друг к другу;
знание материала;
желание открыть истину;
добросовестная работа;
осмысление произведенной деятельности Учащиеся слушают учителя
2. Актуализация опорных знаний. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Над какой темой начали работать?
Прочитать: 4/5, 3/7, 1/7, 6/9, ½, 1/3, ¼.
Что это?
Как называются такие дроби?
Какое действие заменяет черточка?
Число над чертой? Под чертой?


- Какое сегодня число? (18)
- Какую часть этого месяца составляет это число? (18/30)
- Какую часть года составляет месяц ноябрь? (11/12)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какую часть года составляют эти осенние месяцы? (3/12 = ¼)
Кто покажет на доске?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
- Читают
-Вычисляют
-Да. Здесь получается остаток.
- вычисляют и заполняют таблицы.
165 72 0 1000 900 52
2 3 2400 8
- Читают: дроби. Доли.
- ставят цель
3. Содержательно-операционный этап.
На уроках математики мы решаем примеры и решаем задачи.
Какие задачи мы уже умеем решать?
Постановка проблемы:
Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадайтесь какие типы задач мы сегодня будем решать.
Часть от целого найтиНе надо никого тревожитьНам надо данное числоНа эту дробь умножить.
Задачи на нахождение части от целого.
Если вы должны найтиЦелое по его частиТо на дробь вы поделитеЗначенье данной части.
Задачи на нахождение целого по его части.
Правильно, ребята. Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы будем решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части. Также научимся анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу. В конце урока мы поработаем самостоятельно. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа). 4.Физкультминутка. Регулятивные: выполнять действие по заданному образцу, правилу. Личностные: уровень развития морального сознания: Быстро встали, улыбнулисьВыше-выше потянулись.Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите.Вправо, влево повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели, встали. Сели, встали.И на место тихо сели. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
5.Изучение нового материала. Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Памятка целая ОТ, всего
Часть ЭТО, РАВНА, составляет
1. Находим ЧАСТЬ ОТ ЦЕЛОГО – умножением
2. Находим ЦЕЛОЕ ПО ЧАСТИ – делением
Правила стр 96
№321
№322 6.Закрепление по теме урока. Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Практикум по решению задач.
Работа в группе
1.Определить тип задачи
2.Решить задачи
3.Проверить задачи
4.Оценить работу
1 группа решает задачи на нахождение части от целого,
2 группа решает задачи на нахождение целого по его части.
В хоре 80 учащихся, ¼ из них – мальчики.Сколько мальчиков в хоре?
В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила 3/8 всех кур. Сколько кур утащила лиса?
1 . В хоре 20 мальчиков, что составляет ¼ всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?
3. Из бочки вылили 7/12 находившегося там керосина. Сколько литров керосина было в бочке, если из нее вылили 84 литра? Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
7.Итог урока. Рефлексия. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: всем ли понятно.
Какие цели ставили в начале урока?
Каждый ли из вас получил ответ на поставленные цели?
Как найти целое от части и часть от целого?
1. Находим ЧАСТЬ ОТ ЦЕЛОГО – умножением
2. Находим ЦЕЛОЕ ПО ЧАСТИ – делением
Поставьте себе оценку? Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
8.Домашняя работа П.  №325, 326, придумать, записать и решить задачу по новой теме.