Положение о логопедическом пункте в школе

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Настоящее Положение о логопедическом пункте МОУ «Деревянская СОШ №9» (далее Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98г. №20-58-07 ин.20- 4 «Об учителях - логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;
-   Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г.  №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивным письмом управления специального образования Министерства образования Российской Федерации от 14.07.2003г. №27/2967-6 «О психолого-медико-педагогической комиссии».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва.
- Уставом МОУ «Деревянская СОШ №9».
- Запросами родителей (законных представителей).
1.2 Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта МОУ «Деревянская СОШ №9»
1.3. Цель организации логопедического пункта в МОУ «Деревянская СОШ №9» – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
1.4. Основные задачи логопедического пункта:
- коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;
- распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.

2.       ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

2.1.  В логопедический пункт МОУ «Деревянская СОШ №9» зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии речи:
- общее недоразвитие речи (ОНР), III уровень речевого развития (по классификации Р.Е. Левиной);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- заикание;
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия);
- нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.2.  В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие успешному освоению ими общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, с заиканием).
2.3.  Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основании обследования речи обучающихся, которое проводит ПМПк на базе МОУ «Деревянская СОШ №9» с 15 по 30 мая и с 01 по 15 сентября.
2.4. Предельная наполняемость логопедического пункта сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.
2.5.  Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в журнале.
2.6.  Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
2.7.  Начало и продолжительность учебного года, продолжительность каникул устанавливается в логопедическом пункте согласно календарно-учебному графику.
2.8.  На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед заполняет речевую карту и отмечает результаты коррекционной работы (1 раз в четверть).
2.9.  Коррекционная работа по устранению нарушений в развитии речи обучающихся осуществляется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
2.10.  Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
2.11.  Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).
2.12. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются групповые занятия. В группы подбираются обучающиеся с однородными нарушениями речи. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся.
2.13.  В логопедическом пункте комплектуются группы обучающихся с первичной речевой патологией, со следующей наполняемостью:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) – 3 – 4 ребенка;
- с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) – 4 – 5 детей;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 5 – 6 детей;
- с фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – 5 – 6 детей;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – 3 – 4 ребенка;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим, или фонематическим недоразвитием речи – 4 – 5 детей;
- заикающихся детей – 3 – 4 ребенка;
- недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – 6 – 7 детей.
2.14.  Периодичность и продолжительность групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
2.15.  Индивидуальные занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи или фонематическое недоразвитие речи, не менее одного - двух раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетические дефекты, не менее одного – двух раз в неделю.
По мере формирования произносительных навыков у обучающихся, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.16.  Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух – трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетические дефекты, не менее одного – двух раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися – от трех до пяти раз в неделю.
2.17.  Продолжительность группового занятия составляет:
- 35 минут (с обучающимися 1-х классов);
- 45 минут (с обучающимися 2-х и 4-х классов).
Продолжительность подгруппового занятия – 20 – 25 минут.
Продолжительность индивидуального занятия – 15 – 20 минут.
Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10 – 15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5 – 10 минут.
2.18.  Темы групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий  обучающимися, а также посещаемость фиксируются в типовом классном журнале, который является финансовым документом. В журнале на каждую группу обучающихся отводится соответствующее количество страниц.
2.19.  Срок коррекционного обучения детей в логопедическом пункте МОУ «Деревянская СОШ №9» составляет:
- с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи от 4-х месяцев (от одного полугодия до целого учебного года);
- с заиканием – 1 год;
- с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет.
2.20.  Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи. По мере выпуска обучающихся производится комплектование новых групп.
2.21.  В случаях необходимости уточнения диагноза, обучающиеся  нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами – специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию.
2.22.  Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте муниципального общеобразовательного учреждения несут родители (законные представители), учитель – логопед, классный руководитель и администрация МОУ «Деревянская СОШ №9».



3.      ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
 
3.1.  Учителями – логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование, с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
3.2.  Учитель–логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.3.  Учитель–логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями устной и письменной речи.
3.4.  Учитель–логопед оказывает консультативную помощь учителям муниципального общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающимся в определении причин неуспеваемости, дает рекомендации по преодолению неуспеваемости и закреплению навыков правильного произношения.
3.5. Учитель – логопед:
- проводит регулярные занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи, осуществляет в ходе логопедических занятий коррекционно-развивающую работу по преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленную первичным речевым дефектом;
- осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);
- представляет администрации МОУ «Деревянская СОШ №9» ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве обучающихся с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении и результатах логопедической работы;
- поддерживает связь с педагогами МОУ «Деревянская СОШ №9»., специалистами психолого-медико-педагогического  консилиума;
- ведет разъяснительную работу среди педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по исправлению речевых нарушений и преодолению неуспеваемости у обучающихся, имеющих нарушения речи;
- участвует в работе методических объединений  МОУ «Деревянская СОШ №9».
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
3.6. Учитель – логопед логопедического пункта пользуется льготами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.
3.7. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя – логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального общеобразовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа консультативной работы).

4.      РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
 
4.1.  Непосредственное руководство работой учителя – логопеда осуществляется заместителем директора по УВР МОУ «Деревянская СОШ №9»
4.2.  Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районном методическом объединении учителей – логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

5.      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
5.1.  Логопедический пункт размещается в помещении МОУ «Деревянская СОШ №9»
5.2.  Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 20м2, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.
5.3.  Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.
5.4.  Ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное содержание возлагается на ответственного за логопедический пункт  МОУ «Деревянская СОШ №9»
5.5.  Учителю – логопеду муниципального общеобразовательного учреждения повышается тарифная ставка (должностной оклад) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.6.  Если учитель – логопед работает с детьми, имеющими, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.


 















Муниципальное общеобразовательная учреждение «Деревянская Средняя Общеобразоательная школ № 9»

 




Положение
“О логопедическом пункте при
МОУ «Деревянская СОШ №9»














С. Деревянное, 2014 год

15