Принципы и методы выявления одаренных детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)

Дополнительная профессиональная программа
(программа повышения квалификации)

«Одарённые дети и особенности работы с ними в сфере общего и дополнительного образования»

Итоговая работа по теме:
« Принципы и методы выявления одаренных детей»




Выполнила:
Бордачева Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ Одинцовский лицей №2





Москва 2015

Содержание
Введение.
Понятия «одаренность» и «одаренный ребенок».
Признаки одаренности.
Принципы и методы выявления одаренных детей.
Заключение
Список литературы.
Конспект мероприятия


























Введение.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.
Возникает необходимость подготовки педагогов для работы с одарёнными детьми. Необходимо также уметь выявлять, обучать и развивать одарённых детей. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период, так как детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.
Понятия «одаренность» и «одаренный ребенок».
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.
В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).
Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.
Особенности одарённых детей:
во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем;
вторая особенность непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире;
в-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или понятие “ребенок с признаками одаренности”).
Признаки одаренности.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Проблема выявления одаренных детей имеет этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Исходя из вышесказанного, могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.
Проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Заключение
Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
Педагоги в реальной практике с одаренными детьми основное внимание уделяют уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является отражением узкого прагматического подхода к феноменам детской одаренности. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способностей, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.
Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Список литературы.
Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.
//Вопросы психологии, №1, 1996.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. –М., 2008.
Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. //Одаренный ребенок, №4-2004.
«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.






Конспект урока.
Данный конспект мероприятия позволяет использовать современные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми, а также направлен на работу в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе).
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема: Алфавит.
Цели: закрепить знание алфавита, формировать умение располагать слова в алфавитном порядке.
Планируемые результаты:
Предметные
Знание букв и звуков русского алфавита
Регулятивные:
удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Личностные: мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий.
Научатся пользоваться алфавитом
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью,
формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу.




Этап
урока
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися
Методы и приемы работы
ФОУД*
 Деятельность учителя  
 Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Орг. момент
 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу  
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
На места все тихо сели
На меня все посмотрели.
 словесные  
 Ф  
 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку  
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку  
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.

Постановка цели урока
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Отгадайте загадку:
На странице букваря  Тридцать три богатыря.  Мудрецов-богатырей  Знает каждый грамотей. 

О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Какие вопросы вы хотели бы задать по этой теме?
Что поможет нам ответить на эти вопросы?

Определите свое место на «Оценочной лесенке»

Ф

Организует диалог с обуч-ся, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обуч-ся план урока
Отгадывают загадку, отвечают на вопрос учителя о целях урока, вопросы для обсуждения (работа в режиме «консультант»)
Формулируют тему и задачу урока
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Актуализация знаний
Повторение известных сведений об алфавите, звуках и буквах
Вспомните, что вы знаете об алфавите и его истории. Слово «азбука» образовалось от названия двух букв «аз» и «буки». Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий и получилось слово «алфавит». С тех пор и живут слова – близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают одно и то же. Как называются такие слова?
В учебнике на с.81 в упр.121 дан алфавит.
Давайте хором назовем буквы алфавита.
Вы дома готовили друг другу загадки о буквах и звуках. Предложите их нам.
Для чего нужен алфавит?
Словесные, наблюдение
Ф
Работа с интерактивным плакатом. Рассказ о возникновении слов «азбука» и «алфавит»
Сообщают известные им сведения об алфавите, отвечают на вопросы викторины из интерактивного плаката (работа в режиме «консультант»)









Читают хором алфавит


Загадывают загадки
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Применение теоретических положений в практике
Применять теоретические знания в практической деятельности
Наша задача: научиться располагать слова в алфавитном порядке. Этим сейчас и займемся. Как это сделать? (план) для чего это надо уметь делать? Поработаем по карточке. (Задание: расположить слова в алфавитном порядке) 1 уч-ся у доски с объяснением.
Индивидуальная работа
Ф
Организует работу у доски с объяснением
Проговаривают план работы со словами, объясняют, работая у доски
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.


Физминутка

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Приседание, хлопок.
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись






Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Самостоятельная работа: упр. 125 (по 1 столбику каждому уч-ся)
Взаимопроверка. (оценка на полях) Проблема: все слова начинаются на одну и ту же букву
Игра «Шифровальщик»
Что нужно с этим сделать? Что нам поможет это сделать?
А теперь наоборот зашифровать слова и обменяться ими.
Самост. работа
И
Организует самостоятельную работу



Раздает карточки
Работают самост-но, проверяют, оценивают
(работа в режиме «консультант»)


Расшифровать
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Обобщение изученного
Обобщение изученного материала и включение его в систему ЗУНов и УУД
Рабочая тетрадь с. 32 тема «Алфавит»






Домашнее задание
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Упр. 120, выучить алфавит

Ф
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания
Записывают задание на дом, задают вопросы


Рефлексия
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний
Оцените свою работу.
Определите свое место на «Оценочной лесенке»
Над чем нужно еще работать?



И
Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроки русского языка
Получают позитивный настрой от урока
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.


Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы:
-фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся. Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. При проблемном, информационном и объяснительно-иллюстративном изложении, которые сопровождаются творческими заданиями различной сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников.
Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то это негативно скажется на сильных учащихся, которых удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной роботы.
-индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. При индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение,
проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Индивидуальной задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщение пройденного материала Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, формирует опыт познавательной творческой деятельности.
Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.
-групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:
-парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работы вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.
- кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.
-дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству.
- индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносится на рассмотрение всего класса и педагога.


15