Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный турист: изучаем родной край!» по теме: «Спортивно – игровые навыки по туризму».


Цель занятия:  Обучить умению читать карту, совершенствовать навыки в преодолении препятствий.
Задачи занятия:         
Способствовать развитию координационных качеств, морально-волевых (упорства, целеустремленности) качеств;
Совершенствовать навыки в преодолении препятствий;
Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных  возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).
Тип занятия: образовательно-тренировочный
Структура занятия.
Вводная часть:
а) организация подготовки учащихся к занятию;
б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания занятия и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;
Основная часть:
д) развитие двигательных качеств;
е) воспитание волевых качеств личности;
ж) контроль, оценка и анализ результатов деятельности занимающихся;
з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;
Заключительная часть:
и) снижение физической нагрузки учащихся;
к) подведение итогов занятия;
л) рефлексия.
Планируемые результаты
 личностные
Овладение навыками чтения карты и преодоления препятствий;
Умения проявлять физические способности (качества)
Метапредметные:
Проявлять осознанную дисциплину и готовность  отстаивать собственную позицию;
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,  умение логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения.
Предметные:
Преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
Уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой
Этап образовательного процесса Деятельность учителя Деятельность учащегося Личностная Регулятивная Познавательная Коммуникативная
1 2 3 4 5 6
Подготовительный
(12 минут)
Организационная часть
1)Построение
Психофизическая подготовка:
1.Обратить внимание на одежду, самочувствие, настроение обучающихся.
Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.
Формирование интереса
Установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами
Умение выполнять физические упражнения для развития мышц
Правильное выполнение задания
Безопасное поведение во время выполнения задания Исполнение музыкального сопровождения на занятии. Активное участие в диалоге с учителем.
Сознательное выполнение определенных упражнений.
Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя
Совместно с учителем делают вывод.
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.
Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
Обсудить ход предстоящей разминки
2. На ТБ на занятии.
Постановка проблемной ситуации.
Ответы на вопросы учителя (участие в диалоге).
Задача: мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач.
Средства: частично-поисковый метод.
Формы организации:  осознание проблемы.
Итог.        
  Почему необходимо правильно читать карту и четко соблюдать правила поведения во время прохождения дистанции?
морально-волевые качества(упорства, целеустремленности) качеств;
Что способствует укреплению здоровья, повышению функциональных  возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).?
2.Разминка(проводит дежурный):
1 Совершенствование различных видов ходьбы; бег с изменением темпа и направления.Упражнение «Плечо друга».Учащиеся бегут по залу, положив руку на плечо впереди стоящего ученика, во время бега они меняют руку по команде учителя. Задача учащихся не отрываться от своего партнера, а все время чувствовать его руку на своем плече.
2.Учитель приносит коробку с мячами: резиновый, волейбольный, футбольный, баскетбольный. Развивать умение самостоятельно мыслить.3. Совершенствование комплекса О.Р.У. с мячами. Предлагаю учащимся сделать упражнения с мячами. Упражнение на формирование осанки.а) и.п-о.с., мяч внизу, 1 - мяч вперед,2-_мяч верх,3-мяч на грудь,4-и.п» То же, на восемь счетов,б) и.п.-о.с. мяч внизу; 1-мяч на грудь;2-мяч вперед; 3 мяч на грудь;4-и.п.;в) и.п.-о.с. мяч за голову; 1- правую назад на носок; мяч вверх смотреть на мяч; 2-и.п.;3-4тоже с левой ноги;г) и.п.- стойка ноги врозь, мяч внизу; 1-мяч вперед; 2- с поворотом туловища мяч вправо; 3- мяч вперед; 4- и.п. 5-8 тоже в другую сторону;д) и.п.- упор сидя сзади, мяч между стопами,!- сед углом,2-3- держать,4- и.п.,
е) и.п.- лежа на животе, мяч вверху; 1-2- прогнуться, мяч вверх; 3-4-и.п.;5- прогнуться; 6-7-держать; 8-и. п.,ж) и.п -о.с. мяч на груди; 1- прыжок в стойку ноги врозь, мяч вперед; 2- прыжок в и.п.; 3- прыжок в стойку ноги врозь, мяч вверх; 4- и.п. Следить за осанкой и правильностью выполнения упражнений.^ Блок творчества.Игра « Найди мячик».Учащиеся получают план - схему спортивного зала, где указано, место, куда спрятался мяч. В плане-схеме спрятанный мяч обозначен красным карандашом.
Задача ребят сориентировать «карту» повернуть ее так, чтобы изображение двери «смотрело» в сторону двери, а изображение окна «смотрело» в сторону окна. Затем определить место, где стоит команда. Учащиеся распределяются на две группы и получают план-схему. Переходить по стрелкам, двигаясь по маршруту и искать мяч.Мяч станет «палочкой» передачей при выполнении полосы с препятствиями
Проблемная  ситуация:
Отгадайте загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дорога есть – ездить нельзя.
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
А для чего нужна карта?
Почему нужно уметь правильно читать карту?
Для чего нужно соблюдать меры безопасности при прохождении препятствий?
Могут ли такие препятствия встречаться в походе?
Все знают, как важно вовремя опереться на плечо друга. Особенно важно это делать в спорте. Давайте попробуем учиться чувствовать плечо друга, который поможет и поддержит в трудную минуту.
Вопрос: «С какими мячами играют в футбол?», « Нужно ли брать с собой мяч, если идешь в поход?»
Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока
Упражнения выполняются в шеренгу по два
Все упражнения разминки выполнять по 6 повтора.
Размять кисти рук для дальнейших упражнений
Упражнения выполнять на максимальной амплитуде
При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером
Учитель: «Любит наш мяч и в прятки играть. Решил он спрятаться в зале от ребят. Пусть поищут. Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп
Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за дежурным  при проведении разминки Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем
Основной(28 минут)
1 .Игровое упражнение «Туристы».Совершенствование навыков в преодолении препятствий в походе.Первая группа должна прыжками преодолеть «болото», пройти по узкому мосту ( по перевернутом гимнастической скамейке) и пройти через «речку» по бревну.Вторая группа должна пролезть под «деревом» (натянутую скакалку), влезть на «дерево» и слезть с него (гимнастическая стенка), перелезть через «забор» (гимнастический конь).Сейчас мы выполним упражнения двумя группами на двух маршрутах. Старт для 2,3,4 и последующего игрока является передача рюкзака, в котором лежит мяч. Учащиеся не должны «утонуть в болоте» и «упасть со стены» После двух раз выполнения, команды меняются маршрутами. 
Деление класса на два отделения  по степени физической готовности
Рассказ и показ техники прохождения дистанции.
Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).
Отправляясь, в туристический поход вы должны уметь преодолевать препятствия на пути, при этом соблюдая осторожность и помогая, друг другу.
Контроль за техникой прохождения дистанции.
Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление  дисциплинированности.
Уметь контролировать результаты в форме сличения. Повторяют за педагогом и запоминают.
Владеть известными    приемами при прохождении дистанции. Оценивают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью
Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок
Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях
Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность  их выполнения
Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;
Умение  регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма.
Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать.
Осуществлять контроль.
Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам.
Сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль
Самоконтроль правильности выполнения упражнений
Умение отстаивать свою точку зрения.
Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое
Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу
Владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом.
Умение выделять необходимую  информацию
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Анализ полученной информации
Умение сосредоточиться для достижения цели Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий
Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения  технических приёмов.
Уметь договариваться в совместной  деятельности, взаимодействовать со сверстниками.
Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности.
Умение заметить достоинства и недостатки  своего исполнения движений
Оказывать посильную помощь  и моральную поддержку сверстникам
Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи
2.Упражнение
«9 вопросов».Ответить на вопросы по карточке.
(Приложение 1). Рассказ учителя: 
Помогает и поправляет
- У вас все получилось, вы молодцы!
Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими, быстрыми.
Организация диалога.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.
Активное включение в выполнение двигательного действия;
взаимодействие со сверстниками;
развитие внимания Умение участвовать в диалоге, коллективно обсуждать поставленную задачу.
Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников.
Умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результаты.
Заключительный- рефлексия  (5минут)
Рефлексия.«Упражнения», которые вы делали, развивают выносливость, координацию, смелость.Для этого вы получаете карточки, в которых отметьте свое настроение. «Хорошее» настроение улыбающийся мяч.«Плохое» настроение плачущий мяч.«Прекрасное» настроение хохочущий мяч. 
Мы сегодня с вами прошли по маршрутам, которые могут встречаться на пути у туриста, учились ориентироваться по карте.
Теперь я предлагаю вам оценить свое участие на маршруте и свое настроение после «похода» 
Умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность.
Условия, необходимые для достижения поставленной цели
Определить смысл поставленной на занятии цели.
Оценивают свою работу на занятии, прослушивают оценку учителя
 
Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения учебный действий Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей
Отвечают на вопросы учителя, Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на занятии.
Рефлексия.
Своего состояния. (Осознания в собственной деятельности) У кого улыбающийся мяч выходит из строя на 2 шага. У кого плачущий мяч на 1 шаг. У кого хохочущий мяч на 3 шага.
1 2 3 4 5 6
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова»
Конспект занятия внеурочной деятельности
«Юный турист: изучаем родной край!»
по теме:
«Спортивно – игровые навыки по туризму».
Подготовила:
учитель физической культуры
Лисачева Елена Анатольевна
Верхопенье,2014
Приложение 1.
Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:1. Сколько туристов живет в этом лагере?2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?3. На чем они сюда приехали?4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?5. Откуда дует ветер: с севера или юга?6. Какое сейчас время дня?7. Куда ушел Шура?8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)9. Какое сегодня число, какого месяца?
lefttop