Технологическая карта урока Окружающий мир Растения культурные и дикорастущие


Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Растения дикорастущие и культурные»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
формировать представление о дикорастущих и культурных растениях;
учить различать жизненные формы растений;
учить различать культурные и дикорастущие растения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
формировать умение воспринимать информацию на слух;
формировать умение работать с текстовой информацией;
проявление познавательного интереса к предмету и изучаемой теме.
Регулятивные УУД:
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять мысли в устной форме;
умение работать в паре;
умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
адекватно оценивать результаты учебной деятельности;
бережное отношение к природе.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы, карточки для парной работы.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Самоопределение к деятельности - Здравствуйте. Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты.
-Вы догадались, о чём мы поговорим сегодня? (слайд 1) Вступают в диалог с учителем РУУД
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности -Какие группы растений вы знаете?
-Сегодня мы посмотрим на растения, с другой стороны.
-Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.
-Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.
-Чем похожи и чем отличаются дуб и вишня? (слайд 2)
Общее – это деревья. Различие - дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам.
-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
(слайд 3)Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.
-Чем похожи мать-и-мачеха и петрушка? (слайд 4)
Общее – это травянистые растения. Различия – петрушка растет в огороде и за ней ухаживает человек. Мать-и-мачеха растет повсюду.
-Как вы думаете, о каких растениях пойдёт речь на уроке?
-Как будет звучать тема нашего урока? (слайд 5)
«Растения дикорастущие и культурные» Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, высказывают предположения. КУУД
ПУУД
Целеполагание -Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?
Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения,
понимать их роль в жизни человека,
различать растения по назначению,
приводить примеры. Формулируют тему урока, конструируют учебные задачи урока. РУУД
Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися):
- работа с
презентацией;
- работа с текстом
учебника;
- работа в парах. -Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.
-Кто поливает эти растения? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?
-Такие растения, являются дикорастущими.
-Приведите пример дикорастущих растений.
-Обратите внимание на экран, здесь представлены некоторые виды дикорастущих растений (слайд 6).
-А как же, вкусна и полезна рисовая каша, овсяные хлопья, пряники!
-Где растет овес, рис?
-Как долго приходится людям искать зерновые растения, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки, приготовить кашу?
-Что значит выращивают?
-Человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.
-Приведите пример культурных растений.
-Посмотрите на экран, здесь представлены некоторые виды культурных растений (слайд 7).
-Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи. С тех пор и возникло земледелие.
-Объясните, от каких двух слов образовалось слово «земледелие»?
-Земледелие - это обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
-А кого называют земледельцем?
-Археологи установили, что одним из древнейших культурных растений является пшеница. Потом люди окультурили (это значит из дикорастущего растения, сделать культурное) кукурузу, горох, перец, капусту, рис и другие растения. Всё это происходило в разное время и в разных частях нашей планеты. Занимаясь земледелием, люди постоянно расширяли площади полей и огородов. Они вырубали леса и кустарники. Так появлялись новые участки земли, готовые к посевам.
-Откройте учебник на странице 85. Рассмотрите рисунок-схему.
-Какие существуют отрасли земледелия?
-Как вы думаете, какие растения выращивают в такой отрасли земледелия, как полеводство? Огородничество? Луговодство? Садоводство?
-Обратите внимание на доску, здесь изображено зерновое растение (слайд 9).
-Что можете сказать об этом растении?
-Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?
Объясните поговорки.
-«Хлеб – всему голова» что это значит?
-«Хлеб – батюшка, а водица – матушка» что значит эта поговорка?
-Откройте учебник на странице 86, прочитайте статью «Хлеб – великое чудо земли».
-О чём говорится в этой статье? Слушают рассказ учителя; отвечают на вопросы; работают с текстом учебника.
ПУУД
КУУД
РУУД
ФизминуткаПоказывает упражнения.
Выполняют упражнения. Первичное закрепление -Сейчас откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Разделите лист тетради на два столбца. Первый столбик будет называться дикорастущие растения, а второй столбик культурные растения. Нарисуйте по одному виду таких растений. Выполняют задание в тетрадях; выполняют взаимопроверку. КУУД
РУУД
Самостоятельная работа с самопроверкой -Сейчас будет самостоятельная работа. Вы получите карточки, на которых будете выполнять задания.
-Проверьте свою работу.
(слайд 10) Выполняют самостоятельную работу; выполняют взаимопроверку по эталону. ПУУД
КУУД
РУУД
Рефлексия деятельности - Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.
- Какие растения называют культурными, а какие дикорастущими?
-Чем мы занимались на уроке?
- Оцените свою работу, поднимите правую руку, если вы довольны своей работой на уроке, левую руку, если хотели бы работать лучше.
-Запишите домашнее задание, страница учебника 87. Подготовьте рассказ на тему «Растения в моём доме». Запишите его в тетрадь. Оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание. РУУД