Конспект урока по обучению грамоте по теме: Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т


Урок 22
Тема Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т
Педагогическая цель Создать условия для закрепления знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’], буквах Т, т; навыков слогового чтения; способствовать развитию речи учащихся
Тип урока Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные) Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют роль ударения
Личностные результаты Проявляют интерес к учебному труду
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: планируют решение учебной задачи.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выявляют при решении учебной задачи известное и неизвестное.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Основное содержание темы, понятия и термины Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; предложения
Образовательные ресурсы «Лента букв»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень! Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
Продолжение табл.1 2 3 4 5 6
эмоциональный настрой на урок Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
– Проверим готовность к уроку учебных принадлежностей на столе II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика Дети выполняют упражнения:
«Чистим зубки»; «Часики» Готовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный. Правильное произношение звуков, выполнение упражнения
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Слово учителя – Сегодня мы продолжим работу со звуками [т], [т’] и буквами Тт, будем совершенствовать умение читать и составлять рассказы по картинкам Слушают учителя Принимают учебную задачу Фронтальный. Наблюдение учителя
IV. Закрепление опорных знаний и способов деятельности.
1. Дидактическая игра «Кто больше?» Фронтальная. Словесный, проблемный. Дидактическая игра 1. Придумайте слова, в которых звуки [т], [т’] в начале слова.
2. в середине слова.
3. В конце слова.
4. Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т’].
5. Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть звуки [т], [т’]? 1. Ток, тигр, тачка.
2. Станок, ситец, соты, ноты.
3. Кот, рот, флот, плот.
4. Стол, стул, цветок, картина, парта.
5. Портфель, ластик, кисточка, тетрадь Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах; приводят примеры слов с этими звуками Фронтальный. Выделение звуков, игра
Продолжение табл.1 2 3 4 5 6
2. Дидактическая игра «Доскажите словечко» Фронтальная. Словесный.
Дидактическая игра По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой … .Быть должны всегда в порядке
Твои школьные … .Слушают стихи, произносят пропущенное слово.
– Тучки
– Тетрадки Определяют смысл стихотворений,
привлекают имеющиеся знания Фронтальный. Игра
3. Дидактическая игра «Веселые звуки» Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра Учитель читает стихотворный текст, а слова выставляет на магнитной доске, меняя в словах буквы и слоги.
В конце предложения ставится… (точка).
О на А заменим – … (тачка).
Вместо А кто У возьмет,
В небе… (тучка) проплывет.
Ве в начале слова точка.
Прочитаем… (веточка).
Если се, то… (сеточка).
Как из слова веточка
Получилась сеточка? Слушают учителя, по смыслу вставляют слова в текст Осуществляют преобразование слов с использованием буквы Т Фронтальный. Игра
4. Дидактическая игра «Звук заблудился» Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Голод – не щетка (тетка). Слушают учителя, по смыслу вставляют слова в текст, заменяя буквы Определяют смысл текста. Осуществляют преобразование слов с использованием буквы Т Фронтальный. Игра
Продолжение табл.1 2 3 4 5 6
Трус своей лени (тени) боится.
Терпение и пруд (труд) все перетрут Физкультминутка Коллективная. Практический Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту – плюх! Выполняют движения согласно тексту Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение движений
5. Чтение слов (учебник, с. 56) Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа – Прочитайте слова, которые обозначают один предмет, потом прочитайте слова, которые обозначают несколько предметов. Сравните их.
– Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? Читают слова, выполняют задание.
– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным Читают слова с ранее изученными буквами. Осуществляют классификацию слов, обозначающих один и несколько предметов, сравнивают их написание Коллективный. Устные ответы
6. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 56) Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ – Рассмотрите картинку.
– Кто изображен на ней?
– Составьте рассказ Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя. Называют животных и растения, изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения. Вносят дополнения и коррективы в рассказы своих товарищей Фронтальный. Устные ответы, рассказ
Продолжение табл.1 2 3 4 5 6
7. Работа с текстом (учебник, с. 56) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа – Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
– Замените схему словом.
– Какое слово закодировано в схеме?
– Составьте по тексту вопросы и задайте друг другу Читают текст «по цепочке».
– Белка.
Составляют вопросы по тексту и задают друг другу Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного. Подбирают к схеме слова Фронтальный. Чтение, устные ответы
8. Слого-звуковой анализ слова Групповой. Словесный, практический. Анализ слова – Выполните слого-звуковой анализ слова белка Анализируют слово белка Выполняют слого-звуковой анализ слова, характеризуют звуки, сравнивают их по твёрдости-мягкости Групповой. Анализ слова
Физкультминутка Коллективная. Практический – А теперь все тихо встали…
– А сейчас мы в лес пойдём…
– А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело. Выполняют движения под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
9. Роль ударения(учебник, с. 57) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа – Что такое ударение?
– Прочитайте слова, поставив ударение.
– Понаблюдайте, как ударение меняет значение слова.
– Выделение слога в слове.
Читают слова.
– Одинаковые по написанию слова под ударением на разные слоги имеют разный смысл Читают слова. Определяют лексическое значение слов. Составляют предложения с заданными словами Фронтальный. Устные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– Придумайте предложение с этими словами Придумывают предложения 10. Работа с предложениями, разными по интонации (учебник, с. 57) Парная. Словесный. Беседа, чтение – Рассмотрите предложения.
– Какие знаки препинания вы видите?
– Прочитайте предложения, соблюдая интонацию Рассматривают предложения.
– Восклицательный знак, точка, вопросительный знак.
Читают предложения друг другу Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работают в паре, внимательно слушают друг друга,
оценивают работу товарища в доброжелательной форме Парный. Чтение, устные ответы
11. Работа с «лентой букв» Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, работа с «лентой букв» – Посмотрите на «ленту букв» и назовите знакомые вам буквы.
– Чем буквы отличаются от звуков?
– Перечислите гласные буквы, на какие группы можно их разделить? Назовите согласные буквы. На какие группы можно разделить согласные звуки?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных? – Рассматривают «ленту букв», называют буквы.
– Буквы мы видим, звуки – слышим.
– Гласные: обозначающие твердость и мягкость предшествующего согласного звука. Согласные твердые и мягкие.
Называют отличительные черты Привлекают ранее полученные знания. Различают буквы и звуки. Характеризуют изученные гласные и согласные звуки и буквы. Определяют черты различия между гласными и согласными звуками Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы
VI. Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему? Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке