Внеклассное мероприятие по самопознанию Идём дорогою добра


Внеклассное мероприятие: «Идем дорогою добра»
Цель: формирование начальных представлений о понятии «доброта».
Задачи:
формировать стремление быть добрым;
расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;
способствовать расширению кругозора детей;
развивать речь, память, мышление;
воспитывать доброжелательность;
формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Оборудование: магнитофон, плакаты с пословицами, рисунки 5 «волшебных» деревьев, рисунок облачка с названием темы урока, ромашка «вежливых слов». Для работы в группах: конверты с пословицами, фломастеры, цветные карандаши, клей.
Ход мероприятия
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по саду «Доброты». А кого берут с собой в путешествие? Правильно, друзей.
Учитель читает стихотворение:
Прикоснись ко мне добротой,И болезни смоет волной,И печаль обойдёт стороной,Озарится душа красотой…
Беседа
— Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
Доброта — это отзывчивость, стремление делать добро другим. Добро — всё положительное, хорошее.
— Где живёт доброта? (ответы детей)
Ученик:
В доме добрыми делами занята,Тихо ходит по квартире доброта.Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час.Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.И откуда, спросишь ты,В доме столько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Дерево первое — «Пословицы»
Итак, в путь. Посмотрите, в нашем саду — «Волшебное дерево». А что на нём написано? (пословицы). Прочитайте пословицу на доске: «Доброе слово человеку, как дождь в засуху». Объясните её смысл (ответы детей).
Правильно, от добрых слов человеку становится хорошо, у него поднимается настроение.
Работа в парах
Предлагаю выполнить задание в парах. Вам необходимо собрать пословицу и объяснить её значение. (на партах конверты с разрезанными пословицами)
Добро помни, а   пожнёшь
Что посеешь, то и   сто рук
За добро   добра не делал никому
Худо тому, ктоЗа доброго человека   добром платизло забывайПроверяем по доске. А какие пословицы вы приготовили? (дети называют пословицы и объясняют их смысл). Молодцы, идём дальше.
А впереди второе дерево — «Рисунки»
Посмотрите выступление детей, и подумайте, что же можно сказать, о героях этого стихотворения? «Инсценировка стихотворения М.Садовского «Доброе сердце».
Мальчик:
Я как-то в дом принёс щенкаБездомного бродягу,Чтоб подкормить его слегка,Голодного беднягу.
Мама:
Ну что ж — сказала мама.Пусть поживёт немножко.В глазах его такая грусть,Найдётся супа ложка.
Мальчик:
Я во дворе нашёл потомКотёнка чуть живого.Его принёс я тоже в дом,Сказала мама строго.
Мама:
Ну что ж — сказала мамаПусть поживёт немножко.В глазах его такая грусть,Найдётся каши ложка.
Мальчик:
Я под гнездом нашёл птенцаНад ним вороны вились.Я спрятал в шапку сорванца,Мы с ним домой явились.
Мама:
Ну что ж — сказала мамаПусть поживёт немножко.В глазах его такая грусть,Найдётся хлеба крошка.
Мальчик:
Однажды я принёс ежа, ужа и черепахуИ заяц в нашу дверь вбежал,Наверное, со страху.
Мама:
Ну что ж — сказала мамаПусть живут.В квартире так чудесно,А если потесниться тут,И нам найдётся место.
— Что можете сказать о мальчике? маме?
— Как бы вы поступили на месте наших героев?
Добро и зло творить всегдаВо власти всех людейНо зло творится без трудаДобро творить трудней.
Человек от рождения стремиться к прекрасному — добру, красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла?
Работа в группах
Попробуйте изобразить добро и зло в рисунках. Работать будете в группах. У вас на партах лежат цветные карандаши и фломастеры (дети рисуют под спокойную музыку).
Давайте посмотрим ваши рисунки.
(Под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы — Добро и Зло)
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых.
Дерево третье — «Волшебные слова»
Доброта, милосердие, радость — создают основу человеческого счастья. Быть вежливым к окружающим — это тоже доброта.
Предлагаю поиграть и вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят… (до свидания)
Работа в тетрадях
Молодцы, ребята! А какие ещё вежливые слова вы знаете, напишите в своих тетрадях.
Впереди четвёртое Дерево — «Добрые поступки».
А сейчас, ребята будут читать стихи. Если это добрый поступок, то — хлопаете в ладоши, если плохой, то — топаете.
1. Если с другом разделилТы свои конфеты —Хорошо ты поступил,Каждый скажет это.2. Ты узнал чужой секретИ разнёс сейчас же,Это плохо, хуже нет,Это подло даже!3. Если подал ты при всехДевочке пальтишко,Ты — культурный человек,Мировой мальчишка!4. Если ты, как дикий зверь,Сразу лезешь драться,Не достоин ты, поверь,Человеком зваться!5. Если ты пригрел кота,Кормишь птичек в стужу,Это — просто красота,Только так и нужно!6. Ты подбил собаке глаз,Бросил кошку в лужу.Будь уверен, в сорок разТы собаки хуже.7. Уважай людей вокруг,Старших, младших тоже.И тогда тебя, мой друг,Назовут хорошим.8. — Но как бы нас жизнь ни ломала,В ней некое есть волшебство…Хороших людей слишком мало.И все — таки их большинство.Стань добрым волшебникомНу-ка попробуйТут хитрости вовсе не нужно особойПонять и исполнить желание другогоОдно удовольствие, честное слово.9. Не стой в стороне равнодушнымКогда у кого-то беда.Рвануться на выручку можноВ любую минуту всегда.И если кому-то поможетТвоя доброта и дружба твояТы счастлив, что день не напрасно был прожитНа свете живешь ты не зря.
Теперь мы в нашем саду помечтаем. Представьте, что у нас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником.
— Подумайте, какое доброе дело вы сделали или хотите сделать.
(Дети, передавая волшебную палочку, друг другу, называют добрые поступки)
Впереди последнее Дерево — «Правила Доброты»
— Ребята, как вы думаете, какое правило доброты самое главное? (ответы детей). Добрые дела надо совершать просто так.
Попробуем вместе составить правила Доброты? В этом нам поможет «Ромашка» (на доску прикрепляются лепестки с правилами)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила.
— Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)
Добрым быть совсем-совсем не просто.Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.
Итог
Весь сад Доброты мы обошли. Осталось только украсить его цветами, но цветами не простыми. Цветы разного цвета — каждый цветок — это ваше настроение.
(Под музыку учащиеся выбирают цветок и прикрепляют к доске).
Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Будьте добрыми и всегда идите только дорогою добра.
Как бы жизнь не летелаДней своих не жалей.Делай доброе дело —Ради счастья друзей!