Конспект урока по самопознанию на тему Идём дорогою добра


Тема: "Идём дорогою Добра "
Цели: Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивать речь.
Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.
Задачи урока:
Привитие интереса к чтению, литературе.
Развивать познавательную активность, актерские способности.
Способствовать развитию речи учащихся.
Оборудование: карточки с пословицами для работы в парах, воздушные шарики, лепестки с "волшебными" словами, детали аппликации, карточки с правилами "добрых" поступков, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Я рада видеть вас и наших гостей.
Чтобы у нас всегда было прекрасное настроение, что нужно брать всегда с собой? (улыбку). Давайте все встанем в круг. Когда люди улыбаются они становятся красивы. Закройте глазки, представьте себе улыбку. Какая она? (добрая, ласковая, нежная, приветливая, никого не обижает, похожа на маленькую девочку с большими белыми бантами). А злюка, какая. (недовольная, сердитая, злая, надутая) Покажите, как ведет себя, ведет злюка. (кричит, топает ногами, надувает щеки, машет руками) А как улыбка? Потренируемся улыбаться. Возьмите зеркало, смотря в него поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую добрую улыбку, полюбуйтесь на себя, подарите радость друг другу (улыбнитесь друг другу, гостьям) Помните – улыбаясь мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.
II. Сообщение темы и цели.
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой) Слайд №2
Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливыми и делать счастливыми других людей.
III. Путешествие в страну ДОБРА И ВЕЖЛивости.
В этом нам поможет страна Добра и Вежливости, куда мы отправляемся прямо сейчас.
Слайд 3.
1) Чтобы оказаться в этой стране нужно вырастить волшебный цветок Добрых и Вежливых слов.
Какие вы знаете вежливые слова? (здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго:)Дети называют каждый свое слово и прикрепляют лепесток со словом на доску.
2) Перед нами город Народной мудрости.
Слайд 4.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно.
Перед вами - карточки с пословицами о доброте. Но пословицы рассыпались, и жители этого города просят вас о помощи. Соедините стрелками начало и конец народной мудрости.
Слайд 5, 6.
1. Добро наживай, не без добрых людей
На свете на добрые дела
Жизнь дана, а худо изживай
2. Без добрых дел, что весенний день
Кто добро творит, нет доброго имени
Ласковое слово, того Бог благословит
3. Злой не верит, красят человека
Добрые дела не кайся
Сделав добро, что есть добрые люди
Прочитайте, что у вас получилось.
Великий философ Сократ, живший в глубокой древности, говорил:
Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (плакат на доску).Слайд №5
Многому научил нас город Народной мудрости, мы покидаем его и отправляемся дальше.
3) Впереди что-то блестит! Это река Вежливости!
Слайд 6.
Вежливость-умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
М.Монтегю. (плакат на доску)
Послушайте, о чем журчит река Вежливости. (дети читают стихотворение С. Маршака "Ежели вы вежливы")
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи АняВы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки Андрей
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте. Максим
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником Адиль
Пред сильным не робея.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
Давайте с вами поиграем на берегу реки Вежливости.
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами
Вы тогда все вместе дружно
Топайте ногами!
-Поздороваться при встрече:
-Толкнуть, но не извиниться:
-Перебивать во время разговора:
-Уметь соблюдать тишину на уроке:
-Уметь выслушать друга:
-Кричать на переменах:
-Сказать, уходя из класса, домой " До свидания":
-Помочь поднять упавшую вещь:
-Не разговаривать во время еды в столовой:
-Обозвать обидным словом товарища:
Молодцы! Я вижу вы вежливые ребята.
4) Перед нами - остров Извинений.
Слайд 7
-Какие еще вы знаете извинения? Приходилось ли вам просить прощение?
Слайд 9
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
А может, не слова-дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
-Какие еще вы знаете извинения? Приходилось ли вам просить прощение?
Слайд 8,9
На острове Извинений нас тоже просят о помощи. Ребята, помогите разобрать жизненные ситуации:
а) Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько времени?" Какие ошибки он допустил? (на бегу, слово "пожалуйста")
б) Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (дорогу уступает тот, кто вежливее)
Слайд 10.
Опыт с воздушным шаром.
Представьте себе, что шар-это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть кого - нибудь, ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что происходит с шаром?
А что происходит с гневом внутри него?
Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно так же научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.
Слайд 11
Л.Н. Толстой говорил: "Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе"
5) Перед нами - море Улыбок.
Слайд 12.
Чтобы переплыть его, должен постараться каждый ряд выполнить задание:
1 ряд - каждый должен рассказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь потому, что я :(в красивом платье, добрая и т. д.)
2 ряд - взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорить о нем теплые слова:(лучший математик, самая голубоглазая и т. д.)
3 ряд - называет добрые и вежливые слова по цепочке.
6) Перед нами - долина добрых дел.
Слайд 13.
Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы сделаем одно доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки зверей и птиц. (звучит песня о доброте)
Как назовем картину?
Какое чувство испытали, делая одно доброе дело?
Вы успешно справились со всеми испытаниями, и, я надеюсь, мы снова и снова, каждый день, в школе и дома будем путешествовать по удивительной стране Вежливости и Доброты.
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро- это здорово.
IV. Подведение итогов.
На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам правила добрых поступков.
Слайд 14.
Будь вежливым в словах, поступках.
Не груби, даже если сердит.
Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
Проявляй доброжелательность.
Не погибни во мне доброта!
Вручение памяток под музыку.
Слайд №15
В заключение нашего урока ребята исполнят песню Кота Леопольда «Если добрый ты…»
Спасибо за урок!