Методическое руководство на тему Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуальнопассивными детьми на основе деятельностного подхода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Красногорского района Алтайского края









Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода










Автор: Богданова Светлана Анатольевна
учитель физики высшей квалификационной категории




с. Красногорское
2014

Аннотация

В методическом руководстве описаны методические приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися при структурировании учебного процесса на основе деятельностного подхода
Методический пакет призван помочь учителям физики, работающим в гетерогенных классах решать задачи социализации учащихся.



Ключевые слова: ФГОС, методический пакет, деятельностный подход, интегральная технология, предметная отчужденность, социализация, педагогическое исследование, ориентировочная основа действия, дифференциация обучения, интеллектуально пассивные дети.













Пояснительная записка
Теоретическая интерпретация
Условия возникновения опыта
Опыт формировался в период подготовки к переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в средней сельской школе, в гетерогенных классах, в которых рядом с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития, учатся дети с приобретенными дефектами интеллектуального развития, а значит и с разным уровнем мотивации на получение образования.
Адресная направленность опыта
Системная, согласованная работа коллег- единомышленников по организации учебного процесса на основе деятельностного подхода для реализации личностной, ценностно-смысловой ориентации учащихся.
Актуальность опыта
Актуальность опыта заключается в разрешении противоречия между переосмыслением требований государства и общества к качеству образования и повышением количества интеллектуально пассивных детей в сельской школе.
Ведущая идея опыта
Педагогическая поддержка успешности индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода.
Сущность опыта
Создание психолого-педагогических условий для развития ученика на основе усвоенного в ходе деятельности предметного содержания.
Новизна опыта
В основе опыта лежат выявленные и ранжированные по принципу «причина - проблема» результаты педагогических исследований «Индивидуально-типологические особенности ребёнка и трудности учения», «Социализация учащихся в учебном процессе». Это позволяет развивать универсальные учебные действия ученика на основе усвоенного предметного содержания.
Концептуальная часть методической системы приёмов работы с интеллектуально-пассивными обучающимися.
Теоретическая основа - теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной:
мотивация (знакомство с действием);
ориентировочная основа действий (планы-ориентиры, алгоритмы, опорные схемы и т.д.);
материальные действия (действие с предметом);
материализованные действия (символы, формулы, уравнения, сигналы)
формирование действий во внешней речи;
внутренняя речь;
умственная деятельность.
Приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися (приложение 1)
1.Коррекция психики учащихся через методы учебной мотивации
Проводится с целью формирования устойчивых положительных мотивов
учебной деятельности через целеполагание, планирование и определение путей достижения цели, контроль и рефлексию своей деятельности, создание ситуации успеха посредством отсроченной отгадки, использования периодической печати на уроках, приёмов педагогического общения, приёмов оценивания (см. приложение 2,3).
Результат. Развитие и совершенствование регулятивных универсальных учебных действий: мотивирование своей деятельности, планирование текущей работы, самоконтроль, самопроверка, самооценка, рефлексия деятельности.
2. Развитие речи путём развития межличностных и внутриличностных форм интеллекта.
Идёт через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, например посредством фантастической добавки (к реальной ситуации добавляется элемент фантастики) и технологии мозгового штурма. Здесь главное научить работать по этапам: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов и их доклад.(см. приложение 4).
Результат. Развитие и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий: монологическая речь (устная или письменная),
способность вести конструктивный диалог, работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями, сохранять в команде способность к творчеству и др.).
3. Развитие мышления через поисковый и логический методы
Идет через приёмы повышения интереса к учебному материалу: решение «открытых» задач, выполнение проблемных заданий. (см. приложение 5)
Результат. 1.Развитие, совершенствование и применение познавательных универсальных учебных действий: учебно-интеллектуальные умения (использование методов познания), учебно-информационные умения (поиск и отбор информации, её интерпретация на основе понимания и преобразование в знание, создание новой информации).
2.Развитие методологической культуры учащихся.
4. Развитие памяти.
Проводится через чёткую ориентировочную основу действий (ООД).
Результат. 1.Реминисценция – явление, когда воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Она связана с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Ориентировочная основа действий становится ненужной.
2.Совершенствование личностных результатов: понимание смысла деятельности (см. приложение 6).
Указанные приёмы работы с интеллектуально-пассивными учениками позволяют обеспечить возможность осуществления совокупности универсальных учебных действий на каждом этапе усвоения учебной информации в соответствии с последовательностью процессов мышления:
восприятие осмысление запоминание закрепление
применение обобщение систематизация.
Рефлексия учителя
Данная методическая система приёмов работы с интеллектуально пассивными обучающимися:
представляет простор для творчества учителя;
позволяет:
- дифференцировать работу с учащимися: отсутствие неуспевающих по итогам учебного года среди интеллектуально пассивных учащихся;
- структурировать учебный процесс с учётом типологических особенностей нервной системы (сильная, инертная, слабая нервная система) (см. приложение 12); доминирующего канала восприятия учебного материала (визуалы, аудиалы, кинестетики); темперамента и особенностей поведения: экстраверты (психотип - холерики и сангвиники), интроверт (психотип - флегматики и меланхолики); функциональной ассиметрии полушарий головного мозга правополушарные, левополушарные);
- формировать и развивать компетенции ученика;
- делать урок здоровьесберегающим;
- изменить профессиональную позицию педагога, который из носителя готовых знаний превращается в помощника и координатора работы учащихся;
- найти коллег-единомышленников (В МБОУ «Красногорская СОШ» это творческая группа учителей «Лаборатория нерешенных проблем», которые имеют свои методические системы, содержащие арсенал педагогических приемов, способов, средств успешности обучения и готовы к деловому сотрудничеству. Помощники и координаторы работы учащихся в процессе совместной деятельности).

Глоссарий
Предметная отчужденность - состояние обучающегося, характеризующееся отсутствием интереса к учебному предмету (предметам), или бессилием, бессмысленностью принимать участие в образовательном процессе, а также нежеланием следовать социальным нормам, принятым в образовательном учреждении, социальной изолированностью и самоотстранением.
Интеллектуально пассивные дети - это дети с недостаточной сформированностью интеллектуальных навыков и умений, отрицательным отношением к интеллектуальной деятельности, отсутствием познавательного отношения к действительности
Аудиалы - люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой канал.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Дидактоцентрический подход - это подход ориентированный исключительно на обучение.
Дифференцированное обучение – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения (И.М. Осмоловская).
Импрессинг (от. англ. impress впечатлять, оставлять след) термин в психологии и обучении. Информационное воздействие, ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют мотивы и направление деятельности личности на всю жизнь, формируют интересы, шкалу ценностей, и при позитивном влиянии средовых факторов приводят к значительным достижениям в той или иной области..
Интроверт – человек, обладающий нервной системой, не позволяющей ему открыто выражать свои эмоции и переживания. Не любит находиться на виду, тяжело переносит общество.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Компете
·нция (от лат. competere соответствовать, подходить) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
ФАСЦИНАЦИЯ (от англ fascination очарование) специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.
Экстраверт - человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира.









Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413.)
Малоглазова Г.В. Приёмы обучения физике на основе деятельностного подхода .М., ОблИПКПР. – 2010. – 32.с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. С. 36.
Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]