ГАЙДАР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ: литературный час для учащихся 2-х – 4-х кл.

ГАЙДАР А.П. ГАЙДАР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ:
литературный час для учащихся 2-х – 4-х кл.

скачать презентацию

скачать музыку
Цель: Воспитать духовную культуру учащихся.
Задачи:
Познакомить с жизнью А.П. Гайдара.
Рассказать о времени Гражданской войны.
Пробудить интерес к чтению гайдаровских книг.
Учить творческому восприятию художественной литературы.

План

I. День защитника Отечества.
II. Обыкновенная биография в необыкновеннее время.
1. Что означает имя Гайдар?
2. Семья:
3. Самообразование
4. Воспитание рыцарства.
5. Фронт:
6. Разгром банды Битюга
7. Командир полка
8. Болезнь и выбор жизненного пути.
9. Темы творчества А.П. Гайдара
10. Вопросы для обсуждения рассказов.
III. Учиться жить по-гайдаровски.
IY. Список литературы.

Методические рекомендации

Оформление доски: название мероприятия, портрет, даты жизни писателя, словарь: гражданин, псевдоним. Мероприятие может сопровождаться презентацией.
(звучит музыкальная заставка из песни «Гайдар шагает впереди» А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова)
Он жил, как должен
жить боец,
И умер, как солдат.
С. Михалков

I. День защитника Отечества

Февраль самый суровый месяц года! Может быть, именно поэтому самый большой и суровый мужской праздник День защитника Отечества появился в феврале?! Защита Родины привилегия и обязанность настоящих мужчин! А знаете ли вы, когда и почему стали отмечать этот праздник?
Изначально этот день праздновался как день рождения Красной Армии с 23 февраля 1918 года.
Сложное это было время. В октябре 1917 года в нашей стране победила Великая октябрьская социалистическая революция. Власть перешла в руки трудящихся. Революция передала землю крестьянам, отобрала у буржуев банки, фабрики и заводы. Но богачи не хотели терять своих доходов, которые получали, заставляя рабочих и крестьян без устали работать в цехах, шахтах, на полях. Бывшие царские генералы стали формировать полки и дивизии. На помощь им пришли капиталисты других стран: шли корабли с английскими танками, французскими пушками и пулеметами, немцы вели ожесточенные бои.
Весной 1918 года молодое Советское государство оказалось в кольце врагов. Для защиты от врагов в короткий срок была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Она называлась Красной, а солдаты ее – красноармейцами, потому что цвет знамени, которое вело их в бой, было красного цвета. Под ним сражались на баррикадах и умирали те, кто жизни своей не жалел за счастье народа. Ненавидя красный цвет, враги революции противопоставили ему белый. Армию свою они именовали белой, а себя – белогвардейцами. С большим напряжением отбивалась молодая Республика от наседавших со всех сторон орд противника.
23 февраля 1918 года Красная Армия победила врага под Псковом и Нарвой. Этот день и стал днем рождения Красной Армии.
Три года, с 1918 по 1920, продолжалась Гражданская война – красных против белых. Непростое это было время. Иногда отец и сын, родные братья воевали друг против друга. А сколько было бандитов разных мастей: зеленые, махновцы, петлюровцы.
С 1946 года он стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота. Государственная Дума России 10 февраля 1995 г. приняла решение переименовать праздник, назвав его День защитника Отечества.

II. Обыкновенная биография в необыкновеннее время


У великого полководца Суворова есть высказывание “Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе...” Сегодня я расскажу Вам об удивительном человеке, писателе-воине, навсегда связанном с армией, Аркадии Петровиче Гайдаре. 22 января этому легендарному человеку исполнилось 105 лет со дня рождения.
Пройдем же боевыми и литературными тропами замечательного писателя А.П. Гайдара.

1. Что означает имя Гайдар?

Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.
Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе этот звучный и много говорящий псевдоним. Псевдоним – вымышленное имя.
Гайдар – впередсмотрящий, всадник, скачущий впереди.

2. Семья

Он родился 22 января 1904 г. в г. Льгове, откуда вскоре семья Голиковых переехала в Арзамас. Отец его, Петр Исидорович, был внуком крепостного крестьянина, благодаря упорству и настойчивости пробился к образованию, работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Окончив гимназию, она ушла из дома, порвала со своей средой, решив посвятить жизнь просвещению народа.
Работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после Аркадия появилось еще трое детей – его младшие сестры.

3. Самообразование

Родители много занимались самообразованием, изучали иностранные языки. В свободные часы пели народные песни, читали друг другу вслух стихи, а детям – сказки. Подражая отцу и матери, Аркадий рано начал «говорить в лад». Первое свое стихотворение он сочинил, не умея читать.
В доме Голиковых было много книг. Аркадий рано пристрастился к чтению и мог пересказывать слово в слово целые главы из любимых книг.

3. Воспитание рыцарства

С малых лет Аркадия приучали к самостоятельности и рыцарству. Никто в семье не помнил, чтобы он капризничал по пустякам или жаловался на своих товарищей. В его обязанности входило заботиться о младших сестрах. Когда однажды Аркадий разбил стекло и убежал, мама ему объяснила, что сильный и смелый человек никогда не лжет и не прячется за спины других людей. С той поры он всегда сознавался в своих ошибках и проступках. Побеждая боязнь наказания, Аркадий воспитывал в себе смелость и волю.

4. Фронт

Необыкновенное время рождало небывалые биографии. Когда взметнулись красные флаги революции, Аркадий пристал к людям, которые боролись за равенство, светлую жизнь для всех людей. Их называли большевики. Мальчику стали доверять разные мелкие поручения: сбегать туда-то, отнести то-то, вызвать кого-то. Было ему в ту пору 13 лет. Однажды, выполняя поручение революционного Арзамасского штаба, он был ранен ночью на улице ножом в грудь.
Он все успевал: и охранять по ночам город, заниматься самообразованием, писать в ученическую газету. А кроме всего этого, Аркадий старательно проходил военную подготовку и даже учился ездить верхом на старой водовозной кляче. Он твердо решил попасть на фронт. В ноябре 1918 Голиков поступает добровольцем в Красную Армию. Был он широкоплечий, не по годам рослый. Когда спросили, сколько ему лет, ответил, что 16 (хотя ему было 14). Служил адъютантом командира батальона. Но штабная работа его мало привлекала. Голиков просится на фронт. Желая уберечь мальчишку, командир посылает его на Московские командирские курсы Красной Армии. Но эти курсы вскоре перевели в Киев, а это был Петлюровский фронт. Очень часто лекции прерывались и слушателей бросали то против белых, то против банд зеленых.

5. Разгром банды Битюга

Во время одной такой экспедиции Голикова назначили командиром небольшого отряда и поручили уничтожить банду атамана Битюга. Враг оказался хитрым и коварным, операция срывалась. Но однажды был пойман человек, которого Битюг послал всыпать яду в колодец, из которого брали воду курсанты. Голиков решил пойти на хитрость. Он приказал старосте готовить подводы, потому что люди якобы заболели. Ночью, когда в село ворвался Битюг, уверенный, что все умерли, в небо взвилась ракета. Банда Битюга была разгромлена. Об этом и других эпизодах вы сможете прочитать в книге А. Гайдара «В дни поражений и побед». Вскоре ситуация на фронте изменилась, курсы закрыли. Голиков назначен командиром роты и отправлен на фронт.

6. Командир полка

Ему было 16 лет! Голиков проявил блестящие способности командира: был смел, вдумчив, пользовался авторитетом среди бойцов. Поэтому Аркадию доверили командовать Воронежским полком в 5 тысяч сабель и штыков.
Голиков принимает участие в ликвидации антоновского мятежа на Тамбовщине, ловит в Сибири сильного и коварного атамана Соловьева (события положены в основу фильма «Конец императора тайги»).
Голиков прошел большой и славный путь по фронтам гражданской войны. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, и окрыляющую радость побед.

7. Болезнь и выбор жизненного пути

Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии. Он полюбил ее всем своим чистым и беспокойным существом, сроднился с военной семьей. Будущее для него было ясно – он навсегда останется в армии.
Но тут его сразила болезнь. Сказались ранения, контузия головы, безостановочные, жесточайшие перегрузки. Аркадий Петрович терпеливо лечится, но врачи неумолимы. Диагноз: непригоден к военной службе. Это был ноябрь 1924 г. Голикову 20 лет.
Сразу возник вопрос: что делать, как жить дальше? Голиков решает стать писателем. Это его выбор не случаен. У Аркадия рано пробудился интерес к слову, потребность писать. В школе он сочинял стихи, создал рукописный журнал. На вопрос «Ваше любимое занятие?» Среди прочитанных и любимых авторов: Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, Шекспир, Жюль Верн, Марк Твен. - отвечал: «Книга».
Вдоль и поперек изъездил он нашу страну, много видел и обо всем ему хотелось рассказать детям. В одной из автобиографических заметок Гайдар напишет, что стал детским и юношеским писателем, потому что в годы гражданской войны сам был еще мальчишкой, и ему захотелось рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция, в каких суровых боях завоевывалась новая жизнь.

8. Первый рассказ «РВС» и темы творчества

Но не сразу добился Аркадий Петрович удачи на новом для него поприще. Первые свои повести сам Гайдар считал слабоватыми (1925-1927 гг.). Но уже в 1926 г. написан рассказ, определивший истинно верный путь писателя. Это был рассказ «Р.В.С.».
Если внимательно прочитать маленькие рассказы Гайдара, можно сказать, что их писал человек веселый, с открытым сердцем и твердым характером, человек, повидавший в жизни многое. Гайдар любил смелых, правдивых людей, преданных революции, Родине. Он показывает героев, взрослых и детей, в самые трудные, решающие минуты жизни. В такие минуты человек собирает все свои силы, весь свой ум, чтобы поступить правильно, достойно. В такие минуты видно, на что способен человек, чего он стоит. Итак, выбор сделан: писать о детях и для детей.

9. Громкое чтение с последующим обсуждением (рассказ по выбору библиотекаря)

«Горячий камень» - сказка о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины. Это последнее произведение для детей, которое писатель успел опубликовать за два месяца до гибели. Сказка эта – как бы прощальный завет детям – жить честно и смело – так, чтобы никогда не захотелось начинать жизнь сначала.

10. Вопросы к обсуждению рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень»

- Почему люди в деревне думали, что сторож «немало хватил горя»? («Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам»)
- Какие обстоятельства свели старика и мальчика Ивашку Кудряшкина? (Ивашка полез в колхозный сад за яблоками)
- Почему старик-сторож не повел вора в школу и не высек крапивой? (пожалел, так как мальчик получил ссадины и порвал об гвоздь штаны)
- Почему Ивашка попал на болото? (от стыда и горя)
- Что обнаружил мальчик на болоте? (камень)
- Что необычного было в камне? (он был горячий, имел волшебную силу)
- Почему Ивашка не разбил камень? (не хотелось оставаться на второй год в первом классе, ведь ему было всего восемь лет – девятый)
- Почему Ивашка решил предложить старику воспользоваться силой камня? («Он меня пожалел. Дай-ка я теперь его пожалею и верну ему молодость»)
- Почему старик сразу не пошел к камню? (не мог оставить свой пост)
- Когда Ивашка испытал счастье? (подвезли на машине, поймал большую щуку, был на первомайской демонстрации)
- Почему старик не стал разбивать камня? («На самом деле я самый счастливый человек на свете»)

«Счастья Вам», «Будьте счастливы», «Счастливого пути», « Не было бы счастья, да несчастье помогло» - Как часто мы говорим о счастье, желаем, друг другу, стремимся к нему, мечтаем о нем. А что, по-вашему, счастье?
- Что такое счастье?

«Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовольствия, успех, удача». – читаем в «Толковом словаре» (Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2001. – С.: 783.).

- Можно ли счастье купить за деньги?

Счастлив ли малыш, выпросивший криком мороженое у родителей? Нет, хотя на его лице читается явное удовольствие. Он просто получил тот сладкий кусочек - мороженое, который хотел, а его родители будут впоследствии лечить его ангину или не смогут купить хлеб, так как деньги потрачены на сладость. Кто-то принимает за счастье бытовые удобства и величие среди себе подобных, власть, богатство, удачное замужество (или богатый муж). Достижение каких-то земных желаний не приносит нам ожидаемого счастья, или оно бывает не долгим. Чем чаще мы ставим цели и быстрее их достигаем, и чем чаще исполняются наши желания, тем слабее ощущение радости.

- С чем связано счастье для главного героя? («Ты, конечно, подумал, что я хром, уродлив и несчастен. А на самом деле я самый счастливый человек на свете»).

- Счастье – внешнее или внутреннее состояние?

Бывает счастье, когда получил то, чего давно желал. А бывает, когда увидел закат невероятных красок или радугу в полнеба. Человек странное создание. Он может годами помнить плохое, а хорошее забыть на следующий же день. Счастье это состояние души, внутреннего мира человека. Это гамма чувств, эмоций, невероятной радости и блаженства. Каждая минута полна счастьем, хотя бы потому, что ты живешь, ты наблюдаешь удивительный процесс жизни и изменений во времени, просто улыбнись этому и тебе станет тепло и хорошо. Счастье близко, нужно только протянуть руку и взять. Счастье у каждого – свое.
Случайная улыбка прохожего.
Звонок старого друга.
Вкус бабушкиных пирогов.
Теплая мамина рука.
Огонь в костре и пение под гитару.
Мечтать, строить фантастические замки.
Любить детей, целовать их пухлые ручки.
Дарить подарки.
Держаться за руки, гулять.
Кормить голубей.
Иметь друзей.
Уметь смеяться.

- Почему камень до сих пор лежит на месте? («Вот идет молодой дурак! Не сумел одну жизнь прожить, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начать сначала»).

Человек – странное создание. Может долго помнить обиду, а радость – быстро забыть. Каждый человек счастлив. Счастье есть у всех, оно в каждом, оно внутри, Все что нужно – это уметь видеть и чувствовать его, уметь принимать его и уметь дарить. Оно кругом, оно в нас! Его нельзя продать, нельзя купить, нельзя выиграть в лотерею, его можно только вырастить в себе

III. Учиться жить по-гайдаровски

Счастливый ли человек А.П. Гайдар?
В книге «Чук и Гек» читаем: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную и счастливую землю, которая зовется Советской страной». Гайдар не только оставил нам такой завет. Он жил так, как учил.
Гайдар был не только большим настоящим писателем. Он был замечательным Человеком. В 14 - лет он командовал ротой. В 16 – полком. Когда грянула Великая Отечественная война с фашистами, Гайдар ушел на фронт добровольцем. И опять солдатом, чтобы фашистский паучий знак не поганил наших стен, наших домов, и вражеский сапог не затоптал не пяди нашей земли. Сквозь пламя военных пожаров шел, не страшась ничего, боец, писатель, гражданин Аркадий Петрович Гайдар. Однажды в штабе полка Юго-Западного фронта, куда прибыл корреспондент Гайдар, заметили, что у него нет оружия. На вопрос, где же оружие, тот, смеясь, ответил: «Я сегодня воюю пером».
С первых дней войны А.П. Гайдар, несмотря на приступы тяжелой болезни, немедленно бросился туда, где решалась судьба России, и где не быть ему казалось немыслимым. Он поспешил на фронт спецкором «Комсомольской правды». Аркадий Петрович печатал превосходные фронтовые очерки. Он, бывалый военный, хорошо понимал суть боя и душу русского солдата.
Осенью 1941 г. А.П. Гайдар добровольно остался в тылу врага партизаном в приднепровских лесах. Несколько раз писателю предлагали самолет для переброски за линию фронта, Аркадий Петрович каждый раз отказывался.
Находясь в партизанском отряде, Аркадий Петрович вел дневники, наброски новых произведений, участвовал в боевых операциях, ведь он был отличный пулеметчик.
26 октября 1941 г. А.П. Гайдар с другими партизанами отправился на разведку в окрестности села Лепляво. Гайдар шел впереди. Маленький отряд напоролся на фашистскую засаду. Гайдар первым увидел фашистов, сразу оценил ситуацию и бросился навстречу эсесовцам. Пулеметная очередь прошла через его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Петровича орден, взяли тетради, блокнот, письма.
Путевой обходчик нашел тело Гайдара и похоронил его.
Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих героев, до последней минуты своей жизни делом подтверждая правду каждого написанного им слова.
Ему было 37 лет. Он всегда был настоящим командиром. Для взрослых и для детей. Он знал, как применять военную хитрость, ходить в разведку, как стать выносливым и сильным. Как сберечь силы в трудном походе. Как вовремя придти на помощь. И еще он знал главное: кого любить и кого ненавидеть.
Прах А.П. Гайдара после войны перенесли на высокий холм в г. Каневе. Проплывающие по Днепру пароходы шлют привет Гайдару.
Вышло так, как в пророческой сказке: (идет фонограмма)
Плывут пароходы – привет Мальчишу.
Пролетают летчики – привет Мальчишу.
Пробегают паровозы – привет Мальчишу.
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!
Умер Гайдар, но остались его книги, нам осталась его необыкновенная яркая биография. Как нам не хватает гайдаровской честности, человечности, взаимоуважения, соучастия, гражданственности. Значит, и сегодня боец, писатель, гражданин Аркадий Гайдар шагает впереди.
(звучит фонограмма песни «Гайдар шагает впереди» А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова)

Вопросы к рассказам А.П. Гайдар для громкого чтения с последующим обсуждением

«Совесть»

1. Почему Нина Карнаухова решила не ходить в школу? (не выучила уроков)
2. Почему Нина спрятала книги и завтрак в роще? (боялась, что увидят. Как она в рабочее время болтается по городу)
3. Почему малыш с букварем не пошел в школу? (его напугала большая собака)
4. Почему Нина отвела малыша в школу? (он показался ей забавным, ему нужна была ее помощь)
5. Почему плакала Нина? (ее грызла беспощадная совесть)
6. Что такое совесть? (чувство ответственности за свои поступки перед людьми и обществом)
7. Какой проступок совершила Нина?
8. Каким, по-вашему, человеком вырастет Нина?

«Четвертый блиндаж»

1. Кто главные герои рассказа «Четвертый блиндаж»? (мальчики Колька, Васька, Нюрка и Исайка)
2. Почему мальчики не играли с Нюркой? (она девчонка, во-первых, во-вторых, у них во дворе была злющая собака)
3. В чем Нюрка уступала мальчишкам? (ни в чем, она была длинноногая и быстро бегала, помогала по дому, обладала смелостью, уважением к старшему (подала военному спички, пока мальчишки дрались)
4. Почему деревеньку поблизости считали ненастоящей? (это был макет деревеньки для тренировки красноармейцев в стрельбе из пушек)
5. Почему раздружились мальчишки? (из-за драки)
6. Весело ли проводить время в одиночку, без друзей? (нет)
7. Почему ребята попали под обстрел? (пошли собирать грибы, перепутали день стрельб, любопытство)
8. Как назывался погреб, в котором спрятались дети? (четвертый блиндаж)
9. Что такое блиндаж? (военное сооружение, укрытие, углубленное в землю)
10. Как вели себя дети во время обстрела? (трусили, но преодолевали свой страх, закрывали дверь блиндажа, пели песни)
11. Почему Нюркина песня была такая грустная? (эту песню пела ее мать, когда отца, красного казака, зарубили белые казаки)
12. Почему командир не поругал ребятишек? (они и так были напуганы, да еще прихватили кусок разорвавшегося снаряда)
13. Почему Исайка не понимал, о чем ему рассказывали ребята? (он не испытал того ужаса бомбежки, единения, взаимопомощи, которые испытали Васька, Колька и Нюрка)

«Патроны»

1. Что происходило в истории страны с 1918 по 1920 год? (Гражданская война)
2. Как мальчик Гришка обнаружил ящик с патронами? (наткнулся на ящик в придорожной канаве)
3. Почему было опасно оставлять патроны дома? (семья могла пострадать из-за хранения патронов)
4. Как Гришка распорядился патронами? (перепрятал их и потихоньку поджигал на лугу)
5. Опасно ли взрывать (поджигать) настоящие патроны?
6. Почему у Гришки был обмотан тряпкой палец?
7. Какую беду накликал выпавший из кармана Гришки патрон? (старого деда Семена и дядю Егора казаки посадили в сарай за хранение патронов)
8. Как отреагировал Гришка на слова матери: «Чтоб ты провалился со своими патронами»? (по глазам его потекли слезы, он испытал чувство жалости и вины)
9. Почему казаки покинули деревню? (их испугали «чудные дела» - убитые исчезают, винтовки заряженные не стреляют, а главное, их испугала канонада)
10. Как вы оцениваете поступок Гришки в истории с патронами? (мог погибнуть сам, играя в патроны, подвел других людей, но спас арестованных своей канонадой, устроенной из патронов)

IY. Список литературы

1. [Высказывания о счастье великих людей]. http://cpsy.ru/cit12.htm
2. Гайдар, Аркадий Петрович. Собрание сочинений. Любое издание.
3. А.П. Гайдар. http://www.gaidar.iatp.org.ua/prisv.htm
4. А.П. Гайдар. Автобиография. http://www.gaidar.iatp.org.ua/prisv.htm
5. Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография. http://obbiogr.txt.htm
6. Биография А.П. Гайдар. http://www.goldref.ru/search/
7. Биография Аркадия Петровича Гайдара. http://www.c-cafe.ru/days/bio/195.php
8. Властелин детства. http://www.arkadiygaydar.ru/
9. Гайдар, Аркадий Петрович. http://wikimedia.ru
10. Гайдар, Тимур. Голиков Аркадий из Арзамаса. http://www.arkadiygaydar.ru/
11. Гараева, Марина. Что такое счастье и как быть счастливым?/Марина Гараева. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2433/
12. Гарбуз, Ольга. Гайдар, его Тимур и Егор. http://www.arkadiygaydar.ru/
13. Герланд, Евгения Викторовна. А.П. Гайдар: Презентация. http://www.gaydar-arcadia.
14. 23 февраля 23 февраля –День защитника Отечества. http://blogs.privet.ru/user/irfis/40887930
15. http://www.personal-park.ru/profprazd_new/
16. «Дела Гайдара» на Лубянке нет и никогда не было. http://kp.ru/
17. Доклад по предмету Биографии. Гайдар А.П. http://www.ucheba.ru/
18. Дом-музей А.П. Гайдара. http://www.arzamas.nnov.ru/home/history/history_museum2.htm
19. Зайцев,М.В., Лагутич, М. С. Аркадий Гайдар. http://www.arkadiygaydar.ru/Камов, Борис. Жизнь и подвиг писателя. Любое издание.
20. Камов, Борис. Сумка Гайдара. Любое издание.
21. Кассиль, Лев. Сердце Гайдара. Любое издание.
22. Манива, Ирина.Что такое счастье?/Ирина Манива. http://shkola.lv/index.php?mode=news&id=1157
23. Патолицын, Николай. Что такое счастье?/Николай Патолицын. http://psylive.ru/?mod=articles&gl=15&id=138
24. Сказка и быль//Гайдар, А.П. Горячий камень. – Л.: Дет. Лит., 1982. – С.: 17-46.
25. Тема урока: "Обыкновенная биография в необыкновенное время" (по творчеству А.П. Гайдара). http://festival.1september.ru/
26. Что такое счастье? http://www.sunhome.ru/philosophy/1397
http://www.happy.bessmertie.ru/sch.what.shtml
http://chtotakoe.info/articles/schastje_20.html
http://www.playcast.ru/playcasts/view.php?card=686595&code=1b68406ade5021895e1d678bf8f9514c24347162
27. Эбин, Ф. [Гайдар]//Гайдар, Аркадий. Поход. – М.: Дет. лит., 1982. – С.: 3-4.

главная*новости*что такое икц*услуги*методкопилка*проектная деятельность*массовая
15