Презентация по технологии Масленица


Праздник Масленицы – проводы зимы и встреча весны – приходится за 56 дней до Пасхи. Первое упоминание о Масленице относится к XVI веку. Она не привязана к определённой дате и по народному календарю приурочена ко времени весеннего равноденствия. Масленица издавна была русским общенародным праздником. Главное правило Масленицы – накрывать обильные сытные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а также яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом, пивом и вином. Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время года человек заметил ее, прячущуюсяза огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с румяными щеками, коварными глазами, с хохотом. В народе ее называли тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой. С субботы уже начинали праздновать «малую Масленку». Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал «нет», того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета — кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее. Последнее воскресенье перед Масленицей носило название мясного воскресенья. В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на Масленицу. В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана». На Масленицу ребятишки, молодежь, старики — все высыпают из хат за ворота. Одни катаются на салазках. Другие с надсадой голосят песни и пошатываясь плетутся вдоль деревенской улицы. Третьи в новых тулупах сидят на завалинках и, вспоминая свою юность, глядят на людей, столпившихся у качелей, и на всю шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики. Ледяные горки украшали елками, фонариками, иногда ледяными статуями. Катались на санях, салазках, слегах, «на лубу». Во время катания девушки и парни могли целоваться при всем народе, не вызывая при этом нареканий. Одним из действ масленичной недели было «взятие снежного городка». Оно появилось позже традиционных развлечений и, вероятно, пришло к нам из Европы. Широкое распространение этот обычай получил в Сибири и на Урале.Выбирался городничий, обязанный стоять на защите города. Брали город в последний день Масленицы с целью завладеть флагом на городе и самим город­ничим. С четверга или с пятницы катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так. Почти все молодожены должны были принять участие в этом катании.Особенно охотно катались на тройках лошадей богачи с расписными, увитыми лентами дугами; подвыпившие мужики и бабы из простолюдинов разъезжали на простеньких дровнях. Катали охотнее всего молодых девушек, которых кучера из чужой деревни должны были напоить допьяна и угостить гостинцами. Катались и бабы, чтобы похвалиться шубой . Возможно, в древности Масленица специально устраивалась только для молодых супругов: для них пекли блины и оладьи, для них заготавливали пиво и вино, закупали сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. Существовало много масленичных обрядов и обычаев, в центре внимания которых оказываются новобрачные.Чаще всего молодые приезжали в четверг, вся деревня ждала их приезда. Отправляясь «к теще на блины», молодожены обязательно запасались гостинцами и подарками, появиться без них считалось позором. Теща должна была ухаживать за зятем, готовить самые лучшие блюда и, конечно, печь блины. На следующий день гостей принимала золовка.После обеда молодые катались на санях вместе с бывшими подругами невесты, а сваты в это время начинали уже свою попойку, которая заканчивалась только к ночи, а на другой день начиналась снова уже в доме родителей жениха. Существовал обычай зарывать в снег молодых или валять их в снегу. Традиционным выкупом было угощение. Более суровыми развлечениями были кулачные бои. Бились и один на один, и стенка на стенку. Чаще всего бои происходили на льду замерзших рек и на улицах. Начинался карнавал обычно в четверг на масленой неделе. К четвергу сырной недели делали изображение Масленицы в форме куклы или чучела из соломы в виде мужчины или женщины. Чучело со смехом и прибаутками водили или возили по всей деревне. Наряд для Масленицы либо покупали в складчину, либо одевали чучело в обноски. Иногда в одну руку Масленицы вкладывали бутылку водки, а в другую — блин. Чучело ставили на сани, а около него крепили сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. До пятницы сударыня Масленица хранилась где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки вывозили ее на улицу и начинали шествие. Во главе процессии следовала Масленица, рядом с ней самая красивая и нарядная девушка. Сани с Масленицей везли три парня. За этими санями тянулась длинная вереница запряженных парнями. салазок с нарядными девушками. Первая красавица затягивала песню, ее подхватывали девушки и парни.Катание обычно продолжалось до вечера, после чего сударыня Масленица водворялась в сарай. На следующий день, в субботу, Масленица снова появлялась на улице, но теперь уже в сани, вместо парней, впрягали лошадь, увешанную бубенцами. За сани привязывали салазки, на которых парами сидели девушки и парни. Веселье продолжалось до вечера. В воскресенье вечером Масленицу сжигали. При сожжении Масленицы бросали в костер все остатки масленичного обжорства: блины, яйца, лепешки. Зарывали в снег и пепел Масленицы, чтобы от нее и следов не осталось. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Позже устраивались карнавальные поезда со скоморохами, медведями, музыкантами, ряжеными, но главным лицом все равно оставалась Масленица. За одну неделю перед постом нельзя было есть ничего мясного, однако до­пускалось потреблять все, происходящее от плоти — масло, сыр, яйца, молоко.Главной ритуальной пищей Масленицы были блины. Начинали их печь уже с понедельника, но в обязательном порядке блины появлялись на столах в четверг. Блины пекли всю неделю; на блины звали гостей и блинами везде угощали. У древних славян, обожествлявших Солнце, блин олицетворял это божество. Вероятно, слово «блин» произошло от «млин» — молоть. Блины — поминальное кушанье. И первый блин, испеченный на Масленице, — за упокой. Его клали на слуховое окошко «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули усопших. Каких только блинов не было! Молочные и яичные, на дрожжах, опаре, из гречневой муки и ржаной, пшеничные и овсяные, с припеком, двумя припеками. Одной из замечательных традиций Масленицы является обмен подарками. И я решила изготовить забавные прихватки, которые называются «Тёща» и «Зять».