Выступление на семинаре Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе


Тема выступления «Использование ИКТ на уроках русского языка».
Наши дети — это составляющая информационного общества. Они ловко управляются с различными электронными устройствами: всевозможные плееры, мобильные телефоны. Но надо помнить и о качественном составе информации, которая читают наши дети. Поэтому, основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе – это управление потоком информации, который принимает на себя ученик. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня я хочу поделиться своим опытом применения ИКТ на урок русского языка. Использование ИКТ на уроках русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого,  изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль.  Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Я редко пользуюсь готовыми электронными ресурсами. Я создаю всегда свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки. Например: программа МS PowerPoint дает мне великолепную возможность создавать интерактивные таблицы. В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.
Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.
Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами.
Презентация построена таким образом:
сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса, загадки
проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя
подбирают к слову однокоренные слова,
подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока. Использование ребусов,загадок, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти верный путь, который позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Список литературы
Информатика и ИКТ в нач. школе Хуторской А., Андрианова Г. Издательство: Бином Лаборатория знаний Год издания: 2009
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.
Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986
Баранов М.Т. Работа по орфографии в 4-6 классах. // Русский язык в школе. – 1980. - № 3.
Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. М.: “Экзамен”,2011
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
Словарь синонимов и антонимов русского языка. С.-Пб., 2010.
Волина В. Весёлая грамматика. М.: Олма-Пресс, 2003.
Yandex, поиск по картинкам.