Мастер класс. Использование ТРИЗ в начальной школе.


Любимова Л. П.Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»г.Нефтеюганска Мастер класс«Использование приемов ТРИЗ в начальной школе» Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Основателем является Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер, который создал программу в 1956 году, с целью создать еще одну точную науку.Ученый своей системой доказывает, что любой человек может научится изобретать и для этого не обязательно иметь врожденный талант. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.ТРИЗ превращает производство новых идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций Модули урокаПРИЁМЫ И ТЕХНИКИ3.Изучение нового материала Лови ошибкуИнсертПослушать-сговориться-обсудитьЗХУХорошо-плохоСвязиЗигзагСтратегия «Идеал»Своя опора4.Обсуждение и решение проблемСтратегия «Идеал»Стратегия «Фишбоун»Силовой анализГенераторы критикиОбратный мозговой штурм5. Решение учебных задачМорфологический ящикСоздай паспорт Ситуационные задачиИзобретательские задачиПриёмы и техники ТРИЗ Составление загадки в технологии ТРИЗ с помощью модели.Загадка –это задачка которую нужно решить.Чтобы составить загадку нам нужно идти по лесенке действий. I.Составьте алгоритм (действия в конвертах для каждой группы)1.Выбрать объект про который будем придумывать загадку. 2. Описать несколько признаков данного объекта. 3.Исключить объекты обладающие такими же признаками. 4. Отредактировать полученную загадку. Загадки( на примере составления загадок, используя приёмы технологии ТРИЗ)Опишу я вам предмет Угадайте. Дав ответЯ сама же жду разгадкуПотому что я…..(загадка!) II. Три способа составления загадок в технологии ТРИЗАлгоритм 1 способ (загадки по похожести)1.Составление опорной таблицы вида2. Выбор объекта (расчёска)3. Заполнение левой части таблицы; затем правой . 4. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. «На что похожа»«Чем отличается»«На что похожа»«Чем отличается»ЗаборПилаТрава Нельзя лазитьНе пилитНе растёт ЗАГАДКАКак забор, но нельзя лазитьКак пила, но не пилитКак трава, но не растётЧто это?
Алгоритм составления загадок по опорным таблицам1.Составление опорной таблицы вида2. Выбор объекта (солнце)3. Заполнение левой части таблицы; затем правой . 4. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. «Какая? (какой?, какое?)»«Что такое же?» 2 способ (загадки по признакам)«Какое?»«Что такое же?»Яркое КруглоеЖаркоеЛампаКолесоОгонь Загадка Что это?Яркое, а не лампа?Круглое, а не колесо?Жаркое, а не огонь? Алгоритм составления загадок по опорным таблицам1.Составление опорной таблицы вида2. Выбор объекта (комар)3. Заполнение левой части таблицы; затем правой . 4. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. «Что делает?»«Кто (что) делает такое же действие?»«Что делает»«Кто (что) делает такое же действие?»ЛетаетПищитКусаетсяСамолётМышкаСобака3 способ (загадки по действиям) Загадка Кто это?Летает, а не самолёт?Пищит, а не мышь?Кусается, а не собака? АЛГОРИТМКАК, НО«На что похожа»«Чем отличается»А, НЕ«Какая? (какой?, какое?)»«Что такое же?»А, НЕ«Что делает?»«Кто (что) делает такое же действие?» III.Составление загадок в группах У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадать их друг другу. Детские загадкиОвальное, но не голова,Белое, но не снег,Съедобное, но не груша.Внутри жёлтое, но не абрикос.Что это?Круглый, но не мячик.Лёгкий, но не пух,На зелёной ножке, но не колокольчик.Что это? Пушистый, но не кошка Липкий, но не клей Блестит, но не блёстки. Что это?Летит, но не бабочка.Тает, но не сахар, Скрипит под ногами, но не лестницаЧто это? Прыгает, но не заяц.С карманом, но не куртка.Живёт в Австралии, но не коала.Кто это? IV. РефлексияСейчас подведём итог при помощи приёма ТРИЗ «ХОККО». Вам нужно составить нерифмованное трёхстишие из 17 слогов.1строка 5 слогов2 строка 7 слогов3 строка 5 слогов