Презентация к педагогическому проекту №Развитие навыков самоконтроля у младших школьников с умственной отсталостью


Учитель коррекционного классадля детей с умственной отсталостьюВоробьева Елена Ивановна 2013 год МКОУ «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа №2» У детей с умственной отсталостью отмечается неустойчивое внимание, импульсивность, повышенная отвлекаемость. Они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, затрудняются при выполнении оценочных действий относительно своих работ: не выделяют достижения, не замечают ошибки при выполнении. Не умеют контролировать и корректировать выполняемую операцию в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней. Решающую роль в формировании навыков самоконтроля у детей с нарушением интеллекта играет взрослый, организующий и направляющий деятельность учащихся с учётом свойственных им особенностей. Развитие навыков самоконтроля у младших школьников с умственной отсталостью Выявление уровня развития навыков самоконтроля у обучающихся коррекционного классаОсуществление отбора методов и приёмов работы по формированию навыков самоконтроляФормирование у обучающихся навыков самоконтроля через комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие навыков самоконтроля обучающихсяМониторинг результатов деятельности Развитие умения действовать в соответствии с образцомРазвитие умения контролировать процессы деятельностиРазвитие умения оценивать результат своей деятельности I. Диагностический: сентябрь – октябрь 2013 г. II. Практический: ноябрь 2013 г. – март 2015 г. III. Аналитический: апрель – май 2015 г. Этапы Содержание деятельности Результат Диагностическийсентябрь – октябрь 2013 г. Диагностика уровня и особенностей развития навыков самоконтроля у школьников:●Подбор диагностических методик для обследования детей●Обследование учащихся по отобранным методикам (5 обучающихся)●Характеристика полученных результатов, их качественный и количественный анализ ● Для исследования использовались диагностические методики: «Графический диктант», автор Д.Б. Эльконин и «Узор», автор Л.И. Цеханская.● Задания диагностических методик для всех детей были одинаковыми. Дети обследовались индивидуально в спокойной, привычной для них обстановке. Результаты фиксировались, а затем подвергались анализу.● Уровни развития навыков самоконтроля:низкий – 1 человек (20 %)ниже среднего – 3 человека (60 %)средний – 1 человек (20 %) Этапы Содержание деятельности Результат Практическийноябрь 2013 г. – март 2015 г. ● Отбор методов и приёмов работы по формированию навыков самоконтроля● Формирование у обучающихся навыков самоконтроля через комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на:1. Развитие умения действовать в соответствии с образцом (Упражнения «Сделай так же», «Учись слушать и выполнять» и т.д.)2.Развитие умения контролировать процессы деятельности (Упражнения «Да и нет», «Лесенка» и т.д.)3.Развитие умения оценивать результат своей деятельности (Упражнения «Отсутствие взрослого», «Пуговица» и т.д.) Использование активных методов и приёмов;● проверка с написанным образцом● проверка по словесной инструкции● взаимопроверка с товарищем● проверка с готовым ответом или выполненным заданием ● коллективное выполнение задания и коллективная проверка● самостоятельное придумывание заданий● выполнение задания по алгоритму● выполнение задания по наводящим вопросам● проверка с помощью сигнальных карточек● проговаривание “про себя” объяснения выбораЭти приемы способствовали формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете - сформированию навыков самоконтроля Этапы Содержание деятельности Результат Аналитическийапрель – май 2015 г. Мониторинг результатов деятельности:●Обследование учащихся по отобранным ранее диагностическим методикам● Количественный и качественный анализ результатов обследования ● Установление эффективности проведённой работы● Изучение уровня удовлетворённости родителей сформированностью навыков самоконтроля у детей Уровни развития навыков самоконтроля:ниже среднего – 2 человека (40 %)средний – 2 человек (40 %)выше среднего – 1 человек (20 %)Вывод: использование комплекса коррекционно-развивающих упражнений оказывает положительное влияние на развитие навыков самоконтроля у младших школьников с умственной отсталостью. У детей произошла положительная динамика развития (дети перешли на более высокий уровень). Они стали лучше справляться с заданиями, требующими навыков самоконтроля.Анкетирование родителей показало полное удовлетворение уровнем сформированности навыков самоконтроля у детей Педагогический проект «Развитие навыков самоконтроля у младших школьников с умственной отсталостью» размещен на сайте http://infourok.ru/user/vorobeva-elena-ivanovna