Статья на тему Дифференцированный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ЕГЭ по математике.


МБОУ «СОШ № 9»
Дифференцированный подход в реализации системыподготовки выпускников основной школы к ЕГЭ поматематике.(выступление на заседании ГМО по теме по самообразованию)
Швец С.С., учитель 1 категории
2013-2014 уч. год

Дифференцированный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ЕГЭ по математике.
Введение в развитии российской образовательной системы стандартов второго поколения открывает новый этап. Инновация данного этапа - это переориентации системы образования на использование критериально-ориентированного подхода к оценке результатов, а также в применении системы объективных измерителей качества подготовки выпускников. Итоговая аттестация в 11 классе с применением новой формы в полной мере удовлетворяет требованиям новых стандартов.
Работа по введению новой формы ЕГЭ выпускников школы ведется министерством науки и образования РФ. Официальная статистика экзаменов по математике в 11-м классе в ряде регионов показала, что более 20% школьников не могут справиться. Считается, что математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и трудна для восприятия многими учащимися. Но есть часть детей с явно выраженными способностями к этому предмету. Как добиться, чтобы каждый ребенок полностью раскрыл свой потенциал и с успехом прошел итоговую аттестацию по математике?
Предлагаю свою систему подготовки учащихся к новой форме ЕГЭ.
Эта система складывалась в течение нескольких лет, начиная с введения единого государственного экзамена в 11-ом классе.
Успешные результаты ЕГЭ обеспечиваются целостной моделью математического образования, сложившейся в нашем образовательном учреждении. Именно она создает условия для последовательной системной подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации, начиная с первого класса.
Основой является “Образовательная программа школы”, в которой заложено непременное соблюдение преемственности содержания, применяемых технологий, учено-методических комплектов на всех ступенях обучения. Главным приоритетом всей деятельности провозглашено создание условий для максимального развития природных задатков и способностей каждого ребёнка. Модель математического образования в школе - это фундамент, без которого, на мой взгляд, невозможно в полной мере подготовить выпускников к новой форме итоговой аттестации.
В 11 классе для подготовки к экзамену использую 2 дополнительных часа в неделю в течение года (он включен в учебный план за счет часов школьного компонента) и часы итогового повторения в 4-ой четверти.
В основу системы моей работы положены следующие принципы:
Деятельностный метод обучения.
Технология деятельностного метода обучения, разработанная ЦСДП “Школа 2000..." под руководством Л. Г. Петерсон, является ведущей в нашем ОУ и принятой всеми педагогами школы, в первую очередь учителями математики. Мы понимаем, что развитие и уровень знаний учащихся зависят от овладения ими методом познания. Именно деятельностный метод позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок сам “открывал” знания через самостоятельные деятельностные шаги, организованные учителем. Это позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но и способствует формированию у них универсальных учебных действий, воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности. Обучаясь с 1-ого класса по технологии деятельностного метода, мои ученики учатся осознавать собственные пробелы в знаниях и под руководством учителя видеть пути устранения этих пробелов. Они умеют анализировать и классифицировать свои ошибки --“не знаю”, “невнимательность" или '‘не понимаю”, а, значит, и смогут н\ устранить, владение навыками самостоятельной работы, методами самопроверки и самоконтроля является основой для успешного прохождения ЕГЭ.

Дифференцированный подход в обучении.
Задача учителя - в условиях "обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый - это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй — создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.
Педагогика успехи, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.
Принцип совместного прогнозирования результатов.
Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что '"потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать "на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.
Принцип системности отслеживания уровня подготовки выпускников.
Подготовку к новой форме итоговой аттестации в 11 классе провожу в несколько этапов.
Работу начинаю с этапа мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.
В начале учебного года подробно знакомлю учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ЕГЭ, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения. В кабинете математики оформляю стенд “Готовимся к экзаменам”. На нем можно разместить демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполнения работы.
Перейдем к следующему этапу. Считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки - по темам и начинаю её с сентября 11 класса. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.
Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, выделяю следующие темы для повторения:
числа и вычисления;
алгебраические выражения;
задачи на проценты;
чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;
функции и их графики;
уравнения, системы уравнений;
неравенства, системы неравенств;
текстовые задачи;
вероятность и статистика.
На повторение каждой темы планирую 2 часа, всего 18 часов, то есть тематическое повторение должно быть завершено к концу первого полу! один. Повторение каждой темы выстраиваю по следующему алгоритму:

На первом занятии через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на те из них, где чаше всего допускаются ошибки.
Затем учащиеся выполняют тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”.
После завершения работы идет проверка ответов. Далее работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходят с занятия. С остальными выясняем возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбираем ошибки. При наличии времени предлагаю детям еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они выполняют только те задания, с которыми не справились в первый раз. Если времени на занятии не остается, то даю варианты тренировочных тестов на дом. Правильность их выполнения ребята могут проверить в любойдень (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.
На втором занятии по теме все учащиеся приступают к выполнению контрольного теста. Контрольные тесты даю на 4-6 вариантов. По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. При выполнении теста все задания требую прорешивать, без решения работы не принимаю. Задания и тестовые работы на этапе тематического повторения беру из газеты “Математика” и сборника тематических тестов Лысенко Ф.Ф..
Результаты выполнения тематических тестов отражаются в листе текущего контроля в виде отметки. Родители должны быть информированы о подготовке детей к экзамену, поэтому их нужно обязательно знакомить с листом текущего контроля. Если ученик получил неудовлетворительную отметку. Ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, самостоятельно разбирая подобные задавая или с помощью индивидуальной консультации учителя во внеурочное время. По мере готовности ученик имеет возможность пересдать тематический тест. Анализ ошибок, допущенных при решении контрольного теста, необходимо проводить индивидуально.
На следующем занятии необходимо приступить к повторению очередной темы по тому же алгоритму. Таким образом выстраивается вся работа по тематическому повторению.
Тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся и не приводи т к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей. Мы понимаем, что выработка различных автоматизированных действий – залог успеха в решении более сложных задач.
Третий этап подготовки к ЕГЭ - это переход к комплексному решению заданий первой части экзаменационной работы. Этот переход лучше осуществлять, когда отработаны все темы курса в отдельности, и у обучающихся уже накоплен опыт способов и приемов решения основных типов задач. Обычно это происходит во втором полугодии.
На занятиях учащиеся пишут тесты, всего 4 варианта в классе. Использую тесты из сборника заданий для подготовки к ЕГЭ. Работу следует проводить с жестким ограничением времени и в условиях приближенных к экзамену. На выполнение первой части экзаменационной работы отвожу 1 урок (45 минут), на партах только тест, ручка и лист бумаги. На первых порах учащимся сложно выдержать этот режим, но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее. К тому же, как показывает практика, через несколько занятий сильным учащимся достаточно 15-20 минут для безошибочного выполнения всех заданий первой части. Полезно 2-3 раза выполнить такую работу с заполнением бланков.
При проверке тестов я заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно надо зафиксировать вариант, который выполнял ребенок. Если есть такая таблица, легко найти задания, которые вызвали у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы,сам тест и разбираю с учениками сначала массовые ошибки, а затем индивидуальныевопросы учащихся. На следующем занятии даю другие тесты, опять на 4 варианта и провожу аналогичную работу.
За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:
0-4 баллов - отметка “2”;
5-10 баллов - отметка “3”;
11-13 баллов - отметка “4”;
14-15 баллов - отметка “5”.
Четвертый — завершающий этап подготовки к ЕГЭ. Его начинаю обычно в4-ой четверти. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Во второй части задания различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла (С1-СЗ) разбираю со всеми учащимися на уроках, задания С4, С5 решаем на консультациях с наиболее успешными учениками.
Чтобы отследить уровень усвоения материала и определить сильные и слабые стороны при подготовке к экзамену 2-3 раза в месяц я провожу контрольные работы по типу экзаменационной. Для этого я использую спаренные уроки (2 часа, включая перемены) и материалы тренировочных и диагностических работ с сайта ФИПИ. Если учащиеся не набрали необходимое количество баллов, чтобы получить положительную отметку, планирую индивидуальную работу.
Вижу эффективность представленной системы работы в успешности моих учеников на экзаменах.
Эта система, конечно же требует большого количества времени на подготовку к занятиям, проверку работ, их анализ и проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными, необходимо пересмотреть накопленный опыт в ключе новых подходов к ЕГЭ.
Моя цель - привести детей к успеху. Когда ученик шаг за шагом добивается успеха, это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует уученика интерес к обучению, развивает его математические способности, раскрывает его творческо-интелектуальный потенциал.