Теоретический материал: опорные таблицы обособления обстоятельств (8 класс)


Обособление обстоятельств
Алгоритм работы для учащихся
Получи карточку и поставь точку в листке учёта.
Выслушай объяснение преподавателя по заданию первой части карточки. Сделай записи в свою тетрадь под его наблюдением. Научись сам объяснять это задание.
Самостоятельно выполни аналогичное задание по второй части карточки. Правильность выполнения проверь у преподавателя или по карточке-ключу. В листке учёта вместо точки поставь «+».
Найди партнёра в своей малой группе. Объясниему задание первой части своей карточки.
Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и одновременно комментирует расстановку знаков препинания. При необходимости поправляй его, отвечай на вопросы. Убедись, что он задание понял.
Выслушай объяснения партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируя расстановку знаков препинания.
Обменяйтесь карточками, и каждый самостоятельно выполните второе задание новой карточки.
Сверьте второе задание:
а)если выполнено верно, то поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра в своей малой группе;
б)если есть ошибки, исправьте и объясните их.
Поставь «+» в листке учёта напротив своей фамилии в графе с номером карточки, задание которой тебе передал партнёр.
Найди нового партнёра и работай с ним, начиная с п. 4.
Если окажется, что вы с кем-либо из партнёров пропустили ошибку, и это обнаружилось при работе в следующих парах, то выполни задание правильно и скажи об этой ошибке тому, с кем вы её не обнаружили.
Обстоятельство
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
Обстоятельство обычно зависит от сказуемого
Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Образа действия как? каким образом Пел плохо
Места где? куда? откуда? Пел дома
Времени когда? как долго?
с (до) каких пор? Пел вчера
Пел до утра
Условия при каком условии? Пел при случае
Причины почему? отчего?
по какой причине? Пел из принципа
Цели зачем? для чего? с какой целью? Пел назло
Меры и степени в какой степени? насколько? Пел слишком громко
Уступки несмотря на что?
вопреки чему? Пел, несмотря на грипп
Пел вопреки болезни
Сравнения как? Пел, как соловей
Обособление обстоятельств,
выраженных одиночными деепричастиями
и деепричастными оборотами
Обособляются:
1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (М. Пришвин.)
Река пенилась, вздымаясь, и стремительно неслась вниз;
2) деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения):
Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (А. Чехов.) Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее, сели отдыхать на шпалы. (В. Арсеньев.)
Не обособляются:
1) одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия:
Он шел прихрамывая;
одиночные деепричастия,близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя и др.): Читать лежа вредно;
деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а:
Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова. (М.Горький.) Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты;
4)деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.):
Они слушали его рассказ затаив дыхание.
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как
Запятая ставится перед как
(выделяется весь оборот) если: Примеры
1) оборот с как относится к глаголу или деепричастию и выражает сравнение с оттенком обстоятельства образа действия; как?
–––––––––––––
Как зебру, землю полосатит тень от ползучих облаков.
2) оборот с как относится к прилагательному и показывает сходство двух предметов (как можно заменить словом точно); прил. т о ч н о
Белая, как первый снег, одинокая чайка мелькала в синеве неба.
3) оборот с как является уточняющим приложением с оттенком причинности (его можно заменить придаточным предложением); Деду, как старшему штурманскому капитану, предстояло наблюдать за курсом корабля.
4) оборот с как с составе союза так…, как и…;Незнакомец был в таких сапогах, как и у охотника.
5) как выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным; Он видит, как поле отец убирает.
6) союз как включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения с союзом как:
как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как нам удалось выяснить, как некоторые думают, а также сочетания как обычно, как теперь, как один, как исключение.
Но: если указанные сочетания тесно связаны по смыслу со сказуемым и стоят после него, запятая не ставится. Это была, как вы сами можете догадаться, наша героиня.
Жители дома все, как один, высыпали во двор.
Спартакиада, как обычно, проходит летом.
Занятия начинаются как обычно. Снегопады бывают в декабре как правило (= обычно)
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как
Запятая не ставится перед как, если: Примеры
1) оборот с как имеет значение «в качестве»; Обидное намерение Вари оставить её под присмотром старших Поля приняла как заслуженное наказание (…приняла в качестве заслуженного наказания).
2) обороту с как предшествуют отрицательная частица не, слова точь-в-точь, почти, совсем; Они встретили на не как друзей.
Он поступил не как дипломат.
Это звучит совсем как парадокс.
3) оборот с как имеет обстоятельственное значение (как?), и его можно заменить существительным в творительном падеже или наречием; Как камень упал сокол на землю (камнем).
4) оборот входит в состав сказуемого; Наш двор как сад.
У мальчишки волосы как солома.
5) оборот с как стал устойчивым выражением (как белка в колесе, побледнел как смерть, лететь как стрела, льёт как из ведра, здоров как бык, идёт как по маслу и т.д.); Старик бел как лунь.
Он сидел как на иголках.
Всё идёт как по маслу.
6) в двойном союзе как…, так и… (запятая ставится перед второй частью союза). Сказки любят как дети, так и взрослые.